Филарет Благочестивый Киевский

Филарет Благочестивый Киевский

23/10/2017 420

В первой половине XIX века в России, куда входила и нынешняя Украина, было два святителя, два выдающихся иерарха, два великих подвижника благочестия, два столпа Русской Церкви, два величайших интеллектуала своего времени, два Филарета: Московский и Киевский. Первому из них народ усвоил прозвище Мудрый, второму – Благочестивый.

Филарет Благочестивый, в миру Феодор Георгиевич Амфитеатров, родился в 1779 году в Орловской губернии в семье священника. Родился очень слабым и почти слепым. С самых ранних лет обнаружился его недюжинный ум и стремление к духовным подвигам. Закончив в 1795 году Орловское духовное училище лучшим учеником, он перевелся в Севскую духовную семинарии, которую окончил в 1797-м.

Сразу же по окончании семинарии Феодор подал прошение о пострижении в монашество и в 1798 году в возрасте 19 лет был пострижен в мантию с именем Филарет. Через два дня он стал иеродиаконом, а через два месяца – иеромонахом. Оставшись преподавать в родной семинарии, он в 23 года (!) был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря в сане игумена. В 1804 его возвели в сан архимандрита. За столь стремительным взлетом последовали столь же нелегкие искушения. Апостол Павел сказал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). Искреннее благочестие и ревность о своих служебных обязанностях архимандрита Филарета были как кость в горле тем, кто привык жить по «стихиям мира».

В 1804 г. Филарета перевели из Орловской епархии в глухую отдаленную Уфу. Здесь его назначили ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря, которых, можно сказать, еще и не было. Семинарию только-только создавали, и архимандрита Филарета можно с полным правом называть ее основателем. Но и в Уфе гонения на праведника продолжились и даже усилились. Епархиальное начальство по всякому поводу и без повода притесняло подвижника благочестия и писало на него доносы в Священный Синод. Это продолжалось почти шесть лет, и, не имея сил выносить обиды и унижения, Филарет уже подумывал было уйти в какой-нибудь глухой монастырь простым монахом.

Но Господь не оставил своего угодника. В 1810 году вследствие как ложных доносов в Синод, так и некоторых положительных отзывов о нем авторитетных священников, последовал синодальный указ о переводе архимандрита Филарета в Тобольскую епархию «для испытания». Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет) в своем донесении Святейшему Синоду о характере и поведении присланного архимандрита назвал его «не человеком, а ангелом во плоти».

Через три года, в 1813-м, архимандрита Филарета вызвали в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначили настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Яркий ум, искреннее благочестие и духовные дарования будущего святителя были столь явны, что уже в 1814 году его назначили инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и удостоили степени доктора богословия без необходимой защиты научной работы. В этом же году его перевели на должность инспектора Московской духовной академии, которую он возглавил уже через год.

Отношение Филарета к ученикам напоминало отношение старца. Как вспоминали впоследствии его воспитанники, «управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные». В это время будущий святитель составил свои знаменитые лекции по догматическому богословию, по которым этот предмет еще долго преподавали и в Московской, и в других духовных академиях. Его лекции были настолько интересны, настолько отличались краткостью, ясностью и доступностью, что студенты называли их не лекциями, а благовествованием.

В период ректорства архимандрита Филарета в Московской академии дважды проводил ревизии ректор Санкт-Петербургской академии Филарет (Дроздов), который был в то время уже в архиерейском сане. Необходимость этих мероприятий была обусловлена тем, что Московская академия еще только начинала свое становление в качестве академии и нуждалась в очень пристальном внимании священноначалия. Результаты деятельности архимандрита Филарета (Амфитеатрова) были столь впечатляющи, что после второй ревизии епископ Филарет (Дроздов) снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак уважения и признания его заслуг. А всего за четыре года ректорства Филарета шесть раз удостаивали различных наград и поощрений.

В 1819 г. архимандрита Филарета хиротонисали во епископа Калужского и Боровского. За шесть лет своего святительства на этой кафедре он проявил особую заботу о Калужской семинарии, а также о создании и становлении монастырей. При нем в 1820 году в Оптиной пустыни образовали знаменитый Иоанно-Предтеченский скит, ставший оплотом старчества и духовного окормления для всей Руси. Сам святитель Филарет построил для себя в скиту скромную келию, куда удалялся для уединения и молитвы, если это позволяли его архипастырские заботы.

К этому времени относится написание святителем одного из немногих печатных трудов: «Беседы-толкования Евангелия от Матфея», которые имели большое влияние на развитие отечественной богословской традиции. Святитель Филарет очень ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах слова Божия. Его беседы были очень просты по изложению и привлекали множество слушателей.

В это же время началась полемика двух Филаретов (Дроздова и Амфитеатрова) по вопросу о переводе Священного писания на русский язык, которая особенно остро проявилась позднее, в 1860-х годах. Святитель Филарет (Дроздов) был ревностным сторонником такого перевода, в то время как святитель Филарет (Амфитеатров) – столь же ревностным противником.

Святитель Филарет (Дроздов) утверждал, что «Православная Российская Церковь не должна лишать православный народ чтения Слова Божия на языке современном, общевразумительном, ибо такое лишение было бы несообразно с учением святых отец и духом восточно-кафолической Церкви, с духовным благом православного народа».

На что святитель Филарет (Амфитеатров) ответствовал: «Русское наречие не может передать священного писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию все то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем священного писания».

По инициативе императора Александра II и обер-прокурора Святейшего Синода Николая Протасова устроили даже «синодальное рассуждение» между двумя Филаретами по этому вопросу.

В итоге 20 марта 1858 года Святейший Синод постановил: «Перевод на русский язык сначала книг Нового Завета, а потом постепенно и других частей Священного Писания необходим и полезен, но не для употребления в церквах, для которых славянский текст должен оставаться неприкосновенным, а для одного лишь пособия к разумению Священного Писания».

Здесь необходимо заметить, что дискуссия между двумя святителями происходила исключительно в духе братской любви и взаимного уважения. Ни один из них не позволил себе опуститься до обвинений или каких-то личных выпадов против оппонента. Оба Филарета до конца своих дней оставались каждый при своем мнении, но оба почитали друг друга подвижниками и угодниками Божиими.

В 1825 г. святителя Филарета (Амфитеатрова) перевели в Рязанскую епархию, а в 1828-м – в Казанскую. Рязанская епархия была в то время более-менее благоустроена, и архиепископ Филарет, назначенный членом Святейшего Синода, подолгу жил в Петербурге. Но совсем другое дело было в Казани. В ней проживало множество инородцев, часто принимавших православие формально, а затем вновь уклонявшихся в язычество и магометанство. Святитель в короткий срок объехал всю епархию, досконально изучил положение дел и представил в Священный Синод записку, в которой изложил перечень мер, необходимых для исправления ситуации.

Несмотря на мудрость и взвешенность его предложений, возникли определенные трудности, которые святитель преодолевал с настойчивостью, терпением и упованием на волю Божию. Особое внимание он уделял строительству храмов и проповеди слова Божия. Филарет постоянно ездил по епархии, совершал богослужения и проповедовал. В Казанской епархии по его молитвам стали совершаться чудеса: Господь посылал больным исцеления, дождь в засушливую погоду, урожай во время голода. Это, а также милосердие святителя (он часто раздавал нуждающимся все свое архиерейское жалование) привлекали к православной вере тысячи людей.

Известно, что в голодные годы, которые были не редки в Казанском крае, архиепископ Филарет не только раздавал все свое состояние нуждающимся, но и брал взаймы. Его пример располагал к благотворительности купцов и других богатых людей. За время пребывания архиепископа Филарета на Казанской кафедре более 5 000 иноверцев обратились к Православию. Он усердно заботился о благосостоянии и материальном обеспечении духовенства, а еще больше – о его благочестии, пастырской ревности и образованности.

На время святительства Филарета в Казани пришлось одно из самых страшных бедствий – холера. Испрашивая помощи Божлией, святитель составил специальное молебное пение и ежедневно сам совершал Божественную Литургию в течение 40 дней.

В 1836 г. архиепископа Филарета вызвали в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Сразу по прибытии его назначили на Ярославскую кафедру, но еще до выезда в Ярославль Филарет получил новое назначение. 18 апреля 1837 г. его назначили митрополитом Киевским. Здесь, в исторической колыбели русского Православия, святитель прослужил последние 20 лет своей жизни. Он по-прежнему особое внимание уделял монастырям и учебным заведениям, причем не только духовным, но и светским. Во время пребывания на Киевской кафедре святителя избрали почетным членом Российской Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, Санкт-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). При этом он не относился к званиям как к приятной формальности, а деятельно вникал в дела учебных заведений.

Особенное участие митрополит Филарет принимал в жизни Киевского университета святого князя Владимира (ныне им. Т.Г. Шевченко). Много внимания он уделял Киево-Печерской Лавре и ее скитам, в одном из которых, Голосеевском, устроил себе келью, в которой часто уединялся для молитвы и богомыслия. Его благотворительность была настолько широкой, что нередко келейники ругали его за то, что он раздает нуждающимся все до копейки. Это тоже очень показательный момент. Святитель был очень прост в обращении со всеми лицами, его окружавшими, как знатными, так и простолюдинами. По воспоминаниям современников, отличительными чертами митрополита Филарета были глубочайшее смирение и нестяжательность.

В 1841 году святитель Филарет тайно принял постриг в великую схиму с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. И при всех своих обширных обязанностях по управлению епархией он строго и неукоснительно исполнял все уставы и правила иноческого жития. Один из знавших святителя сказал о нем так: «Мы знали его как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».

Святитель Филарет был одним из самых уважаемых и авторитетных архипастырей не только в Русской Церкви, но и во всем православном мире. Он вел активную переписку с Восточными патриархами: Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским.

Обладая непререкаемым авторитетом в Русской Церкви, святитель Филарет не боялся критиковать синодальную систему управления, позаимствованную на Западе Петром I и абсолютно чуждую православному духу. С 1842 года, будучи членом Святейшего Синода, святитель Филарет Киевский (Амфитеатров), подобно святителю Филарету Московскому (Дроздову) перестал ездить в Санкт-Петербург на заседания Синода. Подобная дерзость, проявленная какими-либо другими архиереями, повлекла бы за собой неминуемую кару. Но в виду высочайшего авторитета двух Филаретов обер-прокурор (фактический глава) Синода граф Н.А. Протасов молча терпел эту обструкцию долгие годы.

В 1855 г. святитель Филарет перенес тяжелую болезнь, после которой стал часто хворать. Почувствовав приближающуюся кончину, он благодушествовал и радовался скорому переселению в вечность. Часто болезнь не позволяла ему подниматься с постели. 6 декабря 1857 г. митрополит Филарет отслужил свою последнюю литургию в храме. Далее пребывал безысходно в своих покоях, где каждый день молился за литургией в домовой церкви и причащался Святых Христовых Таин. Несмотря на тяжелое состояние, он принимал посетителей, активно интересовался делами епархии, отдавал распоряжения и указания.

21 декабря 1857 года в девятом часу вечера святитель Филарет скончался и был погребен в Киево-Печерской Лавре в храме Воздвижения Креста Господня.

В 1984 году имя святителя Филарета было включено в Собор Сибирских святых. В 1994 г. мощи святого были обретены и торжественно перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, где почивают и доныне. В 2005 г. его имя внесли во всероссийский месяцеслов, в 2007-м – совершено его местное прославление в Украинской Православной Церкви, а в 2008-м – общецерковное, во всей Русской Православной Церкви. Днем памяти святителя избрали день его преставления – 21 декабря (3 января). С 2010 года в Украинской Православной Церкви стали отмечать также память обретения его мощей 10 (23) октября.

Святителю отче Филарете, моли Бога о нас.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: