Комментарий ОВЦС УПЦ по поводу 70-летия Львовского собора 1946 года

Комментарий ОВЦС УПЦ по поводу 70-летия Львовского собора 1946 года

11/03/2016 1009
Автор: 
Информационно-просветительский отдел УПЦ опубликовал комментарий Отдела внешних церковных связей УПЦ относительно Львовского церковного собора 1946 года.

Сегодня между православными и греко-католиками в Украине сложились непростые отношения, которые обусловлены разными трагическими событиями, имевшими место в истории.

Прежде всего следует вспомнить Брестскую унию 1596 года, вследствие которой часть православных под давлением тогдашней государственной власти была насильственно присоединена к Католической Церкви, в результате чего потом возникла униатская церковь, которая сегодня имеет название Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Следует вспомнить также и Ужгородскую унию 1646 года, по результатам которой на Закарпатье также осуществился насильственный перевод православных в католицизм на условиях Брестской унии, опять-таки под давлением католической венгерской власти.

Все эти насильственные действия вызвали сильное сопротивление православного населения, что детально описано в исторической литературе. По этим причинам, казацкие восстания XVI – XVII веков, кроме политического и национально-освободительного идеологического направления, проходили также и под лозунгами обороны православной веры, что отображено в том числе и в творчестве украинских писателей и поэтов, и в частности у Т. Г. Шевченко. Все эти события привели к формированию в сознании православного украинского народа неприязненного отношения к греко-католикам.

8-10 марта 2016 года исполняется 70 лет Львовскому собору, который принял решение об отмене Брестской унии 1596 г. и возвращении греко-католиков Западной Украины в состав (на то время) Русской Православной Церкви. Тогда часть униатского духовенства и верующих искренне возвратилась в православную веру. Подтверждением этому являются не только исторические документы, в частности относительно деятельности пропресвитера Гавриила Костельника, который задолго до Львовского собора симпатизировал Православию, но и тот факт, что на сегодня в Галичине действует около 900 православных приходов, которые даже после легализации УГКЦ не захотели возвращаться в униатство. Однако, следует признать и тот факт, что часть униатского духовенства и верующих не приняли решений Львовского собора. В 1990 году началось возрождение УГКЦ, которая вышла из своего подполья со злобой и выраженной антиправославной агрессией.

Сегодня в информационном поле существуют попытки очернить деяния Львовского собора 1946 года, который часто представляется исключительно акцией атеистического режима по уничтожению греко-католиков в Галичине при помощи православных. Однако, нельзя давать оценку деяниям собора на основании только фактов гонений на греко-католиков, не упоминая страдания Православной Церкви от советской власти, многочисленные пытки православных священнослужителей и множества верующих. Нельзя давать оценку собора, не упоминая и десятилетние страдания православного населения Украины от униатской политики, начиная со времен Брестской унии 1596 года. Кроме того, главным поводом для ликвидации УГКЦ карательными органами Советского Союза было открытое сотрудничество этой религиозной конфессии с немецко-фашистскими оккупационными войсками и их пособниками на территории Западной Украины.

Считаем, что сегодня в своих отношениях православным и греко-католикам следует думать не о поиске вины, а о выработке концепции мирного сосуществования в единой Украине, а также сотрудничестве в тех сферах, где это возможно. Все факты исторической боли обеих сторон следует детально изучать и открыто обсуждать, ради взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: