Возможен ли в Украине межконфессиональный мир?

Возможен ли в Украине межконфессиональный мир?

28/10/2016 845
Несмотря на то, какой вектор развития государства был избран несколько лет назад, внутренняя политика действующей власти далека от идеальной. Не в последнюю очередь это касается гуманитарной сферы, а именно – религиозного аспекта. В результате сегодня имеют место множество претензий относительно соблюдения религиозных свобод в Украине, и не только внутри государства, но и извне – в Европе.

Наверное, не было в Украине такой власти, которая бы не вмешивалась в межконфессиональные отношения крупнейших религиозных организаций государства православного вероисповедания. Нынешний политикум не стал исключением в этом вопросе. Вот только, в отличие от своих предшественников, действующая украинская власть сделала достаточно сильный акцент на религиозные чувства граждан. С сожалением приходится констатировать, что подобное вмешательство привело лишь к обострению внутренних конфликтов и созданию чреватого для безопасности государства религиозного фронта.

Что сказали в ПАСЕ


Итак, религиозная политика украинской власти вызывает обеспокоенность за рубежом. Нечего и говорить о том, что данные факты скрываются от социума, ведь созданная вертикаль упорно не признает ошибок, регулярно обвиняя во всем внешние факторы. Но на деле даже нынешние партнеры Украины констатируют тот факт, что политика государства становится все более отдаленной от демократической и европейской.

12 октября на заседании Парламентской ассамблеи совета Европы был поддержан доклад делегата от Чехии – Кристины Зеленковой, в котором, в пункте 11.2, прозвучал призыв к украинской власти «наладить национальный диалог и гармонизировать отношения между различными этническими, языковыми и религиозными группами в украинском обществе».

Важен ли этот сигнал – каждый может понять по-своему. Однако ему добавляет весомости тот факт, что он озвучен и поддержан на заседании ПАСЕ, к которой часто апеллирует Украина, защищая собственные интересы на политической арене. Интересно получается: когда это необходимо – представители Украины в ПАСЕ готовы поставить всю ассамблею с ног на голову. Когда же в самой ПАСЕ появляются какие-то требования к Украине, то об этом можно промолчать, или же назвать «предвзятым отношением», на худой конец, увидеть «российский след».

Но случилось так, что правда о нестабильной ситуации в гуманитарной сфере украинской политики разрослась настолько, что ее уже никак не скроешь. Тягостно, что факты, которые эту правду подтверждают, появляются все чаще, постоянно увеличиваясь в количестве.

Возможно, украинским политикам не известен тот факт, что Украину регулярно посещают международные мониторинговые миссии, которые интересуются не только конфликтом на Донбассе. Представители этих миссий констатируют факты ухудшения внутреннего положения не только на временно оккупированных территориях, но и в Украине в целом, учитывая сферу свободы совести. Это однозначно негативно влияет на внешний имидж государства в мире.

Особенно привлекает внимание лоббирование интересов действующей властью отдельной религиозной конфессии – УПЦ КП. Кроме того заслуживают внимания антиконституционные законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви. Давление на последнюю стало настолько откровенным, что «ругать» УПЦ становится правилом хорошего тона. Наконец, на фоне противостояния между УАПЦ и УПЦ КП, первые оказались в очень неприглядном положении.

УПЦ КП против УПЦ – путь в никуда


После ряда неудачных попыток легализовать свое положение на общеправославной карте мира, «Киевский патриархат» откровенно радикализовался. Понимая, что православное сообщество не предоставит признания УПЦ КП желаемым ею способом, эта конфессия резко изменила свою стратегию, начав конфликты со всеми вокруг.

Понятно, что первым и самым крупным врагом «Киевского патриархата» была и остается УПЦ. И, несмотря на благоприятную ситуацию, в которой оказалась УПЦ КП, отношения этой конфессии с УПЦ вернулись на 25 лет назад, напоминая бурные 90-е. Захваты храмов УПЦ и агрессивная информационная кампания – это были лишь первые залпы, которыми ударил по УПЦ «Киевский патриархат». Недавно пресс-центр УПЦ КП опубликовал заявление, в котором заявил о поддержке скандального законопроекта №4128.

Хотя проект этого закона так и не был поддержан в Верховной Раде, споры вокруг него продолжаются до сих пор. Стоит напомнить, что данная инициатива отдельных депутатов призвана якобы облегчить процедуру изменения конфессиональной подчиненности, на деле же направлена на то, чтобы упростить рейдерские атаки на храмы УПЦ. Кстати, то, что законопроект №4128 направлен против УПЦ, подтвердили и его авторы.

Используя политическую ситуацию, в «Киевском патриархате» решили по максимуму задействовать «тяжелую артиллерию» для борьбы с УПЦ. В результате становится очевидным наличие очередной фазы обострения отношений между этими двумя конфессиями и сворачивание малейших надежд хоть на какой-то межконфессиональный диалог.

УПЦ КП против УАПЦ – атака на уничтожение


Если против УПЦ в «Киевском патриархате» борются с большими трудностями, то против УАПЦ у них есть немало простых и действенных рецептов. «Автокефалы», находясь не в лучшем состоянии, стали легкой добычей для «филаретовцев». В УПЦ КП используют различные рычаги влияния на УАПЦ, первым из которых стали претензии на Андреевскую церковь в Киеве и корпус административного здания УАПЦ в столице.

Между прочим, как грибы среди дождя, в СМИ появляются разнообразные материалы дискредитационного характера, направленные против УАПЦ. Самыми скандальными «автокефалами» часто оказываются люди, занимающие высокие должности в УАПЦ. Чего только стоит недавний скандал с «епископом» УАПЦ, который спровоцировал драку в диско-клубе. Интересно, что в УАПЦ сами дают поводы для дискредитации, чем умело пользуются в УПЦ КП.

Подобное давление на УАПЦ со стороны УПЦ КП вызвано двумя причинами, первая из которых – месть за сорванное присоединение, вторая – попытка дожать и заставить значительную часть УАПЦ присоединиться к «Киевскому патриархату», создав хотя бы какую-то численную конкуренцию для УПЦ. Ведь чрезвычайно сложно доказывать миру, что УПЦ КП – самая популярная в Украине конфессия, когда численность приходов этой организации в три раза меньше, чем в УПЦ.

Неутешительные выводы


Изложенное выше «соблюдение прав и свобод» граждан в религиозной сфере, а по сути – бал одной конфессии (УПЦ КП), происходит по молчаливому согласию и поддержке действующей украинской власти. Более того, бесчинства «Киевского патриархата» часто сопровождаются активным привлечением административного ресурса, что мы неоднократно наблюдали в последние годы.

Все это однозначно отдаляет Украину как от религиозной терпимости внутри государства, так и от того, чтобы сохранить имидж страны на международной арене. Политика украинских властей в религиозной сфере является позорной и такой, которая не имеет ничего общего с теми европейскими ценностями, стремление к которым декларируются.

Учитывая, что на вышеизложенные факты обращают внимание в правозащитных организациях ЕС, нечего и надеяться на то, что их можно будет как-то скрыть. И очевидно, что властям это безразлично, поскольку сегодня они двигаются по одному пути – пути раскола страны по любому возможному признаку, и религиозному в том числе. Досадно только, что отдельные религиозные организации принимают в этом активное участие.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: