Взгляд церкви: Труд против уныния

Взгляд церкви: Труд против уныния

07/12/2016 668
Наступление Рождественского поста знаменует собою не только радость от возможности стать ближе к Богу, но и усиление борьбы против козней духов злобы поднебесной

Крайне важно не забывать об этом, поскольку сейчас в нашу жизнь будет весьма и весьма настойчиво вторгаться множество искушений. Силы зла постараются сделать все для того, чтобы мы не смогли подняться над ежедневной суетой, сфокусировав свое внимание на духовной жизни и необходимости внутренних изменений. Несомненно, что одним из главных орудий на данном пути станет уныние.

Святые отцы предупреждали о чрезвычайной пагубности такого состояния. По словам преподобного Амвросия Оптинского: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом… весь человек ослабевает». В свою очередь преподобный Варсонофий Оптинский отмечает следующее: «Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Каким же образом уныние покоряет человека? По утверждению святого Исаака Сирина, зачастую это происходит по причине безделья. Бездумно прожигая свое время в праздном «ничегонеделании», бездельник прожигает и заложенные ему Богом таланты. Это подобно ситуации с горящим костром, в который не подбрасывают поленья. Рано или поздно он угаснет, и останется только пепел. Так и с бездельем. Его итогом становится внутренняя пустота, которая начинает мучить человека, заставляет его тяготиться жизнью. Как следствие – душа преисполняется унынием и отчаянием.

Не менее подвержен упомянутой страсти и гордый человек, который во всем полагается исключительно на собственные силы. В его глазах он сам себе «кумир, и сила, и целая Вселенная». Когда же гордец видит, что с чем-то не справляется, что не может что-то важное для него изменить, что его глобальные проекты в одночасье рухнули, для него это становится настоящей внутренней катастрофой. Ее прямым следствием становится, как и в случае с бездельником, погружение в пучину уныния и отчаяния. Как весьма точно отметил преподобный Анатолий Оптинский, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться».

Так где же черпать силы для борьбы с унынием?

Во-первых, в смирении – в стремлении в любых обстоятельствах пребывать в мире с Богом и самим собой, не возвышать себя над кем бы то ни было, во всем уповать, а также быть благодарным и покорным Господу.

Во-вторых, в труде, в особенности на благо наших ближних. Речь идет, например, об участии в разнообразных волонтерских инициативах – от поддержки онкобольных детей до сбора помощи для пострадавших от конфликта на Донбассе.

В-третьих, в усиленной молитве. О том, какое значение это имеет в преодолении соответствующей страсти, емко сказал святитель Иннокентий Херсонский: «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость».

Митрополит АНТОНИЙ, управляющий делами Украинской Православной Церкви

АиФ

Другие материалы в этой категории: Что значит жить «в кризис»? Прикоснуться к тайне смерти

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: