В главном единство, в прочем свобода, во всем любовь: о диалоге УПЦ и ...

В главном единство, в прочем свобода, во всем любовь: о диалоге УПЦ и УАПЦ

09/07/2015 668

Церковная схизма в Украине это кровоточащая рана на теле Христовом. Христиане, пребывающие в канонической изоляции, даже не подозревают, скольких спасительных средств себя лишают. Это одна из причин решения Священного Синода УПЦ о возобновлении диалога с Украинской Автокефальной Православной Церковью.

Если Церковь это мать для всех верующих православных христиан, то пребывающие вне «Матери-Церкви» лишаются ее «молока», с которым приобретается «иммунитет». В церковном понимании, это иммунитет против прелести, как православные Отцы Церкви называют крайнюю степень заблуждения, иммунитет против искажений веры, против ложных воззрений на сущность веры и ее практики.

Находящиеся в канонической изоляции церкви часто высказывают убеждение, что у них есть то же самое, что и в других поместных православных церквях.

На самом деле у них нет самого главного – евхаристического единства с полнотой православия! Задумывались ли когда-нибудь прихожане УАПЦ над словами Символа Веры о Церкви? В какую Церковь веруют православные христиане? В «национальную»? Но, ни единого намека на то, что определяющим для церкви является ее национальное своеобразие, в Символе Веры мы не найдем. Если взять греческий оригинал Символа Веры, то слова о Церкви будут звучать так: «Верую, во единую Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь». Вселенскую! Не национальную, не этническую, не народную, но вселенскую, универсальную. Если применить современный язык в определении церкви - Церковь это международная организация со штабом «одесную Отца». А отдельные поместные церкви это ее представительства на определенных территориях.

Задумывались ли когда-нибудь приверженцы национального изоляционизма о том, что они теряют, сосредотачиваясь только на этническом измерении своей церкви? Ведь, общение с другими поместными церквями выражается в самых разнообразных формах и в самых разных событиях.

Это и обмен православными святынями, некоторые из которых привозят всего один раз за много лет. Вдумайтесь, пребывание некоторых святынь в той или иной поместной церкви может происходить раз за десятки лет! И каждое такое событие это выдающееся и неповторимое духовное событие для верующих христиан Украины. Автор этих строк помнит неизгладимое впечатление от посещения Киево-Печерской Лавры в дни пребывания в ней частицы Креста Господня. Это одна из величайших святынь, которая существует в Церкви. Очередь к святыне простиралась на сотни метров. Под палящим солнцем, в течение нескольких часов, с православными песнопениями, люди осуществляли воспоминание о via dolorosa Христа, чтобы прикоснутся к священному предмету, ставшему орудием нашего спасения, символ которого мы носим у себя на груди. Более благоговейного чувства сложно представить. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко! И таких святынь – десятки и сотни. Чудотворные иконы, мощи святых, священные предметы, связанные с евангельской историей. Все они, напоминая о Спасителе, находясь в центре богослужения, молитвы, поклонения, приносят людям душевный мир и утешение.

Неужели ради народных обычаев можно пожертвовать возможностью прикоснуться к общей для православных святыне? Неужели ради языка на котором осуществляется молитва можно отвергнуть самый объект молитвы и поклонения? Неужели ради церковного автокефального статуса можно отказаться от общения с братьями во Христе?

Общение Церквей дает возможность священнослужителям УПЦ проводить совместные богослужения с представителями Сербской, Польской, Греческой, Русской и всех других поместных церквей.

Общение Церквей дает возможность осуществлять паломничества по святым местам, общаться со светочами подвижнической жизни – монахами, священнослужителями, простыми верующими. Получать благословение, причащаться Христовых Тайн, обмениваться впечатлениями от схождения Благодатного огня.

Общение Церквей дает возможность причаститься лучших образцов православного церковного искусства. Можно ли забыть выступление в Киеве сербской исполнительницы православных песнопений Дивны Любоевич, посвященное 75-летию Блаженнейшего митрополита Владимира? Ее голос настолько красивый и необычный, что возникает ощущение чего-то гипнотического. Вообще, православная церковная музыка — это поистине удивительная красота. Византийский распев, русский знаменный распев, карталино-кахетинский (грузинский) распев, - со сколькими прекрасными образцами православного пения можно познакомиться, находясь в церковном сопричастии с полнотой православия.

Общение поместных церквей дает возможность проводить совместные научные конференции, обсуждать общие богословские вопросы и искать их решение. Православная молодежь имеет возможность встречаться со своими сверстниками и укреплять свою веру, - эту возможность дает всеправославная молодежная организация Синдесмос.

И все эти возможности есть в Украинской Православной Церкви.

Священный синод УПЦ, по сути, призывает УАПЦ в евхаристическое общение на основе вселенского церковного самосознания. Все поместные церкви являются по сути одной вселенской Церковью, которая существует на основании одного принципа – общения.

Священник УПЦ Петр Зуев в 2003 году написал очень проницательную статью «От мировой схизмы к экклезиологической ереси» на заявление Филарета о «двух самодостаточных православных семьях церквей». На самом деле это очень страшные слова, полностью антицерковные по своей сути. Филарет высказался о том, что Церковь может существовать в виде двух, независимых одна от одной, групп поместных церквей, которые даже общаться между собой не будут. Стоит ли говорить, что такая модель существования Церкви прямо противоположна троичному образу существования вселенской Церкви? И не являются ли эти слова Филарета свидетельством того, что питательные соки Церкви перестали наполнять церковный разум КП за то время, которое он находится, по сути, в самоизоляции? Именно в самоизоляции, потому что для того, чтобы возвратиться в лоно Церкви, достаточно смирить свои амбиции и признать свою ошибку в разделении единой УПЦ, которая вначале 90-х годов получила полную самостоятельность и независимость в управлении, а это значит, что никаких серьезных оснований для ухода из церкви не было.

В любом случае, целью поместной церкви является подготовка представителей каждого народа к общению с другими народами во Христе. Бог видит в каждом человеке, прежде всего человека, а потом уже украинца, русского, белоруса и т.д.

Если УАПЦ ведет диалог об объединении с КП, только, чтобы не общаться с РПЦ, то это ошибочный путь. Ведь, все автокефальные церкви поминают на богослужении предстоятелей всех других автокефальных церквей, в том числе и патриарха Московского и всея Руси. Русская религиозная традиция, как бы там ни было, сильно связана с украинской, и является частью общей православной традиции. Искусственно отказываться от этих связей, по меньшей мере, глупо. Любая церковная традиция, любые церковные связи – это богатство, расточать которое в условиях секуляризации мира безответственно. Украинская православная традиция также связана с румынским православием, молдавским православием, болгарским православием. И это прекрасно, ибо в этом взаимном обогащении жива Церковь. Каждый святой, какой бы национальности он ни был, является достоянием всей Церкви. Именно поэтому нет никакого противоречия, когда наряду с украинскими святыми наш народ глубоко почитает русских святых, таких как Сергий Радонежский или Серафим Саровский.

Церковь должна быть вне политики и вне межэтнических конфликтов. Ее задача не утверждать зоологическую «борьбу за выживание», но утверждать троичный образ любви, согласия и единомыслия. Приходя в храм человек должен забыть о вражде народов, о политической борьбе, о ненависти и неприязни.

Судя по пресс-конференции УАПЦ, после избрания нового ее предстоятеля митрополита Макария (Малетича), главной проблемой для нее является общение УПЦ с «Москвой». Но это общение невозможно разорвать, потому что все православные церкви находятся в общении между собой. Это церковный императив, обязанность. Ставить вопрос о разрыве церковных отношений, мотивируя его националистическими аргументами, это и есть пресловутый «этнофилетизм», который был осужден в качестве ереси на Константинопольском поместном соборе в 1872 году.

Сложно сказать, в каком русле будет происходить диалог УПЦ и УАПЦ, но можно быть уверенным, что если его участники уделят внимание самому главному в Церкви – общению в Боге, то все остальные вопросы отпадут сами собой.

Другие материалы в этой категории: Тревоги нашего времени и мир Евангельской истины

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: