Когда доска прообраз Тверди

Когда доска прообраз Тверди

05/12/2016 613
На Руси вместе с храмостроительством развивалась и иконопись. Если мозаики и фрески олицетворяли триумф христианства, то иконы в первую очередь были «поклонными». К ним молились, в них надеялись найти исцеление и помощь в тяжелых моментах жизни. Икона превозносила святого, изображенного на ней, над обыденностью, подчеркивая его особенность. Православные христиане верили и верят до сих пор, что освященные писаные лики не заменяют святого, а свидетельствуют о его присутствии, имеют свойства благодати, защищают и исцеляют. Образы, воплощенные в священных изображениях, всегда считались образцом моральной чистоты.

После преодоления иконоборчества на Седьмом Вселенском соборе (в 787 году в Никее) утверждается истинное иконопочитание. И сейчас наши храмы увенчаны произведениями искусства, прекрасными изображениями Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых.

ігор.jpgСегодня мы поговорим об иконе с нашим гостем – иконописцем Шадричевым Игорем Дмитриевичем.

Добрый день! Игорь Дмитриевич, хотелось бы у Вас поинтересоваться, почему об иконах говорят, что их не рисуют, а пишут?

– Действительно, это очень важный момент. Ведь понятие «писать» значительно отличается от понятия «рисовать». Это все равно, что сравнить велосипед с самолетом. Мы должны осознать, что икону нужно не просто изображать, а писать, ведь образ Бога можно передать художественно только в случае богословского «описания» кистью Его свойств! С греческого языка слово художник «ζωγράφος»означает «подобно пишу». Следует также отметить, что понятие «икона» также греческое и по-нашему переводится как «портрет» или «образ».

Процесс написания иконы – это вид особой молитвы. И мастер за движениями кисточки прячет глубокий тематический смысл «Евангелие в красках».

Искусство иконописи имеет свои особенности, отличающие его от монументальных росписей. В иконе ограниченное пространство, которое требует сосредоточения на создании психологического образа, нахождении наиболее выразительных композиций и колористических решений.

А почему икону называют «Богословием в красках»?

– Этот вопрос очень важен для нас, православных христиан. Ведь богословским осмыслением Божественных образов мы отличаемся от различных религий, которые тоже имеют свои священные изображения, но не придают им такого значения, как Православная Церковь. На этот весомый вопрос отвечу словами известной труженицы на поприще иконописания монахини Иулиании: «Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, духовно-нравственное и литургическое учение Церкви...». Далее, подчеркивая большой смысл Богословского аспекта икон, монахиня отмечает: «Церковь отражает в иконах свое учение, свою историю, догматы веры, богословие, молитву!»

Матушка подчеркивает важность читать икону, как открытую книгу Божественной любви, воплощенную в Голгофской спасительной жертве. Вот это в священных изображениях наша Церковь более всего открывает для тех верующих, для которых словесные выражения Богословия недоступны или малопонятны. Следует отметить, что икона – это образно выраженная сакральная нотка души, и понять ее, главным образом, можно только через молитву. Она рассчитана только на молитвенного «предстоящего» перед ней верующего православного христианина.

А чем отличается икона от Библейской картины?

– Выше было сказано, что икона – это окно в мир духовный, нематериальный, бестелесный, не имеющий ни времени, ни пространства. Картина, с внешней стороны, – это окно в мир телесный, пространственный. С изменением культуры человечества в картине постоянно меняется художественный образ, он всегда свободен и не сдерживается канонам и любыми другими ограничениями. Художник-реалист в духовный образ воплощает свою судьбу, свое настроение, свои переживания и даже свои страсти.

В эпоху Возрождения для изображений Христа, Девы Марии, святых угодников Божиих живописцы использовали образы натурщиков и натурщиц. Известный российский художник И. Крамской в картине «Христос в пустыне» без должного благоговения использовал великий евангельский образ одинокого Спасителя, чтобы в Нем отразить только свои личные размышления и чувства, которые на то время его беспокоили. Досадно, когда священные изображения почитают из-за автора, который их создал; так получается, что художник добавляет важности иконе, а не наоборот. Иногда в храме возле работ великих художников приходится слышать довольно глупый вопрос: «Кто это – Васнецов?», и звучит ответ: «Нет, это Нестеров». А там изображен Спаситель на престоле...

Вот вспомнили Виктора Михайловича Васнецова. Кстати, он был сыном священника и унаследовал от отца духовность и любовь к молитве, а также был большим ценителем древней иконы. Однажды в доме живописца собрались поклонники его искусства. После чая художник повел их в свою мастерскую. Все с восхищением рассматривали его работы, среди которых было много картин религиозного содержания. После этого мастер продемонстрировал присутствующим семейную коллекцию старинных икон. И вот тут одна мещанка удивленно спросила, как он может создавать такие удивительные картины и при этом интересоваться примитивностью этих икон? Виктор Васнецов, поразмыслив, спросил, читает ли она газеты, ведь в газетах бывают передовые статьи, а бывают и банальные публикации. Это иконы он сравнил с передовыми, а свои работы – с второстепенными. И, напоследок, добавил: «Перед этой иконой я поставлю свечу, а перед своей – подумаю!»

Скажите пожалуйста, как научиться писать иконы?

– У нас в Украине есть много иконописных школ при храмах епархий – Киев, Белая Церковь, Кривой Рог; а также Львовский государственный колледж им. И. Труша. Стоит заметить, что самое главное – призвание от Бога. Ведь народная поговорка гласит: «Без Бога – ни до порога!».

Игорь Дмитриевич, как Вы готовитесь к написанию иконы?

– Есть два крыла духовной жизни иконописца – пост и молитва. Обязательно читать акафист святому, образ которого пишешь. Также ограничение должно быть в словах, делах и взглядах глаз. Наверное, это и есть лучшая подготовка.

Кто из святых покровительствует написанию икон?

– В небесной плеяде святых Православной церкви есть немного покровителей иконописания. Но все они самоотверженно трудились, изображая духовные и священные образы. Это апостол и евангелист Лука, который написал первую икону; святые преподобные монахи-пещерники Алипий и Григорий, лаврские иконописцы; преподобный Андрей (Рублев), который написал бесценный образ Пресвятой Троицы.

В наше время современного информационного прогресса можно икону сфотографировать или распечатать из Интернета. Остается ли актуальной писаная икона?

– Классика – всегда классика! И писаная икона – это голос Божественной симфонии, которая звучит из сердца христианина и положительно взращивает в нем духовные плоды.

Средства иконописи – линии, цвета красок, сама основа – доска, имеют важное духовное значение и являются прообразами Божьего творения. Например, доска – прообраз тверди, видимого мира; белый левкас – мир невидимый, духовный; паволока (ткань между ними) – пространство, разделяющее эти два мира и символизирующее воздух, который Ангел Божий в конце мира свернет как одежду. Сам образ пишется сверху по левкасу. Это свидетельствует, что мир духовный, мир святых находится в неприступном свете с Богом. Золото или охристые (специальный цвет) тона красок прообразуют Божественную благодать и духовное богатство Рая. Ковчег (впадина, вырезанная на доске) можно назвать окном в духовный мир.

Изготовление священного образа начинается с молитвы самого иконописца и заканчивается молитвой и освящением священника.

Около двух тысяч лет существует наша Единая Святая Соборная Апостольская Православная Церковь, а вместе с ней – писаная икона. Сколько за это время через святые образы произошло чудес, исцелений и знамений!

Вот поэтому писаная каноническая икона останется для Матери-Церкви и для нас всегда актуальной.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: