Харизма и каноничность: единство или противоположность?

Харизма и каноничность: единство или противоположность?

06/12/2015 954

Недавно в социальной сети Фейсбук появились такие вот размышления: "УПЦ давно поделилась на УПЦ и УПЦ МП. Настаиванием на каноничности (или легитимности) часто прикрывают недостаток харизматичности. Она не всегда канонична. Между прочим, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Максим Исповедник, Лев Оптинский, митрополит Филипп Московский, Франциск Асизский в значительной степени делали то, что церковное и государственное начальство считало неканоническим. Без харизматичности все старания сохранить каноничность ничего не стоят". 

Насколько эти утверждения соответствуют православному учению о Церкви? Можно ли противопоставлять "харизму" и следование канонам Церкви?

На этот вопрос отвечает заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко.

Я не буду останавливаться на историко-канонической абсурдности противопоставления святых Церкви Христовой самой же Церкви. Я кратко остановлюсь на богословской оценке противопоставления харизматичности и каноничности. Для образности иллюстрации я возьму те сравнения, которые даёт нам само Священное Писание.

Итак, по мысли апостола Павла, “Церковь – это Тело Христа” (Еф. 1:22-23). Продолжая эту аналогию, я мог бы сказать, что Догматы Церкви – есть свидетельства Откровения Божия, и они составляют скелет этого Тела. Каноны Церкви – кальций этого скелета, который поддерживает его целостность. Всё остальное – клетки разных органов, которые соединены с Телом и Его Главой, которая есть Христос. Каждый из нас – это одна из клеток этого Вселенского Богочеловеческого организма Церкви.

Харизма «χάρισμα» – это Дар Божий, дающийся тем или иным клеткам Тела Христова в деле служения Богу. Это тот Дар, который даётся Духом Святым для взаимной пользы и спасения. Противопоставлять каноны и харизму, с богословской точки зрения, абсурдно.

Важно понять в этой схеме главное. Харизма, как Дар Божий, не может существовать вне Тела Церкви. За пределами этого Тела может быть всё что угодно – психосоматическая экзальтация, беснование, глоссолалий, демоническая «харизма», которой несомненно обладали и Гитлер, и Сталин, это может быть всё, что угодно, только не Дар Божий, источником которого есть Нетварная Божия Благодать Церкви Христовой.

Касательно реплики о том, что УПЦ разделилась на УПЦ МП и УПЦ… Дело в том, что на самом деле, в строго богословском смысле,  в мире нет ни УПЦ, ни РПЦ, ни какой бы то ни было ещё поместной ПЦ. Есть только Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая присутствует в своей исторической явленности на территории, которую можно обозначить теми или иными географическими координатами. Я даже не озвучиваю названия стран, потому что для Церкви не важно, что там, на этих координатах, находится – Украина, Россия или ЮАР. Всё это вещи, к Церкви имеющие опосредованное отношение.

Церковь не может делиться и противопоставлять себя самой, так же, как указательный палец не может противопоставлять себя печени. Это всё части одного организма. Противопоставляют себя друг другу не Церковь, а люди, служащие в Церкви, которые уже, по большому счету, сами перестали быть Её членами и утратили с Ней единство.

Как в живом организме есть эпителии – мертвые клетки, так такие же мёртвые люди есть в каждом поместном церковном организме. Я думаю, такие люди есть как в УПЦ, так и в других поместных церквях. Это люди, которые живут политикой, выгодой, амбициями и всякой скоропроходящей грязью, которая «Царства Божия наследовать не может» (1 Кор 15 :50).
Другие материалы в этой категории: Телевизор – адова машинка! Почему в стране нет мира?

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: