Тревоги нашего времени и мир Евангельской истины

Тревоги нашего времени и мир Евангельской истины

03/08/2015 532

В книге св. Никодима Святогорца «Невидимая брань» есть поучение о том, что «воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих». Вот начало этого поучения:

«Как долг неотложный, имеет всякий христианин, когда потеряет сердечный мир, делать все от него зависящее, что может способствовать к восстановлению его; так, не меньше того, обязательно лежит на нем не допускать, чтобы какие-либо случайности текущей жизни возмущали сей мир – разумею: болезни, раны, смерть сродников, войны, пожары, внезапные радости, страхи и скорби, воспоминания о прежних проступках и ошибках, – словом, все, чем обычно волнуется и тревожится сердце.

Потому обязательно не допускать тревог и волнений. Поддавшись им, человек теряет самообладание и лишается возможности ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования. А то и другое дает врагу дает врагу доступ волновать его еще более и направить на какой-либо шаг – трудно-поправимый или совсем непоправимый».

Поскольку в перечне тревог и смятений сердечных есть слово «войны», то, на мой взгляд, можно сделать такой вывод. Вследствие нынешней войны на востоке Украины все мы утратили сердечный мир и теперь должны восстановить его, чтобы «ясно понимать события и верно видеть подобающий образ действования».

Особенно важно сейчас мыслить, руководствуясь не человеческой, земной логикой, а евангельскими истинами и святоотеческой мудростью: ведь христианин должен жить со Христом в сердце, а не увлекаться пустыми обольщениями, преданиями человеческими и стихиями мира (Кол.2,8).

Многим сейчас может показаться, что судьбу мира решают политики и прочие люди, наделенные властью. Но православный христианин не может думать так. Судьбу мира решает Бог. Вспомним ответ Христа, поразивший Пилата: «И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его» (Ин.19, 9-12).

Так ответить земному властителю был способен лишь Сам Бог: Христос поразил Пилата Своим мужеством, и, отвечая ему, не утратил Своего человеческого достоинства, открыл прокуратору истину и вразумил его, заботясь о спасении и его души.

Современным политикам также зачастую кажется, что они «имеют власть» делать что-либо. Они также не понимают, что «они не имели б никакой власти, если бы не было дано им свыше». Без Бога нельзя абсолютно ничего сделать (Иоан.15,5), и всякий человек, какую роль в обществе они ни играл бы, какой бы высокий пост ни занимал бы он, является лишь орудием в руках Божьих и проводником Божественной воли.

С проблемой утраты многими верующими внутреннего, сердечного мира вследствие всеобщих внешних потрясений и волнений столкнулся в свое время апостол Павел. Уже в первом веке у христиан было настолько обостренное чувство греха, что, видя мировое зло, они начали говорить о скором конце света и о Втором пришествии Иисуса Христа.

Разговоры эти настолько смущали людей, что они оставляли прежние бытовые порядки, прежний уклад жизни и проводили время в праздном ожидании светопреставления. Поэтому апостолу Павлу пришлось написать: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс. 3, 10).

И нам полезно услышать и исполнить слова апостола: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам» (1Фесс. 4, 10-11). В связи с апостольской формулировкой «жить тихо, делать свое дело» вспоминается фрагмент книги прот. Олега Стеняева «Школа выживания: человек в мире соблазнов», где он рассуждает об отношении православных христиан к политике:

«Зачастую люди по простоте своей начинают принимать участие в тех или иных кампаниях, даже не догадываясь, что их используют в каких-то совершенно бесчестных политических махинациях, спекуляциях. Мы должны раз и навсегда отказаться от любых политических спекуляций, мы не должны заниматься политикой – только потому, что никакой политики на самом деле нет. Ведь только задумайтесь, братья и сестры: что такое политика в современном ее понимании? Нам объясняют, что есть какая-то жизнь, политическая жизнь, она не религиозная, но она как бы и не отрицает религию. И есть такие люди, которые живут этой жизнью, она за церковной оградой. Она не плохая сама по себе и иногда может быть даже полезной для людей, полезной для Церкви.

Одновременно нам говорят, что Церковь политикой заниматься не должна. Но если под политикой понимать просто общественный порядок, то почему же Церковь не должна принимать участие в жизни общества? Ведь Бог создал нас для того, чтобы мы жили в этом мире и населяли его, а не для того, чтобы мы от него совершенно отрешались: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15).

Однако, когда речь идет о политике, то речь идет отнюдь не просто об «общественном порядке». Подумайте: что такое жизнь за церковной оградой? Это – служение дьяволу, потому что вне церковной ограды, вне Тела Христова, есть только духовная смерть. Есть жизнь во Христе и со Христом, а все, что за пределами ее, – дьявольские подделки, суррогаты, обман, ложь. Пусть Господь спасет нас от всего этого Вавилона греха и словоблудия, пусть Господь научит нас следовать не за современными политиками, которые идут-то, в общем, все в разные стороны, а только за Ним одним».

К словам о. Олега Стеняева можно еще добавить цитату из Библии: человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8, 9), то есть идеальных политических режимов, идеальных политиков не существует. Я думаю, что любой политолог подтвердит это. Да и сама история человечества свидетельствует о том же.

Вначале двадцатого века Александр Блок написал следующее стихотворение:

Увижу я, как будет погибать

Вселенная, моя отчизна.

Я буду одиноко ликовать

Над бытия ужасной тризной.

Пусть одинок, но радостен мой век,

В уничтожение влюбленный.

Да, я, как ни один великий человек,

Свидетель гибели вселенной.

Поэт назвал свой век «влюбленным в уничтожение» и эти строки оказались, действительно, пророческими. Все мы прекрасно знаем, свидетелем каких, прежде всего,  физических уничтожений было человечество в двадцатом веке…

Двадцать первый век также сулит многое, потому что, похоже, мир не особо стремится учить уроки истории, чтобы не наступать на те же грабли… Любовь – причина существования абсолютно всех вещей. Любовь – причина и основа бытия. Бог есть любовь (1Ин.4,8). А поскольку люди века сего извратили в себе чувство любви, чувство Бога, то нет ничего удивительного в том, что они «влюбились в уничтожение».

Но, помимо уничтожения физического, существует и духовное (или же уничтожение в духовной сфере). Однажды известный политолог З. Бжезинский открыто заявил: «После того, как мы уничтожили коммунизм, наша конечная цель – уничтожить Православие».

«Уничтожить Православие» – страшные слова. И страшны они не для самого Православия (потому что Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16, 18); а также: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28, 20)), а страшны эти слова для всего мира.

Что такое «Православие»? Одна из христианских конфессий? Ни в коем случае! Православие – это та вера, то учение, которое принес в мир Сам Господь наш Иисус Христос. Именно Православие сохранило апостольскую преемственность, то есть право совершать Церковные Таинства, через которые подается благодать Святого Духа. Именно Православие сохранило неповрежденную догматику, а, следовательно, и верную аскетику. Именно Православие служит Истине и прославляет Ее.

Никакого католицизма, протестантизма и прочих религий существовать не будет, если уничтожить истинную православную веру. Конечно, далеко не все люди понимают это и думают: конфессией – больше, конфессией – меньше – какая от того разница?!

А между тем, «уничтожить Православие» означает максимально приблизить конец света. Это следует из слов Самого Христа Спасителя, сказанных о Его Втором пришествии: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18, 8). Именно истинную, неискаженную, неповрежденную веру.

В этой связи, на мой взгляд, не лишними будут размышления о том, что православное богословие оперирует термином «удерживающий»: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2Фесс.2,7).

Существуют различные толкования этого термина. Под «удерживающим» некоторые толкователи разумеют благодать Святого Духа, иные – императорскую или царскую власть, которая является православной или, по крайней мере, не совершает ничего противного истинной вере и защищает ценности, характерные ей.

То есть что-то должно удерживать благодать Святого Духа на земле. Не претендуя на научность, я выскажу некое предположение. Всем известна формулировка Н. Лескова «Русь была крещена, но не просвещена». Протодиакон Андрей Кураев, развивая эту мысль, приводит различные исторические факты.

Например, вот фрагмент из его книги:

«Сопоставляем три даты. 988 год – Крещение Руси. 1685 год – появление первой богословской школы, то есть такой, которая ставит задачу более высокую, нежели простое обучение грамотности. И получаем: 700 лет без богословского интереса и усилия!

И третья дата – 1499 год. Время публикации Геннадиевской Библии. Первый полный свод библейских книг на церковно-славянском языке. И снова вопрос: отчего за полтысячи лет ни у кого из русских иерархов и князей не возмутилась совесть, как же это мы числим себя христианами, а полного текста Слова Божия не знаем?! И лишь появление ереси жидовствующих, цитировавших не знакомые русским библейские тексты, заставило восполнить эту лакуну».

Я полностью согласен со взглядами протодиакона Андрея Кураева. Истинная ученость необходима и приятна Богу, что мы и видим на примерах многих святых: апостола Павла, Василия Великого, Григория Паламы и др. Но я попытаюсь высказать предположение о том, почему в случае со Святой Русью все произошло именно так. Еще раз подчеркну, что не претендую на научность нижеследующих рассуждений.

Предположим, что Русь «крестилась и тотчас просветилась». Богословие начало бы стремительно развиваться, и государство превратилось бы, как я полагаю, в изящное, изысканное, интеллигентное общество. Поскольку Всеведущий Бог знал, что Византия, которую и можно считать «удерживающей» (2Фесс.2,7), через несколько веков прекратит свое существование, то Он, желая продлить существование мира, позаботился о том, чтобы появилось новое мощное православное государство.

Если бы Русь на момент падения Византии была бы просвещенной, то вполне возможно, что интеллигентные идеи непротивления злу и варварству могли бы привести к падению и самой Руси. Наоборот, полуграмотность, и, позволю себе такие определения, полудикость, полуварварское сознание привели к тому, что за счет новых завоеваний территория государства значительно увеличилась.

Например, во время Ивана Грозного, жизнь и поступки которого с трудом помещаются в православные рамки, территория государства увеличилась примерно в два раза, так что все мы теперь знаем и повторяем в шутку фразу из советского кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Казань брал, Астрахань брал…».

Смогло бы устоять и увеличиться православное государство интеллгентно-просвещенного типа, соседствуя с различного рода варварами? Сложно ответить. Бог пожелал продлить существование мира, чтобы спасти большее количество людей. Поэтому, на мой взгляд, все в истории свершалось именно так, а не иначе.

Да, теперь, в наши дни, напротив, когда нынешнее новое удерживающее Православное государство существует, есть необходимость в просвещении. И, пожалуй, от просветительской деятельности этого государства будет зависеть то, насколько удерживающим оно будет.

Почему так важно миссионерство именно в наше время? В современной духовной литературе я встречал мысль о том, что в мире действуют уже не отдельные проявления зла, а его система. То есть зло носит системный характер. По моему мнению, системность проявляется в двух аспектах:

1. Грех становится нормой, внушается греховный образ жизни, стираются грани между добром и злом. Можно много говорить о недостатках нецерковного школьного образования, о различных социальных движениях, организациях, об увлечении иными религиями, о средствах массовой информации и т. д.

Но, как я полагаю, даже не в этом проблема. Когда человеку все время демонстрируют не то, что душеполезно и спасительно, а необходимое для духовной жизни не показывают, то, естественно, он забывает истинные ценности. Именно поэтому Церкви нужно постоянно повторять миру об этих ценностях – в условиях непомерных потоков мирской информации.

Еще страшнее, когда демонстрируют не явные грехи (разврат, насилие, извращение, чревоугодие, пьянство, наркоманию), а более тонкие: эгоизм, тщеславие, осуждение, раздражение. Например, герой какого-нибудь очередного модного фильма всем хамит, язвит, не уважает старших, открыто говорит о своем эгоизме, и молодежь начинает подражать ему, потому что, на первый взгляд, ничего страшного в этом нет, и ни к каким худым последствиям это не приводит.

А наиболее страшной и опасной для души, на мой взгляд, является демонстрация пустоты. Это происходит, когда всеобщий кумир, в отличие от предыдущего случая, является хорошим и добрым, так сказать. Он как бы ничего плохого не делает, но и не предлагает никакой системы духовно-нравственных ценностей, никакого мировоззрения. Простой добрый человек… Герой телесериалов и поп-музыки…

А опасна эта пустота тем, что человек, глядя на таких «героев», постепенно растрачивает все духовное, потому что он не стяжает благодать Святого Духа и не собирает со Христом: кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12, 30; Лк.11, 23). И происходит все это незаметно для самого человека, потому что, на первый взгляд, кумиры и герои ничего плохо не делают.

2. Вследствие развития коммуникаций (интернет, мобильная связь) зло, которое уже стало нормой, можно тиражировать, можно быстро, беспрепятственно передавать на любые расстояния. В самой технике, бесов, конечно же, нет. Но, если вдуматься, то она прекрасно помогает демоническим силам, потому для бесов не существует расстояний, они легко внушают разные мысли людям, которых могут отделять друг от друга тысячи километров.

Да и могли себе представить святые отцы такие времена, когда человеку стоит достать из кармана мобильный телефон, нажать несколько кнопок и упасть в пучину различных грехов (на выбор!): разврат, насилие, ложь, злоба, тупость, глупый смех, грубость, сквернословие и т. д. ?!

Поэтому и необходимо со стороны Церкви, во-первых, святоотеческое осмысление этой реальности, а, во-вторых, миссионерство. От этого зависит то, как долго Церковь сможет удерживать мир от падения, удерживать систему мирового зла, удерживать чистоту и неповрежденность веры. Господь да поможет в этом всем нам!

Последнее от Иван Сермягин

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: