ТОП-5 открытий Библейской археологии 2016: Александр Македонский в син ...

ТОП-5 открытий Библейской археологии 2016: Александр Македонский в синагоге, ковчег-пирамида и другие

14/11/2016 760
Библейская археология – это явление весьма своеобразное и по-своему самобытное. С ее наследием имеют возможность познакомиться как рядовые читатели, так и будущие священники, для которых она представляет собой отдельный обязательный предмет в Духовной академии.

Если археология светская – наука историческая, – рисует картину давно минувших дней человечества, глядя на вещественные источники, то археология библейская лишь смотрит на очередное открытие, как на само собой разумеющееся и не ищет доказательств тому, что написано в Библии. Само понятие поиска уже подразумевает под собой неуверенность в искомом. Зачастую такая неуверенность преследует светских историков и археологов, как это было с когда-то легендарным городом Троей.

Библейская археология не нуждается в вещественных доказательствах или свидетельствах того или иного события Священной истории. На каждую надпись, монету или развалины города, относящиеся к Библейским событиям, мы смотрим, как на закономерность, которая рано или поздно займет предназначенное ей место.

Такие артефакты – это или возможность физически прикоснуться к священным событиям, или же фон, – иногда довольно яркий, – который оживляет Священный текст. Известный драматург, писатель и историк Э. Радзинский так описывает взгляд историка на видимые им доказательства или же свидетельства какого-либо события или целой эпохи: «Я абсолютно знаю, что есть Бог, и все время вижу Его движение и Его чертеж в истории. И каждый раз, до смешного, я вижу, как Он управляет историей».

В продолжение мысли известного публициста мы можем сказать, что археологи-библеисты в каждом артефакте видят не чертеж, а именно Руку, которая промыслительно и невыразимо пишет историю человечества. Археология не стоит на месте, и каждый год появляются новости о все новых открытиях, которые происходят на Святой Земле и за ее пределами. В свете вышесказанного, этот год далеко не исключение, поэтому здесь мы опишем пять наиболее интересных из них по нашей версии:

1. Ковчег-пирамида


Ноев ковчег всегда был загадочен для историков и экспертов, поскольку ни одно из описаний, приводимых в древних литературных источниках, не выдерживает критики с точки зрения законов кораблестроения. Если буквально воспринимать упомянутые в книге Бытие схемы, придется признать, что ни одна из возможных конструкций ковчега не была сколько-нибудь пригодна для плавания по морю. А также следует помнить, что иудеи (в отличие от финикийцев) не имели опыта строительства морских судов, и среди них не было мореплавателей. Свет на эту тайну помогли пролить так называемые свитки Мертвого моря, обнаруженные в период с 1946 по 1956 г. И лишь в этом году удалось разобрать фрагмент, относящийся к повествованию о Всемирном потопе и строительству ковчега.

arheol.jpg


Исследователи из «Лаборатории Леона Леви по цифровой обработке свитков Мертвого моря», использующие специально сконструированные камеры, уже отсканировали десятки тысяч обрывков свитков, написанных палеоеврейским письмом. Ученые используют новейшие технологии фотографирования каждого обрывка с высоким разрешением. Каждый из фрагментов текста был сфотографирован 28 раз, используя разную длину световых волн и накладывая изображения друг на друга. Такая технология дала жизнь новым интерпретациям Библейских событий. В частности – теории о пирамидальной форме Ноевого ковчега.

Вот один из фрагментов до и после обработки:

arheol2.jpg

arheol3.jpg


Вскоре после начала проекта по изучению текстов к нему подключились лингвисты из израильской Академии иврита, а доктор Алексей Юдицкий, один из ведущих исследователей, сосредоточился на расшифровке текстов Книги Бытия в свитках и, в частности, на истории Ноя. Группе ученых под его руководством удалось истолковать ранее не совсем понятное выражение «высота ковчега» «קומתה» [komatha]. В свитках Мертвого моря этому слову соответствует «נאספת» [ne’esefet], что означает «собирание». Сам же ковчег в оригинальном тексте называется «תבה» [teva], что значит «сундук», или «коробка». После расшифровки текста доктор Юдицкий пришел к заключению о пирамидальной форме ковчега. Его владельцы должны были находиться в узкой остроконечной вершине сооружения, а нижняя часть ковчега была очень широкой.

2. Египетский амулет в Израиле


Во время раскопок группой израильских студентов в Сепфорисе, в 6 км. к северо-западу от Назарета, был обнаружен египетский амулет в форме скарабея, возраст которого может достигать 3300 лет. Доктор Дафна Бен-Тор, куратор египетской археологии в Музее Израиля в Иерусалиме, исследовала египетский амулет-скарабей.

arheol4.jpg


Опираясь на мнение Израиля Хайома, Бен-Тор пояснила: «Этот египетский скарабей ... в основном использовался в качестве амулетов для тех, кто мог себе это позволить. В большинстве случаев они использовались в качестве погребальных амулетов, но также носились и живыми. Как правило, изначально такие скарабеи устанавливались на кольцах». Бен-Тор отметила, что обнаруженный в Израиле египетский амулет-скарабей относится ко времени египетских фараонов XIX-й династии, в диапазоне 1292-1189 гг. до Р.Х., куда входит время правления Рамсеса II. Почему египетский амулет будет найден в именно в Израиле?

Ученый Питер ван дер Вейн объясняет это тем, что «Египет не был новинкой для Ханаана во время правления XIX династии... Ханаан был действительной египетской провинцией в XIV веке до Р.Х.». Фараон Рамсес II из XIX династии является одним из самых известных египетских фараонов. Именно с ним ассоциируют описанного в Библии фараона Исхода. Возможно, тот факт, что амулет был найден не в захоронении и не носил погребальный характер, говорит в пользу дерзкого предположения о том, что это была одна из тех чудом сохранившихся драгоценностей, которые евреям в спешке отдавали египтяне во время Исхода.

3. Библейский город Дор


С этим библейским городом связан еще один египетский «скарабей», обнаруженный в этом году. Орнитолог Александр Тернопольский сделал замечательное открытие на месте археологических раскопок в Тель-Доре. Им была обнаружена не птица…, а редкая египетская печать в форме жука-скарабея. Каменный скарабей – древний египетский объект в форме вышеупомянутого насекомого – принадлежал высокопоставленному чиновнику XIII-й династии (18 17 вв до Р. Х.) в Египте времен Среднего царства, согласно данным университета Хайфы.

arheol5.jpg


На печати выгравированы имя владельца скарабея, его должность, «анх», «уаджет»: символы, которые означают вечную жизнь и процветание. В то время как имя владельца не расшифровано до сих пор, на печати он именуется «надзирателем казны».

«Скарабеи были очень распространены в древнем Египте, но размер и качество обнаруженного экземпляра, высокопоставленное положение его владельца, а также золотое кольцо, в котором оно установлено, – все это делает находку особенно редким открытием в нашем регионе», – сказал Айелет Гильбоа, профессор кафедры археологии в университете Хайфы, который руководит раскопками в Тель-Дор при содействии профессора еврейского университета в Иерусалиме Илан Шарона. «[Он был], вероятно, наместником, ответственным за царскую казну», – добавил исследователь.

Расположенный примерно в 19 км. к югу от Хайфы, Дор был важным торговым центром, начиная со времен позднего бронзового века. Раскопки в Тель-Дор позволили нам говорить о следах многонационального присутствия в городе, в том числе позднего ханаанейского поселения бронзового века, финикийского поселения железного века, израильских и ассирийских административных центров, о дворце времен эллинистического периода, и следах Римского присутствия в Доре.

Дор упоминается в Библии как один из пяти городов на севере Ханаана, которые объединились вместе, чтобы противостоять вторжению израильтян, во главе с Иисусом Навином (Нав. 11: 1-2; 12:23).

4. Золотая монета Траяна-Августа


В этом году на территории Галилеи путешественницей Лори Римон была обнаружена редкая золотая римская монета, возраст которой составляет не меньше 1900 лет.

Римская золотая монета была исследована Дэнни Сионом, старшим нумизматом Израильского общества древностей (IAA). На реверсе монеты находится легионерский орел в окружении двух военных стандартов – символов Римской армии. Там же содержится надпись: IMP CAES TRAIANVS GER DAC P P, которая указывает на римского императора Траяна. Однако на аверсе монеты расположено изображение императора Августа, на что указывает его профиль и надпись DIVVS AVGVSTVS «божественный Август».

arheol6.jpg


Монета была отчеканена не ранее чем 112/113 гг. до Р.Х. и не позднее 113/114 гг. до Р.Х.
«Монета [найденная в Галилее] может отражать присутствие римской армии в этом регионе около 2000 лет назад. Возможно, именно в контексте деятельности против сторонников восстания Бар-Кохбы в Галилее, но все же очень трудно определить это на основании всего лишь одной монеты», – сказал Дональд Т. Ариэль, главный куратор нумизматического отдела Израильского общества древностей.

«К сведению, исторические источники, описывающие этот период, сообщают, что некоторые римские солдаты получали высокую зарплату из трех золотых монет, эквивалентную 75 серебряным монетам. Это было жалованье за каждый день военной службы… Из-за их высокой денежной стоимости, солдаты не могли покупать товары на рынках, расплачиваясь золотыми монетами, так как торговцы не могли дать им сдачу», – добавил Ариэль.

5. Мозаики синагоги Хукок


1,500-летний фрагмент мозаики, который мог бы изображать встречу между Александром Великим и еврейским первосвященником, стали достоянием общественности благодаря National Geographic. Мозаика была обнаружена при раскопках синагоги пятого века в селении Хукок в Израиле, в районе Нижней Галилеи. Ежегодно во время раскопок синагоги в Хукок археологи обнаруживают яркие фрагменты мозаики, изображающие различные сцены: Исход евреев из Египта, Ноев ковчег и т.д.

arheol7.jpg


Поскольку на мозаике ни одна из фигур не подписана, сцена свободна для интерпретации. По данным National Geographic, исследователи расходятся во мнениях, что же изображает мозаика синагоги Хукок.

По одной из версий мозаика изображает Македонского царя Александра III Великого во время его завоеваний в Восточном Средиземноморье. На верхней части мозаики в пурпурном плаще, возможно, изображен сам царь Александр, который встречает Иерусалимского первосвященника, одетого в белую одежду. Несмотря на то, что исторически это событие достоверно не подтверждено, оно все же упоминается в трудах Иосифа Флавия и в раввинистической литературе.

Вторая версия приписывает человеку в пурпурном плаще личность царя Антиоха VII, а человеку в белом – Иоанна Гиркана I, этнарха и иудейского первосвященника.

Суть изображения в любом случае сводится к тому, что, будучи постоянно завоеванными другими народами, евреи могли не только достойно держать бой, но и приходить к почетным и взаимоприемлемым соглашениям со своими «надзирателями».

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: