Православие и современная музыка

Православие и современная музыка

03/10/2015 2033

Когда речь заходит о влиянии христианства на современную музыку, сразу же приходят на ум в основном протестантские группы. Различные стили современной музыки используются ими как инструмент выражения христианской веры. Протестантизм, будучи очень либеральной версией христианства, довольно легко может использовать хардкор или даже хеви-металл – к музыкальной форме просто добавляются тексты с определенным христианским смыслом. Таким образом, они умудряются использовать даже блэк-метал – музыкальный стиль, изначально имеющий языческую и даже антихристианскую смысловую нагрузку.

Поставить кому-то вопрос о современной рок-музыке, которая бы испытала влияние православия, означает озадачить собеседника и привести его в смущение. Нет, некоторые конечно могут назвать русские рок-группы, среди которых «Алиса», «Черный кофе» и несколько других групп. Но способ каким эти группы соединяют православие и музыку больше похож на протестантские образцы – уже готовая музыкальная форма плюс тексты. Все это мало напоминает православные песнопения и не несет на себе отпечатка литургического искусства.

У многих православных верующих вызывают сомнения попытки использовать современную музыку с целью выражения особенностей православной религиозности. На наш взгляд, это обоснованные сомнения, ведь православие проповедует трезвение, сдержанность, ограничения в использовании воображения. Далеко не всякий музыкальный стиль может быть использован для выражения православной духовности. Можно назвать примеры православной бардовской или авторской музыки, удачно наложившей музыкальную форму на духовное содержание – Роман Тамберг, Юлия Березова, Василий Жданкин, Андрей Байкалец и другие.

Тем не менее, стоит обратить на некоторые явления в музыкальной культуре, интересные самим фактом влияния православия на форму музыкального стиля. Такие феномены опровергают мнение о том, что православие неспособно оказывать влияние на современную культуру.

Речь пойдет о балканских рок-группах из Болгарии и Македонии – Исихия, Мизар и Анастасия.

Вот как описывают стиль македонской группы Mizar: «Mizar является македонской рок-группой из Скопье. Они добились статуса культовой, особенно в Македонии и всей бывшей Югославии. Помимо воздействия различных групп — Mizar также использует элементы традиционного македонского фольклора и византийской музыки. Другая основная часть музыки Горанов (Таневски и Трайковски) - вокал, который основан на песнопениях православной церкви».

Македонская православная группа "Мизар"

Согласитесь, это впечатляет и удивляет. Некоторые песни Мизар это положенные на музыку отрывки из Библии, например Hoden ze, в которой используется библейский эпизод о том как Господь призывает рыбаков Симона и Андрея и обещает сделать из них «ловцов человеков». Размеренная и довольно монотонная музыка завораживает и приводит в состояние какого-то умиротворения и возвышенности.

Не менее впечатляющим синтезом православной музыки, балканского фолка и современной электронной музыки, выглядит македонская группа Анастасия.

Анастасия (мак. Анастасија) — македонский музыкальный ансамбль, созданный в Скопье в 1990 году Гораном Трайковски и Златко Ориджански. Особенность группы — сочетание элементов православной церковной, византийской и электронной музыки.

Македонская православная группа "Анастасия"

Псалом 136 «На реках Вавилонских ...» в их исполнении дает прочувствовать какую-то новую грань тоски по земле обетованной. Среди наиболее впечатляющих их альбомов можно назвать «Мелоургию».

Название болгарской группы «Исихия» прямо отсылает к православной традиции исихазма. Эта группа в большей мере использует балканскую народную музыку с использованием народных инструментов.

Группа была создана в 2000 году и исполняет музыку в стиле фолк, используя христианские исихастические скандирования XIV века, чем создаёт атмосферу балканской духовной мистики.

Болгарская православная группа "Исихия"

Среди их композиций можно отметить «Господи воззвах …» (псалом 140) на церковно-славянском языке. Это как раз пример того как церковно-славянский язык объединяет различные народы и культуры и является видимым выражением церковного и духовного единства.

Отказаться от использования церковно-славянского языка в Украине означает совершить акт вандализма и уничтожить один из каналов связи с европейской культурой. Это сравни уничтожению всякого воспоминания о латинском языке в западной Европе. Знание церковно-славянского языка в значительной мере помогает понять балканские языки и церковную культуру Болгарии, Сербии и Македонии.

Названия композиций «Исихии» прямо перекликаются с православной духовностью: «Анахорет», «Откровение», «Преображение», «Кафизма» и другие. Красивая балканская фолк-музыка, в сочетании с византийскими мотивами, завораживает своей лиричностью и мистической глубиной.

Слушая песни этих групп переживаешь замедление времени. Композиции, длящиеся долго, неспешно, с равномерной скоростью, плотностью и дискретностью, создают ощущение покоя – такой процесс может быть аналогичен отсутствию (снятию) времени и созданию ощущения вечности.

Как отмечают исследователи особенностей православных песнопений, повторение мелодических структур служат размыванию «начала» и «конца», постоянному возвращению, что подразумевает безначальность и бесконечность процесса, символизирующего вечность.

Современному человеку, привыкшему к постоянным изменениям, быстрому ритму жизни, пестрому разнообразию событий, «клиповому сознанию», достаточно трудно слушать подобную музыку, ибо она требует особой сосредоточенности на точке сопряжения вечности и времени.

В православной музыкальной культуре «античный катарсис преобразился в свойство распева возводить ум на небо, очищая его от всего земного, а античное учение об этосе преобразилось в способность распева организовать внутреннюю жизнь души и освящать ее священным православным ритмом, вовлекая всего человека в кругообразные ангелоподобные движения».

К сожалению, в Украине и России сложно найти примеры подобного сочетания народной музыки и византийской православной традиции песнопений.

Как ни странно, в Украине сочетание современной и народной музыки осуществляется скорее на основе неоязычества или западной средневековой музыкальной традиции чем на основе византийской христианской традиции. Такие группы как «Сокира Перуна», «Тінь сонця», «Кому вниз», «Вій», «Козак систем», «Плач Єремії» служат тому примером.

украинская группа "Кому вниз"

Создается впечатление, что современный украинский музыкальный дискурс вытесняет восточно-христианскую православную ментальность и обращается больше к западным музыкальным канонам, в том числе и в плане сочетания этнической и современной музыки.

Возможно, это обусловлено тем, что в историческом сознании украинцев присутствует больше связей с эпохой казачества, чем с украинским средневековьем. Эпоха Руси для украинцев представляет собой дыру в их исторической памяти. Поэтому огромный пласт средневековых культурных смыслов и традиций оказывается за пределами востребованости в Украине.

Среди исключений можно, разве что, назвать украинского кобзаря Василия Жданкина, живущего ныне на западной Украине, в городке Кременец. Он исполняет композиции, имеющие живую связь с древнерусскими христианскими мотивами. Композиции «Штож нам било зі світа начала», «Величальная Руси», «Близко городу Иерусалимского …» и другие являются довольно впечатляющим отголоском украинской средневековой православной культуры.

Конечно, у каждого народа свои особенности музыкального искусства, обусловленные разными историческими процессами: преемственностью и разрывами. Появится ли в Украине музыкальное направление или группа исполнителей, которые объединят православную духовную музыку и современные музыкальные стили – вопрос остается открытым.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: