Что для нас «ПОНАД УСЕ»

15/03/2017 1262
15 марта Церковь прославляет икону Божией Матери «Державная».

История этой иконы может показаться фантастической, но это не вымысел. В день отречения императора Николая ІІ от престола, чудесным образом, по откровению, данном крестьянке, обретается икона Божией Матери Державная с символами царской власти в руках. Когда всероссийский самодержец выронил из своих рук эти символы, их в тот же день подняла Матерь Божия.

Следовательно, власть земная и власть Небесная, царство Божие и царство кесаря связаны между собой в какой-то непостижимой для нас таинственной связи.

Я хотел бы начать свои размышления об этой связи с очень далекого библейского прошлого. Избранный народ вывел из Египта сам Яхве. У них не было царя, и их история называется Священной, потому что писал ее не человек, а Бог руками человека. Осуществляет Яхве свое правление с помощью Судей – избираемых Им самим и угодных Ему вождей.

Судьи были предводителями племен, и их власть не была обусловлена никакими жесткими человеческими факторами, династическим преемством и т.п. Это были харизматические лидеры, руководящие разрозненными еврейскими племенами. Но в стремлении сохраниться и получить какие-то гарантии безопасности Израиль пытается стать на путь устройства монархии.

Первой такой попыткой, хоть и неудачной, было царство Авимелеха, пытавшегося воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей говорит о нем крайне неодобрительно, потому что он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им самим избранных судей.

Притча из книги Судей 9:8-15 – самый антимонархический текст не только в Библии, но и во всей мировой литературе. Наконец в лице Саула идея центральной власти получает воплощение. Но династии Саула тоже не суждено было закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит династия Давида царя.

В политическом плане Израиль получает царя и такую же форму правления, «как прочие народы». Но в связи с этим с самого начала встает вопрос, а в чем же тогда проявляется Царство Яхве в Израиле?

Монархия сменяет Теократию. Царь земной приходит на место Царя Небесного. Этот же вопрос встанет в самой трагической форме и в конце периода монархии – конце трагическом и бесславном. Вокруг вопроса, «а где же место Бога в монархии Израиля?» строится не только повествование книги Царств, но и всей Второзаконнической истории. Да, монархия дала Израилю власть, она принесла централизацию государству, но какой ценой? Ведь монархия входила в прямое противоречие с законами домонархического периода, которые были укоренены в Синайском законодательстве.

Законы, данные Яхве, пронизаны духом свободы как для всего Израиля, так и для каждого его члена. Израиль как народ, освобожденный Богом от рабства, должен быть обществом, где рабство исключено как таковое. Равенство, точнее социальная независимость – высшая социальная ценность. Поэтому и запрещаются такие вещи, как ростовщичество, т. е. то, что увеличивает зависимость брата от брата и пр.

Законы Бога переводят вопросы собственности из сферы имущественной в сферу духовную. Право настоящей собственности принадлежит только Богу, а все израильтяне равным образом получили его временно и не могут иметь с этого проценты.

Нельзя никого порабощать и эксплуатировать (Лев:25,39-40), потому что все вы Мои рабы (Лев, 25, 42-43). Чтобы не увеличивать зависимость друг от друга, предписано прощать долги каждые семь лет. А взаймы нужно давать из сострадания, с чистым сердцем, независимо от того, сколько времени осталось до субботнего года.

В юбилейный (50-й) год восстанавливается семейная и земельная собственность. Это не давало возможности прийти к власти семейным клановым монополиям на фоне обеднения всех остальных.

Отпуская рабов в седьмой год, было необходимо снабдить их всем нужным для жизни. Все предписания Яхве говорили о том, что у Израиля в целом и у каждого израильтянина в отдельности должен быть только одни Бог – Господь. Это законодательное устройство государства, данное от Бога избранному народу. Прямой вывод из него один. Не Израиль и не Царство «понад усе», а Бог!

Царская власть была прямой угрозой такому устройству. В 8 главе 1 книги Царств содержится глубочайшая критика царской власти. Монархия разрушила законы Яхве. Вместе с царем появился двор, появилась иерархия, началось расслоение на бедных и богатых, появился дорогостоящий административный аппарат с его постоянными интригами, классовое общество и прочее, и прочее. Все это и привело сначала к разделению, а потом и краху Израиля.

Зачем все это я написал к празднованию Державной Иконы Божией Матери? Да все очень просто. Власть монарха, всероссийского самодержца, отречение от трона – это логический конец государства, которое постепенно теряло Бога. История Израиля повторилась в истории России. И не нарушение соборной клятвы 1613 года привело к трагедии страну, а постепенное обмирщение в ней духовных ценностей и ориентиров жизни. Власть в стране захватил бич Божий – филистимляне, эта «Божья саранча», посланная за отречения от Него. И так будет каждый раз. Как не одна, так другая саранча будет меняться у руля власти, пока народ не начнет каяться и искать Бога, как это было в Израиле.

Скипетр и державу в свои руки взяла Богородица, но эта власть духовная. Мы должны определиться с тем, кому мы подчиняемся:  Кесарю, с его государственной символикой, гербом, флагом, законами и прочим, или же Богу, и согласуем жизнь с его повелениями и указами? Да, мы, конечно же, будем платить кесарю то, что он хочет, но нельзя отдавать ему свое сердце. «Понад усе» для православного христианина должен быть только Бог, а все остальное намного ниже.

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: Зачем бороться с женским днем? «Он обиделся»

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: