7 самых важных событий для Церкви в 2017 ...

7 самых важных событий для Церкви в 2017 году

19/12/2017 577
В конце уходящего 2017 года СПЖ вспоминает наиболее значимые события, которые оказали влияние на жизнь Церкви и общества.

Молитвенное стояние под Верховной Радой против антицерковных законопроектов

stoyanie.jpg



18 мая Верховная Рада Украины намеревалась рассмотреть законопроекты 4128 и 4511, суть которых сводится к тому, чтобы узаконить церковное рейдерство и позволить насильно захватывать православные храмы уже на законных основаниях (законопроект 4128), а также объявить УПЦ «структурой государства-агрессора» и поставить под государственный контроль назначение ее епископов (законопроект 4511).

Антицерковная направленность и неконституционность этих законопроектов настолько очевидна, а их дискриминационная суть настолько вопиюща, что против принятия законопроектов в той или иной форме выступили Поместные Православные Церкви, Ватикан, Всемирный Совет Церквей, различные международные и правозащитные организации. Большинство религиоведов и экспертов в области законодательства также признали несоответствие законопроектов Конституции Украины, ее международным обязательствам, а также практике урегулирования подобных вопросов в развитых странах мира. По благословению Предстоятеля УПЦ было собрано более 300 тысяч подписей украинских граждан против рассмотрения законопроектов.

Более 10000 верующих собрались под Верховной Радой с требованием снять законопроекты с рассмотрения. В течении многих часов продолжалась молитва к Богу о вразумлении народных депутатов. Православные взывали к Небу о помощи и заступлении.

Рассмотрение антицерковных законопроектов было отложено, но угроза их принятия остается по сей день.

25-летие Харьковского Собора

25letie.jpg



Торжества, посвященные 25-летию Харьковского Собора, начались 27 мая в Харькове и продолжились на следующий день в Киеве. После Божественной литургии в Благовещенском соборе Харькова, которую возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, состоялось торжественное заседание Священного Синода УПЦ. Было оглашено Послание Предстоятеля УПЦ к народу, в котором говорится об исторической значимости Харьковского Собора 1992 года.

25 лет назад епископы Украинской Православной Церкви собрались в Харькове, чтобы не дать тогдашнему Предстоятелю УПЦ Филарету (Денисенко) увлечь в раскол всю Украинскую Церковь и разорвать каноническую связь со Вселенским Православием. Несмотря на активное противодействие тогдашних украинских властей и открытые угрозы, Харьковский Собор отстоял каноничность УПЦ и не поддался на искушение снискать благоволение власть имущих ценой предательства и отступления от священных канонов Церкви.

Согласно решению Собора был низложен, с запрещением в священнослужении, бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко), и новым Предстоятелем УПЦ был избран Блаженнейший Владимир (Сабодан). Предстоятели всех Поместных Православных Церквей направили ему приветственные телеграммы и выразили полную поддержку.

Так началась новая эпоха в жизни Украинской Православной Церкви.

Крестный ход 2017

kh2017.jpg



В 2017 году крестный ход в праздник святого и равноапостольного князя Владимира собрал около 100 тысяч человек из всех уголков Украины. Накануне праздника, 27 июля, после молебна на Владимирской горке верующие во главе со своим Предстоятелем, Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, прошли по центральным улицам Киева до Киево-Печерской лавры. Крестный ход сопровождали 11 чудотворных икон и мощи святого равноапостольного князя Владимира, которые затем были выставлены для поклонения в Трапезном храме Киево-Печерской лавры.

Участникам крестного хода навсегда запомнилась та атмосфера радости, единства и молитвы, которая ощущалась всеми, несмотря на грязные инсинуации, сопровождавшие организацию крестного хода и его освещение в СМИ. Какая только ложь не изливалась на благодатный крестный ход. То количество участников пытались занизить до нескольких тысяч, то объявлялось, что это ход в поддержку «русского мира», то сам равноапостольный князь Владимир с экранов телевизоров объявлялся жестоким развратником. Но все эти попытки очернить крестный ход не смогли поколебать веру и молитву всех, кто принимал в нем участие.

Архиерейский Собор в Москве

sobormoscow.jpg



С 29 ноября по 2 декабря в Москве в храме Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор РПЦ, посвященный 100-летию восстановления патриаршества на Руси. Делегацию украинских епископов возглавлял Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Одним из главных деяний Собора было решение внести в Устав РПЦ отдельную главу, регулирующую канонический статус Украинской Православной Церкви и ее отношения с РПЦ. С такой инициативой выступил Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Юридически был зафиксирован статус УПЦ как «самоуправляемой с правами широкой автономии», признана ее «независимость и самостоятельность в управлении». Провозглашено, что «Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве». Всеми официальными лицами как УПЦ, так и РПЦ подчеркивалось, что в Уставе РПЦ был юридически закреплен тот статус и те права УПЦ, которые ею фактически осуществлялись на протяжении 25 лет. Несмотря на это, в СМИ поднялась кампания по обвинению в том, что Архиерейский Собор сузил самостоятельные полномочия Украинской Церкви. СПЖ уже неоднократно писал о том, что подобные утверждения не соответствуют действительности.

Также на Архиерейском Соборе произошло еще одно чрезвычайно важное для украинского Православия событие. Бывший митрополит Филарет (Денисенко), а ныне анафематствованный раскольник, направил в адрес Архиерейского Собора и Святейшего Патриарха Кирилла «Покаянное письмо», в котором просил снять с него наложенные прещения и восстановить евхаристическое общение. Письмо заканчивалось словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и также от сердца искренне прощаю всем» и было подписано: «ваш собрат Филарет».

По словам епископа Барышевского Виктора (Коцабы), письмо было воспринято на Соборе с «любовью и осторожностью». Была сформирована комиссия для переговоров с УПЦ КП. Однако сам Михаил Денисенко на следующий день после оглашения «Покаянного письма» созвал пресс-конференцию, на которой полностью дезавуировал его суть. «Никакого покаяния! … Анафема меня не печет!» – эти слова были восприняты с болью и разочарованием всеми, кто надеялся на искренность главы УПЦ КП. Все же, через некоторое время «Синод» УПЦ КП одобрил проведение переговоров, хотя и обставил это «одобрение» словами, граничащими с прямым оскорблением. Как будет развиваться эта ситуация дальше – ведомо одному Богу, мы же надеемся на Его милость к нам, грешным.

Захваты православных храмов


К сожалению, в 2017 году продолжились захваты православных храмов раскольниками из Киевского патриархата и греко-католиками. Наиболее острой стала ситуация в Коломые и с. Старый Гвоздец.

gvozdec.jpg


18 октября группа капелланов УГКЦ при поддержке праворадикальных сил захватила храм Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Коломыя. Захватчики срезали с дверей церкви замки и самовольно провели свою службу. Глава УГКЦ Святослав Шевчук и местные власти фактически одобрили подобное беззаконие. Противостояние в Коломые сопровождается оскорблениями и угрозами расправы из уст капелланов УГКЦ. Усилиями священноначалия УПЦ, а также правозащитников эта ситуация уже привлекла к себе внимание как украинской, так и международной общественности.

kolomya2.jpg


15 октября глава сельсовета и представители Киевского патриархата в обход религиозной общины УПЦ провели собрание жителей села Старый Гвоздец и изменили каноническое подчинение Свято-Успенского храма. Несмотря на решение суда, полиция встала на сторону рейдеров и помогла захватить храм. Настоятель храма Николай Кушнир и его многочисленная паства вынуждены проводить богослужения под стенами своей церкви. Ситуация с храмом в с. Старый Гвоздец является ярким примером того, как понятие религиозной общины подменяется понятием общины территориальной (т.е. жителей села), что и используется для проведения в жизнь беззакония и попрания прав верующих.

Признание католического и протестантского Рождества

25grudnia.jpg


6 ноября Верховная Рада приняла закон, по которому католическое и протестантское Рождество объявляется выходным днем. Мотивировалось это тем, что необходимо обеспечить права католиков и протестантов, а также «европеизировать» Рождество. Президент не воспользовался правом вето и закон подписал. И вот уже киевлянам вместе с платежками по коммунальным платежам приходят приглашения встретить Рождество на одной из главных площадей столицы. В приглашении не указано, кто является организатором, но то, что действо предполагается провести на Софийской площади, говорит о том, что тут не обошлось без активного участия как центральных, так и городских властей.

Под лозунгом «а чем плох еще один выходной», Украина продвинулась еще на одну ступеньку вперед в процессе ее окатоличивания и стирания из сознания людей православной идентичности. Можно предположить, что люди в большинстве своем на «ура» воспримут нововведение властей и кинутся праздновать Рождество вместе со всей Европой. А православные вспомнят о той чечевичной похлебке, за которую Исав продал свое первородство.

Канонизация прп. Иоанна Вышенского

vishensky.jpg


Как будто предвидя такое существенное наступление на Православие, Украинская Православная Церковь канонизировала преподобного Иоанна Вышенского Святогорца. Уроженец западной Украины (родился примерно в 1550 г.), преподобный Иоанн около 40 лет провел в монашеском подвиге на Святой Горе Афон в Зографском монастыре. В преддверии Брестской унии 1596 года и особенно после нее он написал множество произведений, в которых призывал твердо хранить веру православную и не поддаваться на лесть католиков. Его труды положили начало новому, полемическому направлению в украинской литературе. На его произведениях воспитывалось несколько поколений украинских писателей, церковно-культурных и общественных деятелей. И даже в советское время некоторые его послания помещались в школьных учебниках и хрестоматиях.

В своих посланиях из Афона преподобный Иоанн разоблачал православных епископов-изменников, римско-католическое и униатское духовенство, выступал против окатоличивания и ополячения русинов в Речи Посполитой. Известный украинский писатель XIX века Пантелеимон Кулиш называл его «афонским апостолом».

Чин прославления преподобного Иоанна был совершен во время Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

bmo.jpg


Преподобне отче Иоанне моли Бога о нас и помоги нам сохранить веру православную.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: