Захват храма в Коломые: предчувствие ц ...

Захват храма в Коломые: предчувствие церковной войны

10/11/2017 624
Прошло уже две недели после интервью главы УГКЦ Святослава Шевчука, в котором он признал «ошибочность» захвата храма в Коломые и согласился с тем, что ситуацию нужно перевести в правовую плоскость.

Однако представители УГКЦ не только не прислушались к словам своего лидера, но и выступили с еще более агрессивными заявлениями в СМИ.

По словам журналиста Сергея Назарчука, «униатские капелланы фактически наплевали на призыв главы УГКЦ Святослава Шевчука урегулировать конфликт в Коломые более или менее цивилизованным способом».

Молчание – знак согласия


У руководства УГКЦ имелись все возможности для того, чтобы заставить своих капелланов освободить храм и принудить их действовать исключительно по закону. Или хотя бы запретить им делать заявления, которые разжигают ненависть к УПЦ и обостряют противостояние.

К примеру, в мае этого года Коломыйско-Черновицкая епархия УГКЦ издала особый декрет, напоминающий греко-католическим священникам о необходимости «сохранения церковной дисциплины».

Пункт 2 этого «декрета» гласит: «Духовенству давать официальные комментарии от имени Церкви в средствах массовой информации без благословения местного Иерарха и провозглашать речи, которые могут спровоцировать волнения в обществе, категорически запрещено <…> Игнорирование духовенством норм данного Декрета влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами Кодекса канонов Восточных Церквей и канонами партикулярного права УГКЦ».

Поскольку никто из униатских капелланов не был наказан и они продолжают нагнетать ситуацию, можно считать, что все их заявления являются отображением позиции иерархии УГКЦ или делаются с ее молчаливого согласия.

Некоторые эксперты объяснили новые выпады униатских капелланов неспособностью руководства греко-католиков контролировать своих радикально настроенных представителей. Однако существует и другое объяснение: лидерам униатов просто невыгодно прекращать конфликт. По крайне мере, именно сейчас.

Отвлекающий маневр


Дело в том, что простой уход из храма означал бы открытое признание неправомерности действий капелланов и, как следствие, крупное имиджевое поражение УГКЦ. После того, как многие СМИ осветили бесчинства униатских священников, это закрепило бы информационный посыл критиков униатской Церкви. Да и в глазах собственных сторонников отступление было бы воспринято как слабость и предательство.

Поэтому в ход пошли любые оправдания, которые хоть как-то смогут нивелировать уголовные, по сути дела, действия – захват храма, отбор имущества общины УПЦ, физическое насилие, угрозы и т.д. Одновременно поддерживается уверенность униатов в собственной правоте. Как говорится, убиваются два зайца одним выстрелом.

«Первая фаза униатами завершена – храм де-факто отобран у православной общины. Сейчас активно отрабатывается вторая фаза, а именно выискивание различных оправданий незаконных действий», – отметил журналист Сергей Назарчук.

Как же отвлечь внимание от криминала и перебить негатив? Нужно сделать информационный вброс эмоционального характера, отвечают эксперты.

«Только нагромождением абсурдных по своей сути, но эмоционально заряженных обвинений можно будет нацепить хоть какой-то фиговый листок на неприглядный факт рейдерского захвата», – подчеркивает Назарчук.

Подтверждением того, что УГКЦ действует именно в таком ключе, стало чрезвычайно агрессивное интервью капеллана Николая Мединского и Михаила Арсенича изданию Апостроф, отдельные фрагменты которого были подхвачены телеканалом «1+1» и другими СМИ.

И вот уже обсуждается не то, как униатские священники захватили храм, избивали верующих, угрожая убийством и последующими захватами, а найденную в храме икону, где якобы изображен… голый Ющенко в аду!

«Ложь и буйная фантазия» Николая Мединского


Интервью капелланов УГКЦ стоит уделить отдельное внимание, как типичному образцу «абсурдных» и в чем-то комических обвинений.

Мединский и Арсенич обвинили общину УПЦ ни больше ни меньше в намеренном уничтожении храма и скульптуры, которая якобы принадлежит Пинзелю (польско-немецкому скульптору, который проживал в Галичине): «Они, перекрывая церковь, оставили – я думаю, что все-таки специально – отверстия, чтобы попадала вода, дерево сгнило, церковь рухнула – и никто бы не имел к ним претензий, а они автоматически могли построить на этом месте новое здание. <…> Там все разворовано или уничтожено. Самая большая потеря – каменная скульптура Пинзеля с его подписью – чуть ли не единственное его такое творение, потому что Пинзель не работал с камнем...»

Собственно, обвинения не новы. Они уже звучали в адрес общины УПЦ в июле этого года. Особой заинтересованности в своих инсинуациях со стороны украинских и европейских чиновников капелланы не увидели. Поэтому не нашли лучшего аргумента, чем обвинить представителя ОБСЕ, фотографировавшего храм, в… пьянстве и промосковской позиции.

На выпад капеллана по существу уже ответила пресс-служба Ивано-Франковской епархии УПЦ: «Это обвинение свидетельствует не только о невероятной фантазии, но и о правовом нигилизме представителя УГКЦ. Ведь в ст. 84 Земельного кодекса Украины четко указано, что земли под объектами историко-культурного назначения, имеющими особую историко-культурную ценность, не могут передаваться в частную собственность. А Законом Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» в ст. 6 также определен запрет на передачу этих земель в коммунальную собственность. А значит, «разрушение» существующего храма не могло предоставить правовых оснований религиозной общине для строительства нового на этом земельном участке, ведь он является государственной собственностью». «Немного странно слышать об известном скульпторе, который, во-первых, не работал с камнем, а во-вторых, каким образом работа такого выдающегося художника могла оказаться на кладбище, когда его немногочисленные произведения хранятся в музеях Украины», – заметили в епархии.

Среди находок, которые, по мнению представителей УГКЦ, «порочат» православную общину, была упомянута икона Николая ІІ и «таблица» с перечнем грехов для исповеди, в которой упоминается запрет на совместную молитву с раскольниками и униатами. Но самым нелепым упреком в сторону общины УПЦ, на наш взгляд, является следующий:
«Когда мы присмотрелись к иконам, которые висели на хорах, увидели, что на одной из них был изображен черный ангел, который доминировал над всеми, кто входил или выходил из храма. Это показывает их внутреннюю сущность».

страшный суд

Картина Страшного суда в Коломыйском храме


Подобный комментарий, как и все предыдущие, демонстрирует некомпетентность Мединского как священнослужителя. Дело в том, что эта икона – не что иное как изображение Страшного суда. Для большинства православных храмов композиция иконы Страшного суда является типовой, и она обычно располагается над выходом из церкви. Точно такое же изображение, к примеру, находится во Владимирском соборе, захваченном в 90-х годах Киевским патриархатом. Священником которого, по его собственным словам, был и Мединский до перехода в УГКЦ.

SSud2.jpg

Изображение Страшного суда во Владимирском соборе

Ранее, просвещая «московских матрешек» (так он назвал пожилых прихожанок УПЦ), Мединский «объяснил», что Всеправославный собор в 2016 году состоялся на… Кипре! Сложно воспринимать серьезно аргументы человека, который не может отличить Кипр от Крита и, называя себя священником, не знает иконографии Страшного суда. Немудрено, что ему померещился голый президент в преисподней.

Впрочем, чем абсурдней и глупей обвинения, тем легче их раздувать в СМИ! Кто будет вникать в детали, когда речь идет о «Московском Патриархате».

Война против всех


Руководство УГКЦ не может не понимать, что дальнейшая эскалация конфликта в Коломые означает фактическое объявление войны Украинской Православной Церкви.

Если раньше Святослав Шевчук упрекал представителей РПЦ в том, что они постоянно вспоминают действия униатов в начале 90-х, что он может сказать теперь? Ведь захват храма в Коломые и анонсирование последующих захватов означает «воскрешение» полузабытых событий, связанных с разгромом трех епархий УПЦ. Теперь не получится апеллировать к необходимости «забыть груз прошлого» и примирению.

Интересно, что радикализация позиции УГКЦ отмечается не только в отношении УПЦ, но и в отношении украинских католиков. На вполне справедливые претензии митрополита Львовского Мечислава Мокшицкого о том, что греко-католики присвоили 23 католических храма в одном только Львове, представители УГКЦ отреагировали достаточно агрессивно. Перед посольством Ватикана в Киеве сожгли плакат с изображением митрополита, а ректор Дрогобычской духовной семинарии УГКЦ Мирон Бэндык напомнил ему: «У нас говорят “чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что Вы гость». Ранее Мокшицкого обвиняли в «шовинизме» за утверждение, что украинцы должны покаяться за Волынскую резню 1943 года, и предложили депортировать католического иерарха из страны.

В этом контексте нельзя не упомянуть обострение отношений Украины и Польши, оскандалившегося посла Украины в Сербии, трения с Венгрией и Румынией. Президент Польши Анджей Дуда прямо указал на украинский национализм как на значительную проблему в отношениях двух стран. А глава польского МИД Витольд Ващиковский сказал еще более откровенно: «с Бандерой в Европу вы не войдете». 2 ноября он анонсировал запуск процедуры, которая сделает невозможной въезд в Польшу украинцам с антипольскими взглядами. В частности, запрет уже действует в отношении директора Украинского института национальной памяти львовянина Владимира Вятровича, который в 2005-2006 гг. преподавал в Украинском Католическом Университете, принадлежащем УГКЦ. Нужно отметить, что западный сосед Украины всегда поддерживал европейские устремления нашей страны. Польшу всегда называли «адвокатом» Украины. Поэтому обвинить ее в антиукраинской позиции не то что сложно, а просто невозможно.

Глядя на действия и заявления униатов, возникает вопрос: а может, проблема заключается не в «шовинизме» поляков, и не в мифической пропаганде «русского мира» со стороны УПЦ, а в самих униатах? В их агрессивном национализме и героизации фашистских коллаборационистов? В противоправных захватах храмов и нежелании действовать по закону? Тогда, может, им не нужно перекладывать с больной головы на здоровую, а лучше посмотреть в зеркало?

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: