«Если бы «филаретовцы» не возглавляли захваты храмов, захватов бы не б ...

«Если бы «филаретовцы» не возглавляли захваты храмов, захватов бы не было»

30/09/2016 2287
Автор: 
На днях в Польше прошла крупнейшая ежегодная европейская конференция по правам человека – ОБСЕ HDIM 2016. Особое внимание на ней уделили украинскому религиозному вопросу – представители УПЦ рассказали европейским организациям о том, какому давлению и гонениям подвергаются в сегодняшней Украине верующие канонической православной Церкви.

О результатах поездки СПЖ рассказал один из представителей делегации УПЦ Олег Денисов – правозащитник, член совета директоров правозащитного объединения Human Rights Advocacy.

61cb5367bc6cd5779145fd397c3c510d.jpg


– На конференции ОБСЕ вы выступили с заявлениями о нарушениях прав верующих УПЦ. Межконфессиональные отношения в Украине вызывают беспокойство?

– На этой конференции прозвучал целый ряд таких заявлений, в том числе замглавы ОВЦС протоиерея Николая Данилевича и мое. Все они касаются правового положения Украинской Православной Церкви в 2015-2016 гг.

Я дал прежде всего рекомендации по улучшению правового регулирования – чтобы прекратить нарушения прав верующих УПЦ. Так как именно эта конфессия по нашим наблюдениям находится под давлением в Украине.

Мое заявление основано на мониторинге состояния дел в конкретных общинах. В 2015-2016 годах мы вместе с миссией СММ ОБСЕ изучали конфликты, связанные с захватами храмов на Западной Украине. В особенности многочисленные правонарушения происходили на территории Ровенской и Тернопольской областей. К сожалению, захваты храмов, дискриминация и высказывания вражды продолжаются и в настоящее время.

– Но представители Киевского патриархата постоянно заявляют, что храмы УПЦ не захватываются, а осуществляется добровольный переход общин из юрисдикции УПЦ в подчинение КП.

– Мы провели много встреч с потерпевшими – верующими УПЦ, я непосредственно участвовал в диалоговых и примирительных комиссиях с участием органов государственной власти, представителей Киевского патриархата и могу с уверенностью утверждать, что случаев добровольного перехода общин в юрисдикцию КП в полном составе – единицы.

Даже случаев реального раскола общин УПЦ не так много, и в большинстве они связаны с желанием только части членов общины изменить свою каноническую принадлежность. Но и в этом случае часть членов организации не может присваивать собственность всей общины, полностью игнорируя права других верующих, даже если они находятся в меньшинстве.

К сожалению, представители КП редко используют правовые процедуры, они предпочитают осуществлять прямые захваты, которые часто сопровождаются взломом храмов, силовыми столкновениями, всплесками агрессии и вражды среди населения.

– Но сторонники Киевского патриархата утверждают, что именно общины УПЦ принимают решения об изменении юрисдикции. Как в действительности происходит процесс изменения собственника храма?

– В большинстве случаев формируется группа инициаторов захвата, и эти люди очень часто не принадлежат к общине УПЦ, а являются либо жителями села, в котором расположен храм, либо вообще приезжают из других населенных пунктов. В конфликтах активно участвуют и радикальные организации.

Присутствие радикалов в камуфляжной форме, а иногда и с холодным и огнестрельным оружием, не способствует мирному настроению людей, а, наоборот, создает атмосферу страха, вражды и агрессии. Элемент запугивания вообще широко используется при захватах храмов УПЦ, священники и простые прихожане получают регулярные угрозы расправой, им часто создают невыносимые условия проживания в селе, их обвиняют в «сепаратизме», «пособничестве Москве», и т.п.

Следующим этапом захвата является проведение так называемых «референдумов» в форме стихийного собрания сторонников КП, жителей села, на которое далеко не всегда приглашают членов общины УПЦ. В атмосфере страха многие жители сел, вообще не имеющие отношения к общине УПЦ, голосуют или ставят свои подписи на опросных листах, которые потом превращаются в протоколы собраний общины УПЦ. На основании таких «документов» происходит силовой захват храма.

В правовом поле переход может происходить на основании решения общего собрания членов общины УПЦ, которые наделены правом голоса в соответствии с уставом. Это ограниченный круг лиц, которые регулярно посещают Богослужения и приняты в состав членов общины. Правовой статус этих людей аналогичен статусу, например, акционеров предприятия – только они вправе голосовать за те или иные вопросы. Лица, не имеющие статуса члена общины, не могут принимать решения о ее переходе в другую конфессию, как бы им этого ни хотелось.

Однако разобраться в юридических тонкостях непосредственно на поле событий практически невозможно, поэтому рейдерские захваты осуществляются под прикрытием нелегитимных документов, правовое качество и законность которых даже не обсуждаются. Вообще, разобраться, кто прав в ситуации, когда захватывающая сторона не желает принимать правовых аргументов, а хочет руководствоваться только силой, можно лишь в рамках правоохранительной процедуры, такой как суд. Но для этого полиция должна обеспечить неприкосновенность прав общины УПЦ до вынесения судебного решения.

Представители общин УПЦ неоднократно подтверждали свою готовность выполнить решение суда и просили предоставить им возможность пользоваться храмом до завершения судебной процедуры. Но проблема в том, что сторонники КП хотят завладеть храмом немедленно, не желая обращаться в суды. Хотя действующее законодательство оценивает такие действия как уголовное преступление, ведь выселение человека или юридического лица из здания может производить только государственная исполнительная служба на основании решения суда, вступившего в законную силу.

– Каковы причины этих конфликтов?

– Причиной конфликтов является прежде всего агрессивная пропаганда, направленная против УПЦ, содействие захватам храмов УПЦ клириками Киевского патриархата при попустительстве этим явлениям со стороны государственной власти. Если бы не было разжигания религиозной ненависти, конфликты были бы единичны. Если бы клирики КП отказывались возглавлять силовые захваты, конфликты также были бы невозможны.

В условиях раскола украинского общества следовало бы ради блага Украины воздерживаться от любых форм агрессии и противостояний по религиозному признаку, но этого не происходит. В таких случаях должен действовать закон, чтобы пресекать опасные для всего общества явления. Но к сожалению, правоохранительные органы не обеспечивают привлечения к ответственности виновников силовых акций, не пресекают взломы и порчу имущества храмов, не задерживают лиц, виновных в очевидных правонарушениях.

В селе Катериновка были избиты более 15 верующих УПЦ, среди которых были женщины и пожилые люди. Били людей сотрудники правоохранительных органов, избиение было массовым и открытым, травмы были тяжелыми – переломы рук, травмы головы, многочисленные побои. Фактически, имело место необоснованное применение силы со стороны правоохранителей. Но к ответственности не привлечен ни один сотрудник МВД – не было даже дисциплинарных взысканий.

Поэтому УПЦ остается без должной защиты со стороны государства, верующие вынуждены объединяться, чтобы защищать свои святыни самостоятельно, но такие стихийные акции не приводят к примирению, это лишь усиливает противостояние. Должны работать правовые механизмы, а они не работают.

– С какой целью делегация УПЦ обратилась в международные организации? Вы рассчитываете на их помощь в данном вопросе?

– ОБСЕ призвана осуществлять деятельность по обеспечению прежде всего политической безопасности. Одновременно эта организация предоставляет широкие возможности для диалога между государством и гражданским обществом в присутствии международных наблюдателей. Именно с этой целью на площадках ОБСЕ и БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) присутствуют представители неправительственных и религиозных организаций. Их задача – в публичном формате представить международной общественности как критику, так и рекомендации.

Такая форма диалога дисциплинирует государство и позволяет представителям гражданского общества рассчитывать на большее внимание к их позиции. С другой стороны, ОБСЕ и другие международные институты имеют конкретные практические возможности для улучшения ситуации. Прежде всего это касается методических рекомендаций по разработке специального законодательства по борьбе с правонарушениями ненависти и дискриминацией. Именно под эту правовую категорию попадают конфликты, связанные с захватами храмов и другими правонарушениями в отношении верующих УПЦ.

Мы рекомендовали ОБСЕ, государству Украина в кратчайшие сроки содействовать принятию в Украине специального законодательства, направленного на борьбу с риторикой и преступлениями на почве ненависти, что, на наш взгляд, способствовало бы улучшению ситуации.

– Вы подготовили правозащитный отчет по данной теме, насколько такие действия будут эффективными?

– Подготовка правозащитных отчетов является традиционной и принятой в международном праве формой информирования в рамках международного правозащитного механизма. Неправительственные организации призываются к такой деятельности резолюциями ООН, Совета Европы и сложившейся практикой защиты прав человека. В том числе и Украина приняла на себя соответствующие обязательства, гарантирующие правозащитную деятельность как религиозных, так и неправительственных организаций.

26 февраля 2016 года Президент Украины П. Порошенко утвердил Национальную стратегию развития гражданского общества на 2016-2020 годы, разработанную при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Украине и в партнерстве с Администрацией Президента Украины. В стратегии подчеркивается значение сотрудничества между властью и представителями гражданского общества в общем деле построения третьего сектора.

Поэтому с целью улучшения ситуации мы будем наблюдать за состоянием соблюдения прав верующих УПЦ и информировать международный правозащитный механизм, включая и соответствующих докладчиков ООН, консультативные и регулирующие структуры ЕС, ведущие международные организации. Используя консультационный статус при ЭКОСОС ООН и Совете Европы, мы также будем способствовать улучшению ситуации с защитой прав человека в Украине.

Существует и ряд специфических способов юридической работы в области защиты прав, таких как обращение в ЕСПЧ, подготовка консультативных заключений и отчетов по просьбе официальных международных организаций и других структур, а также иные формы работы, такие как разнообразные медиационные процедуры, ну и, конечно, обращения в судебные инстанции, в том числе в юрисдикции стран Европейского союза.

– Можно ли урегулировать ситуацию в Украине путем диалога между представителями конфессий?

– В 2015-2016 году мы совместно с миссией ОБСЕ провели много встреч с представителями органов государственной власти, общин, в том числе были попытки внедрить механизм медиативного разрешения конфликтов в Тернопольской области. Была создана диалоговая группа в составе представителей УПЦ, УПЦ КП, СММ ОБСЕ и нашей организации, мы обсуждали возможность подписания меморандума или иной формы, при которой можно было бы предотвращать конфликты.

Однако данная инициатива не принесла эффекта. Все-таки ситуация является односторонней – есть сторона, которая хочет и может захватить храм, так как этому способствует обстановка, и есть другая сторона, которая просит этого не делать, но может апеллировать только к доброй воле первой стороны.

Но пока такой воли у представителей КП не наблюдается. Хотя в их власти дать духовное благословение своим клирикам не принимать участия в столкновениях и не способствовать захватам или переходам общин, оставив эти вопросы полностью на усмотрение паствы.

– Судя по высказываниям официальных представителей Украины на конференции, они не склонны драматизировать ситуацию?

– Мне не совсем понятна позиция украинской делегации по вопросу нарушений прав УПЦ. Во-первых, делегаты не ответили по сути нашей обоснованной критики. Замглавы ОВЦС УПЦ протоиерей Николай Данилевич в своем выступлении отметил, что факт правонарушений в отношении УПЦ признан двумя авторитетными международными организациями – Государственным департаментом США в их отчете по вопросам религии за 2015 год и в отчете Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

В обоих документах есть выводы о том, что права верующих УПЦ нарушают, и государственная делегация могла бы принять меры по этим вопросам или хотя бы согласиться, что проблема существует и ее необходимо решать. В первую очередь необходимо проводить работу с профильными ведомствами – МВД, комитетами Верховной Рады, облгосадминистрациями, – чтобы привлекать виновных в нарушениях прав УПЦ к ответственности и улучшать законодательство в этой сфере.

Но вместо этого глава департамента по вопросам национальностей и религии Андрей Юраш заявил, что ссылки на отчеты международных организаций в выступлениях представителей УПЦ являются проявлением гибридной войны. В частности, он сказал:

«Я бы хотел ответить на заявления двух представителей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они выступают с заявлениями против идеологической пропаганды, но именно подобные заявления являются откровенной инсинуацией подобной пропаганды. В своих заявлениях они ссылаются на ежегодный отчет Госдепартамента США. Ссылка на этот документ является типичным примером гибридной войны в Украине, т.к. в данном отчете представлена позиция не только УПЦ МП, но и их оппонентов, которые имеют совершенно противоположные взгляды на ситуацию. Представитель УПЦ МП заявил в своем выступлении, что ряд общин в стране, а именно 150, сменили свою каноническую юрисдикцию (подчинение). Этот процесс осуществлялся в полном соответствии с национальным законом и основными принципами ОБСЕ, что касается права и возможности религиозных общин менять юрисдикцию».

Такое заявление не соответствует действительности, так как в своих заявлениях мы ссылаемся не только на отчеты Госдепартамента США, но и на конкретные юридические факты, на первичные документы – заявления потерпевших, решения судов, статистические данные об открытых органами власти уголовных производствах по заявлениям верующих УПЦ.

В отчете Управления Верховного комиссара ООН по правам человека не только содержится изложение позиций сторон, но и выражена обеспокоенность этой организации фактом нарушений прав верующих. В частности, в пункте 120 отчета указано:

«По словам местных жителей, правоохранительные органы и органы власти сосредотачивают свои усилия на предотвращении или противодействии только физическим столкновениям, не обращая должного внимания на другие формы противостояния, запугивание и дискриминацию.

Вызывает обеспокоенность, что в некоторых селах местные жители и внешние силы в течение нескольких недель не дают верующим обеих конфессий возможности заходить в их предпочтительные места поклонения и проводить религиозные службы, в том числе крещения и венчания. В целом, расследования таких случаев либо являются неэффективными, либо не проводятся вообще».

Таким образом, УВКПЧ проверили информацию, предоставленную представителями общин УПЦ, и установили ее соответствие действительности. Это и есть факт признания правонарушений в отношении УПЦ авторитетными международными экспертами. Аналогичные утверждения есть и в отчете Госдепа США.

Также вызывает удивление критика даже самого факта нашего обращения в международные организации. Но если Украина стремится соответствовать международным стандартам, то следует учесть, что правозащитная деятельность находится под специальной защитой норм международного права, а право на критику государственной политики является признанной демократической ценностью.

Что касается международного имиджа Украины, то он страдает от многочисленных фактов попустительства преступникам и правонарушителям, а не от заявлений представителей религиозных организаций, обоснованно критикующих вражду, риторику ненависти, агрессию, нарушения закона и другие негативные явления.

И лица, призывающие покрывать такие правонарушения, намекающие на необходимость прекратить обращения к международной общественности и в систему международного правозащитного механизма, несомненно, причиняют государству Украина значительный ущерб, препятствуя реализации признанных международным правом стандартов правозащитной деятельности и покрывая правонарушителей.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: