Станет ли УПЦ народной Церковью?

Станет ли УПЦ народной Церковью?

10/05/2017 1673
На первый взгляд, этот вопрос звучит достаточно риторично, ибо термин «народный», применительно к религиозной сфере, буквально означает – «языческий». Естественно, Православная Церковь, по природе своей, не может быть церковью языческой (церковью какого-либо одного народа или нации), т.к. она является Церковью Вселенской, Телом Христовым, присоединяясь к Которому, все без исключения люди могут получить возможность спасения в вечности.

В этом смысле христианство равно относится ко всем людям, народам и нациям, ибо, как говорит ап.Павел: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). (1)

Видный православный богослов парижской школы прот. Н.Афанасьев так комментировал эти слова апостола: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа (Деян. 2:38). Христианская проповедь обращена ко всем языкам. После некоторого колебания относительно способа приема язычников в Церковь христианская миссия получила универсальный характер. Преодолев национально-религиозный момент древнего иудейства, христианство стало сверхнациональным явлением. Как в самом начале, так и в течении всей истории христианской Церкви, не существует вопроса о национальности при приеме в Церковь. «Нет различия между иудеем и эллином, потому что один Господь у всех… (Рим. 10:12). В Церкви не имеется ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа. Идея народа Божьего не включает в себя эмпирического национального момента. Совлекаясь от ветхого человека, христиане в Церкви совлекаются и от своей ветхой национальности. «Христиане, – говорится в Послании к Диогнету, – не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь ничем не отличную от других… Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна… Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные». Эта особенность жизни христиан является результатом особой напряженности Церкви, которая, пребывая в миру, не принадлежит ему. В силу этого принадлежность к народу Божьему является не отречением от национальности, но преодолением ее в Церкви ради высшей ценности «горнего звания», получаемого при вступлении в Церковь. Народ Божий построен не по этническому принципу, а по принципу принадлежности к Богу…»

Манипуляции СМИ


И все же, сегодня в Украине не стихают дискуссии о том, какая Церковь является народной. Изо всех сил на статус «народной Украинской Церкви» претендуют явно симпатизирующие праворадикальным идеям раскольники из так называемого «Киевского патриархата». Для того чтобы убедить в этом украинских граждан, они не стесняются манипулировать цифрами разного рода соцопросов, которые, по их мнению, «правдиво» показывают соотношение прихожан в канонической Украинской Православной Церкви и в УПЦ КП.

Однако: «Недавний социологический опрос, проведенный компанией «Юкрейниан социолоджи сервис», развенчал ряд мифов о религиозной статистике в Украине. Результаты опроса камня на камне не оставили от аргументов представителей УПЦ КП и приверженцев «единой поместной церкви». Отметим, что руководителем указанной социологической фирмы является заведующий отделением института социологии НАН Украины Александр Вишняк.

Представители Киевского патриархата в своих выступлениях постоянно утверждают, что именно УПЦ КП является самой многочисленной конфессией в Украине. Спикер Киевского патриархата – Евстратий Зоря – во время своего визита в Канаду даже заявил, что количество верующих Киевского патриархата вдвое превышает численность верующих Украинской Православной Церкви.

Такие заявления можно было бы принять за анекдот, но сторонники Филарета ссылаются на результаты соцопросов, проведенных Центром им. Разумкова, якобы указывающих на то, что большинство граждан Украины относят себя к Киевскому патриархату. Однако упомянутые исследования достаточно манипулятивны и вряд ли могут служить образцом честной и научной социологии» (2).

Такая позиция раскольников понятна и легко объяснима, ведь, искажая цифры соцопросов, они пытаются убедить украинское общество и Вселенскую полноту православия в том, что именно КП является крупнейшей «Украинской Православной Церковью» и потому, как им кажется, может рассчитывать на признание Вселенским Православием и, следовательно, на канонический статус. Вот только делают они это так грубо, что для любого беспристрастного исследователя не составит серьезного труда увидеть ложность, а лучше сказать – анекдотичность, предлагаемой нам статистической «картины».

Причем такие «статистические анекдоты» начали появляться в эфире украинских телеканалов задолго до Майдана. Так, например, еще в 2012 году, на одной из передач Савика Шустера (3) была озвучена численность сторонников УПЦ КП, которая составила на тот момент якобы 14 млн человек. Вместе с тем указывалось, что сторонников канонической Украинской Православной Церкви в три раза больше, с чем, кстати, согласился и глава раскольников, присутствовавший на этой передаче. А теперь попробуйте подсчитать путем простых арифметических действий общее количество верующих обеих украинских Церквей. У вас получится цифра 56 млн человек (14 млн сторонников «Киевского патриархата» и 42 млн – канонической Церкви). Увы, но почему-то никто из присутствовавших на этой передаче не обратил внимания на тот факт, что эта цифра превышает общее количество граждан Украины (а ведь нужно еще учесть атеистов, мусульман, протестантов, римо-католиков, язычников, униатов и т. д.).

Однако это были еще цветочки: сегодня, как это уже было показано выше, в УПЦ КП, без тени смущения, говорят о том, что общее количество верующих «Киевского патриархата» в два раза превышает число сторонников канонического православия. Если учитывать тот факт, что со времени выхода в эфир упомянутой нами телепередачи количество приходов УПЦ увеличилось до 12 тыс. (что действительно в три раза больше количества раскольничьих приходов), а следовательно, возросло и число священнослужителей, монашествующих и прихожан, то общая численность верующих двух Церквей превысит 100 млн человек (т. е. как минимум 42 млн верующих канонической Церкви и «в два раза большее» количество верующих «Киевского патриархата»).

Все это, как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно: уже на передаче Савика Шустера у некоторых присутствующих возникли сомнения относительного того, что большая часть граждан нашей страны не только не являются православными, но и вообще верующими в Бога людьми. И действительно, если мы живем в христианской стране, то как можно объяснить тот факт, что наша страна занимает первые места в мире по уровню коррупции, количеству разводов и абортов, разрыву в уровне жизни между богатыми и бедными, по рейтингу других негативных явлений социальной жизни?

На самом деле многочисленные объективные социальные опросы, которые периодически проводились на протяжении всей нашей новейшей истории, неоднократно показывали, что общее количество людей церковных, т. е. сознательно исповедующих христианство, составляет около 5% от общего населения Украины.

Именно поэтому сегодня у нас нет никаких оснований говорить о том, что православное христианство является народной религией, т.е. такой религией, по заповедям которой старалось бы жить большинство украинского населения.

Антинародный-антиязыческий характер христианства?


Как ни странно, но Церковь никогда не стремилась стать народной:

«…внимательно читая Новый Завет, мы видим, что многие поступки Спасителя можно было бы с уверенностью назвать антинародными. И действительно: иудеи ждут от Христа «действенного» мессианства – что Он станет царем Израиля и освободит их от ига римских завоевателей. И вот Христос въезжает в Иерусалим как царь, а что далее? Он идет в храм, выгоняет оттуда торговцев и уходит из Иерусалима. Более того, перед казнью он заявляет Пилату: «Царство Мое не от мира сего…» (Ин. 18:36). А ведь иудеи ждали Мессию, который возвысит их царство именно в этом мире, т. е. они ждали царства Израиля «от мира сего». И это не единственные примеры того, как Христос не шел на поводу у народных лжемессианских чаяний иудеев;

– исследуя историю раннехристианской Церкви, мы не заметим признаков ее народности: во-первых, потому что в первые три века Церковь была гонима, а во-вторых, перед изданием Миланского эдикта, уравнявшего в правах христианство с другими религиями, христиан в Римской империи насчитывалось приблизительно 10%. Так что христианство никогда не стремилось во что бы то ни стало стать религией государственной, религией большинства.

