Как христианин должен относиться к со ...

Как христианин должен относиться к социальной несправедливости

20/03/2017 1925
Призрак евроинтеграции бродит по Украине и не дает спокойно жить ее гражданам. Ведь удалось же им там, на Западе, построить «справедливое» общество – почему же мы не можем? Подобными вопросами задаются сегодня тысячи и тысячи наших соотечественников.

Да что говорить о нас, грешных? Мечта о построении справедливого сытого общества буквально пронизывает всю историю человечества. Сколько вокруг этой мечты поломано копий? Сколько потеряно жизней, разрушено государств и империй? Сколько усилий потрачено? Но до сих пор ни многочисленные реформы, ни революции и войны, ни уход интеллигенции в народ, ни массовое образование и культура, ни научно-технический прогресс и многое-многое другое так и не приблизили нас к заветному результату.

Впрочем, нам могут указать на Европу, – мол, посмотрите, вот оно – общество справедливости и благосостояния. Однако, если пристально присмотреться к европейскому опыту, то и тут мы легко заметим, что не все так благополучно в «Датском королевстве».

Как достигнуть процветания за счет социальной несправедливости?

Во-первых, все в мире относительно. Да, в Европе выше уровень жизни, но это означает не то, что там нет проблем, а то, что европейцы сталкиваются с проблемами совершенно другого порядка, нежели мы. И не факт, что эти проблемы, по крайней мере, с психологической точки зрения, «легче» наших. Именно поэтому в развитых европейских странах такой высокий уровень самоубийств. И, между прочим, согласно статистическим опросам, самые счастливые люди живут вовсе не в самых богатых странах. Так уж устроен человек, что сытая-животная жизнь не приносит счастья и ощущения полноты и смысла существования. Короче говоря, здесь работает поговорка: «Хорошо там, где нас нет!». Да и не везде в Европе хорошо: в таких странах, как Болгария или Румыния, например, уровень жизни, по меркам Евросоюза, без всякого преувеличения можно назвать нищенским.  Или, например, давайте вспомним о том, что из стран Прибалтики чуть ли не половина населения выехала после того, как их страны вошли в Евросоюз.

Во-вторых, может быть, в европейских странах уровень агрессии несколько ниже, чем у нас, а уровень жизни выше, но вот в смысле нравственного разложения европейцы, как говорят, – идут впереди планеты всей. А теперь вспомните недавний гей-парад в Киеве, когда пару тысяч геев и лесбиянок охраняло в два раза большее количество полицейских? Вспомните негативное отношение к этому событию большинства нашего населения? И, может быть, тогда вы поймете, что в смысле нравственности или на фоне массовых гей-парадов, проводимых в крупнейших городах Европы, мы не так уж и безнадежны.

Ну и в-третьих, будучи очарованы европейскими ценностями, а самое главное – европейским образом жизни, мы напрочь забыли о том, что все это благосостояние, которым так гордятся европейцы, построено на костях разоренных ими народов и уничтоженных культур. Веками европейцы высасывали все соки, людские и материальные ресурсы из стран третьего мира. Ими были фактически разграблены Южная и Северная Америки, а коренное население последней было фактически уничтожено и загнанно в резервации. Не меньшему разграблению подверглись и Индия, Юго-восточная Азия, Китай, Африка, из которой на нужды процветающей Европы были вывезены миллионы чернокожих рабов.

И не только их: кроме людских ресурсов, европейские колонисты в огромных количествах вывозили из стран третьего мира в Европу, а затем и в Соединенные Штаты, культурные ценности древних цивилизаций.

Вы спросите меня: что же плохого в том, что образованные европейцы так любят древнюю культуру? И я вам отвечу: плохо то, что они любят ее в музеях, когда она (культура того или иного народа) покрывается пылью и превращается в мертвую мумию, и совершенно не любят ее живой вариант. В своих университетах они будут защищать сотни и тысячи диссертаций по древним культурам, будут вести раскопки по всему миру и т.д. Но когда речь заходит о том, чтобы принять в сообщество европейских народов людей с чуждыми им цивилизационными установками, они постараются уничтожить или, попросту говоря, избавиться от этих установок и насадить на их место свою систему, порою очень сомнительных, ценностей.

Именно поэтому мы можем сегодня наблюдать катастрофу в Сирии, где после вмешательства в ее внутренние дела Соединенных Штатов и их европейских союзников был полностью разрушен уклад жизни граждан этой страны и ее древняя культура. А в результате мы получили миллионы беженцев в Европу, которым еще только предстоит стать настоящими толерантными европейцами.

То же самое мы наблюдаем и в современной Украине, где евроинтеграция привела, с одной стороны, к гонениям канонической Православной Церкви и дискредитации традиционной православной культуры, а с другой стороны – к поддержке униатов-католиков, бегству из страны миллионов работоспособных граждан и потере целых регионов, жители которых не проявили оптимизма в отношении евроинтеграции и насильственной украинизации.

Короче говоря, сегодня в Украине мы стали свидетелями того, как нас пытаются интегрировать в сообщество европейских стран путем полного экономического разорения и уничтожения нашей веры и исконной православной культуры. Вот вам и цивилизованные европейцы! Ничем другим, как лицемерием, такую позицию наших европейских друзей назвать нельзя. Т.е., если вы ограбили кучу людей и за счет этого создали благополучие для себя и своих близких, вы не становитесь автоматически цивилизованным и справедливым человеком, а остаетесь преступником, достойным наказания. Пусть и богатым преступником. Точно так же и в случае с Европой мы имеем дело с обществом, в котором отсутствует понятие социальной справедливости, по крайней мере к тем, кто находится вне границ Евросоюза.

Булгаков все же был гений!

Однако для большинства наших людей эти аргументы, увы, не являются убедительными. Чаще всего простой человек, задумывающийся над подобными вопросами, рассуждает точно так же, как и герой Булгаковского романа «Собачье сердце» Шариков. «Взять и поделить!» – вот метод, который кажется большинству наших сограждан наиболее действенным для достижения социальной справедливости. И действительно, давайте заберем у богатых то, что они украли у бедных и разделим на всех поровну. По идее, должно хватить на всех.

158991_original.jpg

Но вот парадокс: как показывает практика, методы эти не работают и приводят только к социальным потрясениям.

Во-первых, потому что на всех все равно не хватит.

Во-вторых, потому что в государстве, где люди попытаются воплотить методы Шарикова в жизнь, возникнет социальное напряжение, в результате которого неминуемо рухнет экономика, и много чего еще будет разрушено, да и угроза гражданской войны становится более чем вероятной. Т.е. хорошего в любом случае будет мало, и вместо того, чтобы всем стать богатыми, все (ну или почти все) станут бедными. Что мы и наблюдаем сегодня в Украине и наблюдали, например, после революции 1917-го года в России.

И в-третьих, равенства все равно не будет. Т.е. и в этом случае не удастся избежать неминуемого расслоения общества, когда одни станут бедными (например лентяи и посредственности), а другие богатыми (как правило, это аферисты и авантюристы разных мастей и т.д.).

Короче говоря, если в обществе назрели перемены, то осуществлять их лучше всего постепенными, плавными (без резких скачков и потрясений) мирными средствами с учетом специфики развития и культуры каждого отдельного региона и т.д. В том числе и бережно относясь к межрелигиозным, межконфессиональным отношениям.

Впрочем, я не буду давать здесь советы о том, как именно это нужно делать, т.к. эта задача выходит за рамки моей компетенции. Давайте лишь посмотрим на то, как именно христианство учит людей относиться к самому факту наличия в мире социальной несправедливости.

Что говорится о социальной несправедливости в Священном Писании?

При поверхностном анализе этой проблемы у неискушенного читателя может сложиться впечатление, что в Библии присутствует пусть и не призыв к построению справедливого общества (рая на Земле), но как минимум острый социальный протест против той несправедливости, свидетелями которой были те или иные авторы книг, вошедших в библейский канон. И действительно, вот, например, что пишет по этому поводу ап.Иаков: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания»(Иак. 5:1-5).

Впрочем, и кроме этой, достаточно красноречивой, цитаты мы можем найти в Священном Писании достаточно мест, в которых обличалось богатство. Причем не обязательно откровенно неправедно нажитое. В том числе и Христос многократно обличал богатых не просто за то, что их состояние было нажито неправедным путем, но и за то, что (как, например, в притче о богаче и Лазаре) оно не было использовано на благие цели.

Однако чего мы не находим в Писании, так это призыва «а-ля Шариков»: «Взять и поделить!». Т.е. мы не найдем в Библии призывов к свержению власти, изменению несправедливого социального порядка, ибо во взаимоотношениях между Церковью и государством важно учитывать различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель же государства заключается в их земном благополучии. «Царство Мое не от мира сего», – говорит Спаситель (Ин. 18. 36). «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же, и главным образом, автономизирует себя от собственного Творца и Господа. В той степени, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется «отцу лжи» сатане и «во зле лежит» (Ин. 8. 44; 1 Ин. 5. 19). Церковь же – «Тело Христово» (1 Кор. 12. 27), «столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3. 15) – в своей таинственной сущности не может иметь в себе никакого зла, ни тени тьмы. Поскольку государство есть часть «мира сего», оно не имеет части в Царстве Божием, ибо там, где Христос, «всё и во всем» (Кол. 3. 11), нет места принуждению, нет места противопоставлению человеческого и Божия.

Да и в отношении состоятельных людей Писание учит нас скорее умению давать нравственную оценку этому явлению, а также быть «…богатыми верою и наследниками Царствия» (Иак. 2:2-7), а не судить о человеке по тому, как он одет или (применительно к нашему времени) на какой машине ездит. И тем более не завидовать таким людям и не поклоняться им и их состоянию.

Закончить эту статью мне бы хотелось словами прекрасного православного богослова парижской школы прот. Н. Афанасьева, который в своей работе «Вступление в Церковь» писал по этому поводу следующее: «Смотрение на лица не допустимо для христиан, и богатство в Церкви не может дать никаких преимуществ. Христиане отлично отдавали себе отчет в том, что социальные различия, существующие в эмпирическом мире, были причиной социальной неправды… но тем не менее первоначальное христианство было очень далеко от мысли устраивать социальную революцию. Не об этом думало оно, а о том, чтобы устранить из Церкви социальную неправду. Последняя принадлежит тому эмпирическому миру, который оставили христиане и от неправды которого они отреклись. Социальный протест (о котором пишет ап.Иаков, – прим. автора)… был протестом против возможного социального неравенства среди членов Церкви, но вместе с тем это было, конечно, осуждение вообще социальной неправды. Первые христиане были очень чутки к этой неправде, откуда проистекало их стремление уменьшить ее не только между своими, но и среди «внешних». Отсюда и проистекало их уважение к личному труду, который один должен дать необходимые средства для существования: «Когда мы были у вас, то завещал вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». (2 Фес. 3:10). И это завещание хранит Церковь».

Итак, в отличие от Шариковых наших дней, призывающих к социальным
потрясениям ради блага человечества, Церковь призывает человека к преодолению
социальной несправедливости за счет труда на благо ближнего и жизни по
Заповедям Евангелия. Но в том-то и состоит трагедия нашего общества, что мы
разучились слышать этот призыв Церкви Христовой!

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: