«Задача священника – научиться слушать»

«Задача священника – научиться слушать»

31/03/2017 442
Священник – современный апостол... Посланник мира и добра. Ведь Господь избрал его быть свидетелем между Ним и людьми. Настоящий пастырь не должен исполнять свое служение в духе светского работника, который сделал свою работу и за нее получил денежное вознаграждение, не жертвуя, однако, при этом ничем, что ему принадлежит. Зато священник – это тот, кто жертвует собой, чтобы соединить две части; который возлагает свою жизнь, то есть свои силы, энергию, усталость, труд и многое другое для объединения людей с Господом.

Не каждый может быть священником – это очень большая ответственность перед Богом. К тому же он должен быть примером во всем. А православный пастырь на сельском приходе в определенной степени должен быть не только духовником, но и психологом. Ведь приходится общаться с разными людьми на любые темы общественной жизни. У батюшки должен быть особый подход к каждому, также нужно всех поддержать и наставить.

Священник в большей мере живет не для себя, а для других.

Святитель Иоанн Златоуст хорошо подметил: «Священство совершается на земле, но принадлежит к ряду чинов небесных... Люди ...получили власть, которой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам...»

новос2.jpgСегодня о подвиге и особенности служения священства в украинском селе поговорим с настоятелем прихода в честь Казанской иконы Божией Матери Волынского живописного села Розничи – протоиереем Николаем Новосадом.

Слава Богу, отче! Испокон веков священник в селе был образцом правильной жизни. А как сегодня люди воспринимают батюшку?

– Святой апостол Павел в послании к римским христианам призывает нас: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12,15). Наше нынешнее время преисполнено как радостями, так часто, к сожалению, и печалями. А сельская местность, где люди преимущественно обременены физическим трудом, особенно отражает трудности нашего времени. Поэтому люди хотят видеть в лице священника утешение и поддержку. Хотя, когда в дом наших прихожан приходит радость, тогда щедрость человеческой души видит в священнике уважаемого гостя. Поэтому пастырь в сельской местности должен быть не только священнослужителем, но и духовным лекарем, собеседником, другом и советчиком, ведь именно таким его хотят видеть люди... Тринадцатый апостол подчеркивает: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых!» (1 Кор. 9: 22).

Отче Николай, трудно ли быть духовником современного прихожанина?

– Духовник – это лекарь души. Обычно, исповедуя свои грехи или получая совет священника, человек хочет найти поддержку – пытается быть услышанным. Поэтому я убежден, что задача священника-духовника – научиться слушать и сочувствовать, потом не осуждать, а прощать, сопереживая, и советовать и наставлять. Так делать, бесспорно, трудно, потому что всегда присутствует человеческий фактор. Есть большая необходимость ощущать себя с прихожанами единой, настоящей семьей! Семьей со всеми проблемами и неурядицами, но желанием быть родными и близкими друг другу. Батюшка в селе – это духовный отец прихода.

новос4.jpg


Очень важный момент душепопечительства – священник не может быть духовным отцом лишь для отдельных «привилегированных» душ, его духовность должна быть доступна для всех: ближних и дальних. Он должен до конца воплощать заповеди Божьи в своей жизни. Священник обязан в жизни руководствоваться украинской народной поговоркой: «Если ты веришь в Бога, то докажи это своей жизнью». Обратите внимание на духовную глубину народной мудрости. Трактуя ее, можно заметить: «Что батюшка проповедует – так и живет!»

С чего, по Вашему мнению, начинается церковный приход, то есть где точка отсчета?

– Приход состоит из людей, верующих в Господа Иисуса Христа – нашего Спасителя, а все люди – это частичка какой-то семьи или родни. Поэтому с уверенностью можно сказать, что церковная община начинается с отдельно взятой семьи. И апостольская задача священника – быть близким для каждой приходской семьи! Следует постараться донести и родителям, и детям, что, когда в жизни Бог будет для них на первом месте, то все остальное непременно станет на свои места!

новос1.jpg


Как Вы считаете, что такое счастье?

– Двенадцать лет назад состоялась моя священническая хиротония. Столько же лет я служу Богу и людям. От людей в своем приходе слышал и добро, и отчаяние; чувствовал и радость, и грусть; видел и добро, и негатив, но еще с детства мне помнится одна притча о райское счастье. Она рассказывает следующее: в большой комнате за столом, заставленным разнообразными вкусными яствами, сидят люди, но лица их печальны. Их руки не сгибаются в локтях, и они не могут вкусить того, что стоит перед ними, поэтому сердца этих несчастных исполнены печали. А в другой комнате за таким же богатым столом сидят люди, у которых также не сгибаются руки и они не могут донести еды до рта, но они счастливые, улыбающиеся и жизнерадостные. Они, сидя друг напротив друга, кормят своего товарища по несчастью.

Вот поэтому за время своего священнического пути я пришел к выводу, что счастье в том, чтобы быть полезным в этой жизни для своего ближнего. Господь пришел в мир, чтобы послужить для человека, то тем более мы должны радоваться возможности трудиться друг для друга. Ну и, безусловно, нет рецепта или картины счастья для всех. Каждый человек – великий мастер, способный создать свое хрустальное, глиняное, деревянное, каменное или любое другое чудесное счастье, придав ему очертания и свойства собственной души, которая является образом Божьим!

Беседовал протоиерей Дионисий Буренко

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Александр Ковезюк
Якось взагалі-по-загалям, загальні фрази і нічого корисного, дослідили б краще життя священника в центральній Україні, де людям не потрібен Бог, де Церква - це пустий звук, а священник - "крахабор", де для людей існує лише сарай і город,а розмови лише про алкоголь і блуд, де людям жодного разу не відвідавших храм дуже цікаво "якого ви патріархату?". Не в образу сказано, просто накипіло. Напевне в Волинських селах інше відношення до Бога і Церкви.