Христиане принимали и государство, и общество, но лишь в той мере, в которой они не ограничивали Господство Христа и не заглушали исповедания Царства. Занимаясь миссионерством среди язычников, они совсем не желали ссориться с языческими властями, о чьем обращении молились. И все же: «Христиане всюду сознают себя новым народом, собранным из всех народов, но от всех отличным…» (4).

Осознавая себя Царством «не от мира сего», Церковь всегда заботилась о том, чтобы не допустить в любых своих проявлениях смешения языческой (т. е. народной, всецело принадлежащей этому падшему миру) и христианской вер. Христианские мученики предпочитали идти на смерть, нежели принять требования народа и принести жертвы языческим идолам. И все потому, что христиане считали кощунством смешение своей ИСТИННОЙ веры с верованиями язычников, составлявших большинство в Римской империи: «…Христианство оказалось лицом к лицу с Римской империей. Его монотеизм, не имевший ничего общего с синкретизмом и не сводившийся, подобно иудаизму, к одной этнической группе, претендовал, как и римская религия, на распространение в пределах всего обитаемого мира. Но как утвердиться в государстве, в котором место уже занято государственной религией?.. Уклонение от участия в ее обрядах расценивалось как отсутствие патриотизма, нелояльное отношение к государству… Столкновение христианства с Римским государством становилось тем более неизбежным, что действия имперских властей были направлены на политическую унификацию и административную централизацию … Трудности своего положения христианин испытывал ежедневно, ощущая себя на периферии общества или внутренним эмигрантом… Тертуллиан живо обрисовал затруднения, с которыми сталкивался христианин, желавший жить одной жизнью с согражданами… Тем более что Римская империя не принимала и не допускала проявлений внутренней свободы, разграничения во имя Бога личных убеждений человека и государственных постановлений… Притеснения христиан, а затем и гонения на них усиливались по мере того, как Римская империя осознавала угрозу самим своим основам, своему незыблемому порядку… Христиане же не собирались защищать ценности мира язычников, они не отождествляли себя с Римской империей, не могли и не хотели считать ее историю своей историей, полагая, что призваны исполнить миссию более важную и непреходящую, чем империи и цивилизации (и нации, – прим. автора), которые возникают и гибнут» (5).

Согласитесь, описанная выше ситуация очень напоминает то, что происходит сегодня в Украине, где православных христиан постоянно обвиняют в отсутствии патриотизма и чуть ли не в создании угрозы украинской государственности? Причем и тогда, на самой заре христианства, и сейчас, в независимой Украине, к христианам очень часто предъявляются более чем абсурдные обвинения. Так, например:

«В 177 г. началось страшное гонение на христиан в Лионе; император-философ Марк Аврелий приказал пытать христиан до смерти, и не было такого вида пытки, который был бы забыт ретивыми исполнителями имперского указа. В этом гонении, акты которого сохранились (так называемые “Акты лионских мучениковˮ), погибли епископ Лионский Пофим, дева Бландина и многие другие христиане. Толпа всегда была готова поверить, что катастрофы и несчастья вроде наводнений, извержений вулканов, неурожаев или варварских набегов были результатом неудовольствия богов из-за пренебрежения, оказываемого им под влиянием христианского “атеизмаˮ. Тертуллиан саркастически замечал: “Если Тибр поднимется слишком высоко или Нил опускается слишком низко, толпа кричит одно: христиан ко льву! Всех к одному-единственному льву?ˮ» (6).

Думаю, вышеперечисленных примеров достаточно для того, чтобы понять одну простую вещь: нравится это кому-то или нет, но в основе своей христианская Церковь – явление наднациональное, космополитическое. Безусловно, Церковь освящает, принимает в себя все лучшее, что есть в национальном предании, что не противоречит ее учению, но все же Христос пришел на эту грешную землю не для того, чтобы возвысить и освятить ту или иную нацию или народ, чего, собственно, от Него и ждали иудеи, а сейчас хотят наши раскольники и радикальные националисты. Он явился для того, чтобы спасти всякого человека вне зависимости от его национальной принадлежности. Вот почему Церковь не может служить ничему временному, тленному, преходящему. Дело Церкви – спасать всякого человека во Христе, а не отстаивать (освящать) интересы той или иной нации или государства.

Попытка сделать христианство «религией» одной конкретной нации, одного народа уничтожает сотериологический аспект Церкви, примитивизирует ее Вселенское предназначение и приводит к тому, что Церковь перестает быть христианской.

И все же Православная Церковь в Украине может стать народной! Но произойдет это только в том случае, когда большинство нашего обмирщенного, расцерковленного населения, легко поддающегося пропаганде гедонистического и националистического мировоззрения, ориентированного на получение чувственных, плотских удовольствий, в качестве основы для своей жизни примет ЗАПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ. Только тогда можно будет говорить о христианстве как о религии украинского народа, а о канонической Православной Церкви – как о народной Церкви. Собственно, на это и направлены сегодня все усилия канонической Православной Церкви в Украине, которая всеми доступными для нее способами стремится донести до людей вечные, непреходящие евангельские истины, на основе которых можно будет построить в нашей стране не русский и не украинский мир, а мир Божий, мир Христов!

В этом контексте справедливо прозвучали слова Блаженнейшего Митрополита Онуфрия о том, что Церковь – это «душа» народа. Однако, пока миллионы людей в нашей стране, формально называя себя православными христианами, в принципе не собираются жить по-христиански, по заповедям Евангелия, более того, даже не хотят взять Библию в руки и хотя бы раз ее прочитать, говорить о том, что мы (или какая-либо другая христианская конфессия) являемся Церковью народной, как минимум преждевременно. Более того, если наше общество и далее будет игнорировать общечеловеческие христианские ценности, заповеди Евангелия, «тело» народа (т. е. его государственность) продолжит умирать, что в итоге может привести к ситуации, когда «душа» навсегда покинет «тело», и вернуть ее обратно не помогут уже никакие социологические опросы.

Закончить эту статью мне бы хотелось следующей цитатой известного философа: «Народность, – писал Вл. Соловьев, – не есть высшая идея, которой мы должны служить, а есть живая сила, природная и историческая, которая сама должна служить высшей идее и этим служением осмысливать и оправдывать свое существование (Т. 5. С. 25)… Для того чтобы народ был достойным предметом веры и служения, он – народ, сам должен верить и служить чему-нибудь высшему и безусловному: иначе верить в народ, служить народу значило бы верить в толпу людей, служить толпе людей, а это противно не только религии, но и простому чувству человеческого достоинства… Достойным предметом нашей веры и служения может быть только то, что причастно бесконечному совершенству. Не унижая и не обманывая себя, мы можем верить и служить только Божеству. Божество как действительность дано нам в христианстве, и это выше народности. Получив это высшее, мы можем преклоняться перед своим народом только в том случае, если сам народ является служителем религиозной истины… Итак, то самое благо, одушевляющее подлинный патриотизм как истинную любовь к своему народу, есть христианское созидание жизни для Христа и во Христе, чему и государство, и народность, и все прочее должны служить и в этом служении иметь свой смысл и цель…» (6).

Ссылки:

1. Может ли Православная Церковь быть национальной?
2. Шах и мат «Киевскому патриархату» от социологов
3. Передача С. Шустера от 04.05.2012 г. // Эл. Ресурс https://www.youtube.com/watch?v=3CCeoADlDCs
4. Дворкин Александр. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви // Эл. ресурс: http://www.sedmitza.ru/lib/text/434661/
5. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 110–125.
6. Там же.
7. Богословская конференция «Единство Церкви». М.: ПСТБИ, 1996. С. 9–11.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: