Послевкусие праздника, или Откуда «ра ...

Послевкусие праздника, или Откуда «растут ноги» у одного из распространенных суеверий наших дней

20/01/2017 1535
Зимняя пора с детства в наших воспоминаниях имеет в себе некую привлекательную изюминку. Это и первый снег, который покрывает землю подобно покрывалу, и трескучие морозы, и, конечно же, любимые всеми новогодне-рождественские праздники.

Думаю, что каждый со мной согласится, что большинству наших обывателей, как верующих, так и неверующих, трудно представить зиму без этих неповторимых дней. У одних это пост и ожидание заветного дня Рождества Христова с колядками и святками, у других – возможность проводить старый и встретить новый год в уютном семейном кругу. Словом, практически все любят зиму за те радостные мгновения и переживания, которые она дает нам.

«Искупующе время, яко дние лукави суть»

Такими словами наставляет апостол Павел Ефесян – не упускать ни единой минуты своей жизни. Павел предупреждает о том, что человеку часто кажется, будто у него очень много в запасе времени, и тратить он его может, как ему заблагорассудится. Но часто мы, люди, забываем простую вещь, что мы не вольны над временем, а наоборот. Часто между нашими прихожанами, преимущественно старшего возраста, при поздравлении с каким-нибудь праздником я в детстве слышал ответ: «И вам дай Бог на следующий год дождаться!». По своей детской наивности я недоумевал от этих слов, думая, что куда денется второй год?

Доживем, все лучшее впереди, и жизнь прекрасна. Только потом я понял, как правы были наши церковные старушки, которые, к слову, большинство уже почили или тяжело болеют. К чему это я? Ах да! За годом год и за днем день пролетают недели, месяцы, годы. Мы взрослеем, младшее поколение подрастает. Но, взрослея, приобретаем ли мы что-то от своих годов? Вот тут-то вопрос наш достигает высшей степени своей риторичности. Ведь рано или поздно каждый из людей задастся этой непростой дилеммой. Перед каждым жизнь поставит ребром этот вопрос. И заденет он все сферы нашей жизни.

Немного о приоритетах

Мистическая, или духовная, жизнь для каждого живущего на земле притягательна своей загадочностью. Было, есть и еще будет много желающих приоткрыть завесу духовного мира. Наблюдая, какой популярностью пользуются в наше время программы типа «Битвы экстрасенсов» или еще чего-то подобного, не перестаешь в этом в который раз убеждаться.

Каждая душа по своей природе христианка – сказал когда-то мудрый Тертуллиан. На подсознательном уровне каждый человек по-разному чувствует, что с прекращением этой жизни его жизнь не прекратится. Красноречиво об этом говорит и факт неприятия смерти в любом ее проявлении. Нормальному, здоровому психически человеку всегда стает невольно жалко даже незнакомца, который где-то далеко умер, и неважно, что узнал он об этом из средств масс-медиа. В это время внутри такого человека встает во всей своей силе внутренний протест против смерти как таковой. Откуда он? Христианину несложно ответить на этот вопрос, гораздо сложнее ответить на него нехристианину или вообще неверующему.

И вот последняя категория людей пытается разыскать этот ответ, не отступая от своих внутренних убеждений. Конечно, этот сизифов труд обречен на провал хотя бы потому, что ответ на этот вопрос, будоражащий умы не одно столетие, есть только в Евангелии.

«Приидите, отставим вся праздники Божии от земли»

За много лет до наших дней царь и пророк Давид воспел в своей «Псалтири» эти слова. Слова, которые «не в бровь, а в глаз» показывают действительность не так давно прошедшего советского времени. Люди даже не совсем пожилого возраста помнят и комсомольские дружины возле храмов на Пасху, и другие праздники. Власть имущие, водимые злыми силами, всячески пытались искоренить в народе даже память о своих православных корнях.

И даже несмотря на то, что после развала СССР все поменялось и стало, как кажется на первый взгляд, назад с головы на ноги. Но это только кажется, ибо, проанализировав церковную историю последних двух с половиной десятилетий, радоваться особо нечему. Из тех толп людей, которые хлынули в церковь, по-настоящему верующими стали всего пара процентов от общего количества.

Причин этому, естественно, много разных: от нехватки кадров духовенства до банального нежелания самих людей проникать дальше примитивного обрядоверия. А последнее, к слову, с подачи заинтересованных в варении каши в головах обывателей личностей, дает очень буйные плоды. Одним из таких очень заметных плодов есть истерия зимнего купания в праздник Крещения Господня. Несмотря на кажущееся противоречие нынешнего времени со словами псалмопевца, подмена происходит, только не на грубом, а на тонком уровне граней души.

Смыть грехи

Именно так звучит одна из основных аргументаций часто неверующих людей. Хотя духовные вещи они зачастую называют не совсем своими именами, но подсознательно преследуют цель стать «лучше», не меняясь при этом. Именно без понимания духовной составляющей великого двунадесятого праздника Крещения Господня нельзя получить настоящей пользы от этих купаний.

Вот, по горячим следам, так сказать, сегодняшних наблюдений. Правящий наш архиерей благословил отцу-секретарю епархии и мне поехать на Днепр совершить освящение. Приехали, все как везде: во льду вырезанная прорубь, куча суетящихся людей, ныряющих в прорубь кто осторожно, а кто смело, прилив эмоций от резкого выброса гормонов в кровь и все, что сопутствует в этот день таким купаниям во многих местах. Вот начали мы водоосвящение и… И ничего не произошло. Из тех людей почти никто не обратил на это внимания, но зато сколько было народу с селфи-палками, делающего снимки себя любимого или любимой…

vm5A4xBdx2g (1).jpg


Как и у каждого священнослужителя, мой праздничный день пролетел быстро, и незаметно настал вечер. Проглядывая новостную ленту, всякого начитаешься и насмотришься. Вот решил посмотреть, как мой город праздновал Богоявление. Если упустить тот факт, что местные СМИ совсем не высветлили празднования, которые проходили или в местном кафедральном соборе, или других храмах УПЦ, отдавая предпочтение веянию моды, поразил другой факт. Сразу три несчастных случая на водоеме, один из которых чуть не привел к летальному исходу. Ведь просто анализируя трезвым умом свои силы, зачем лезть в холодную воду? Ведь в случае летального исхода такого человека нельзя даже отпевать по Православному обряду.

44065465.jpeg


Вместо послесловия

Есть такая поговорка: «Нет дыма, без огня!» Ничто в нашей жизни не бывает само по себе, а тем более в вопросах веры. Насколько мне стало понятно, обычай этот привезен к нам из теплых стран. Падение железного занавеса позволило многим нашим соотечественникам побывать в экзотических странах, познакомится с их культурой и жизнью. Так, известно, что в Иерусалиме, в реке, в которой произошло само событие нашего праздника, целый год паломники окунаются в Иордан. Некоторые едут в аккурат к празднику, чтобы увидеть чудо, когда «Иордан возвратится вспять». Река начинает бурлить, и заметно изменение направления течения при погружении креста во время молебна. Похожие обычаи есть и в Болгарии, и в Греции, и в Сербии, и других христианских странах, но наш современник не учитывает той простой вещи, что там тепло, и если бывают минусы, то эти минусики не сравнятся с нашими минусищами.

Из всего выше сказанного просто хочется подчеркнуть важную мысль: у Православного Христианина все должно быть с рассуждением и знанием своей веры. Только тогда, будь то купание, будь то верба или что другое, принесет ему истинную пользу – пользу для временного тела и для вечной души. Потому что все таинства и обряды, совершаемые в Православной Церкви, именно к этому и направлены.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: