Законы против Конституции, против народа, против мира

Законы против Конституции, против народа, против мира

16/05/2017 1136
Автор: 
Поданные на рассмотрение Верховной Рады законопроекты №№ 4128 и 4511 в случае их принятия могут повлечь для государства Украина гораздо более значительные последствия, чем это можно предположить на первый взгляд. Это связано непосредственно с международной правовой концепцией «ответственности по защите» и повышением чувствительности к религиозной составляющей во всем мире.

Законопроекты №№ 4128 и 4511 могут стать не только новым поводом для обвинений в нарушениях Украиной религиозных прав, но и «спусковым крючком» для необратимых решений, способных перечеркнуть государственность Украины как таковую. И это отнюдь не преувеличение, с учетом одиозности предлагаемых «новелл» и их полном неправовом характере.

Религиозная сфера стала ключевым вопросом в повестке дня ведущих органов международного правозащитного механизма в последние годы, что связано с массовым геноцидом христиан на Востоке и увеличением активности общественных движений в защиту прав христиан в Европе и США. Один из крупнейших форумов проходил в мае этого года в США, и выступление официального представителя УПЦ протоиерея Николая Данилевича на этом мероприятии подтверждает, что законопроекты являются предметом внимания международной общественности именно в контексте защиты прав христиан.

Законопроект № 4128 вносит изменения в закон «Про свободу совісті та релігійні організації». Предполагается, что принадлежность человека к той или иной религиозной общине будет определятся путем его «самоидентификации» с этой общиной, что подтверждается участием в ее религиозной жизни. И вот этим людям предоставляется право проводить собрания, на которых простым большинством менять приходской устав и переходить в другую конфессию.

В отсутствие законодательного определения, что это такое «самоидентификация» и «участие в религиозной жизни», можно легко представить себе, как группка молодых людей заходит в храм, ставит там свечки (то есть участвует в религиозной жизни), потом выходит на паперть и созывает «собрание», на котором «большинством» голосов храм объявляется переведенным в юрисдикцию Киевского патриархата (ведь именно под него принимается закон). Милиция бездействует, так как все абсолютно законно. Суды отказываются принимать иск по той же причине. Таким образом, УПЦ КП резко увеличивает численность своих приходов и заявляет на весь мир о том, что она, как самая большая «Православная Церковь» в Украине, требует канонического признания и статуса поместной Церкви.

Этому способствует следующий законопроект № 4511. Называется он так: «Про особливий статус релігійних організацій, керівні центри яких знаходяться в державі, яка визнана Верховною Радою України державою-агресором». Могли бы назвать проще: «Об особом статусе Украинской Православной Церкви». Ведь всем понятно, о ком идет речь. Этим законопроектом наибольшая конфессия в Украине низводится до отдела Министерства культуры, которому отошли функции государственного комитета по делам национальностей и религии.

Как же иначе понимать требования законопроекта № 4511 согласовывать с данным ведомством кандидатуры «центрального и регионального руководства религиозной организации»? Хочется задать вопрос: а где же хваленая декоммунизация?! Ведь предложенная в законопроекте схема – это чисто советская система уполномоченных по делам религий, которые и утверждали кандидатуры церковного руководства. А еще законопроект № 4511 нарушает целый ряд конституционных принципов: отделения Церкви от государства, невмешательства в законную деятельность религиозных организаций, принцип равенства всех религий и вероисповеданий и так далее.

И совсем не берется во внимание тот факт, что УПЦ ни по каким признакам не подходит под определение «религиозной организации, руководящий центр которой находится в государстве-агрессоре». Согласно Грамоте об автономии УПЦ от 27.10.1990 г., УПЦ является «независимой и самостоятельной в своем управлении». А в Письме патриарха Алексия ІІ от 29.12.1993 г. на имя министра юстиции Украины В.В. Онопенко официально говорится, что «Украинская Православная Церковь с октября 1990 года канонично является полностью независимой и самостоятельной в управлении». Ее связь с Московским Патриархатом исключительно духовная и экклесиологическая и не подлежит законодательному регулированию. Ознакомиться с текстом этих документов можно здесь.

А последняя статья законопроекта № 4511 вообще убийственная: «в случае систематического нарушения законодательства Украины, сотрудничества с милитаристски-террористическими группами, неисполнения требований этого закона… госорган… инициирует прекращение деятельности религиозной организации в Украине». Стоит ли говорить, что факты «систематического нарушения» и «сотрудничества с милитаристски-террористическими группами» будут предъявлены на следующий же день после вступления закона в силу? Ведь Украинская Православная Церковь включает в себя паству, которая находится на территории непризнанных ДНР и ЛНР.

Наверное, по замыслу инициаторов вышеуказанных законопроектов, каноническая УПЦ должна прекратить свою деятельность как «систематически нарушающая законодательство», и в Украине останется только одна – УПЦ КП (малочисленные УАПЦ и УАПЦо не в счет), которую тут же признают Константинопольский патриархат и другие православные Церкви.

Однако ничего такого не получится! Законопроекты №№ 4128 и 4511 могут лишь спровоцировать волну рейдерских захватов церковного имущества, конфликты по всем регионам Украины и катастрофический рост насилия и напряженности в обществе. А еще внимание мировых правозащитных организаций и международных структур. Ведь по вопросам дискриминации христиан уже приняты решения и резолюции Европарламента, ответственных департаментов США, сделаны громкие заявления международными политиками высокого уровня.

Каждый факт дискриминации и геноцида по религиозному признаку свидетельствует о том, что то или иное государство неспособно защитить не только политические и гражданские права на своей территории, но и ставит под угрозу элементарные гуманитарные основы человеческого существования. В такой ситуации принятие Украиной законов, грубейшим образом нарушающих права крупнейшей христианской конфессии, непосредственно «впишется» в повестку дня мировой политики и будет использоваться как «горячая карта» в геополитической игре.

Поэтому депутаты, предлагающие эти законопроекты, попросту подрывают основы государственности Украины. И это станет ясным абсолютно для всех международных организаций, в том числе ООН, Европарламента, МВФ, Совета по правам человека, ЕСПЧ, равно как и для политических партнеров и наблюдателей, вовлеченных в принятие решений в отношении Украины.

Сторонники провокационных законопроектов апеллируют к международному опыту, «американской» модели правового регулирования, которая якобы предоставляет возможность свободного перемещения общины между разными конфессиями вместе с имущественным комплексом по желанию прихожан.

Но это просто не соответствует действительности. Рассмотрим несколько выдержек из нескольких разделов Устава Американской Православной Церкви (имеет Поместный статус):

Из Раздела 2

a) Епархиальный архиерей – духовный лидер всех приходов в своей епархии. По согласованию с Епархиальным Советом он учреждает, определяет границы территории, объединяет и ликвидирует приходы. Он назначает на должности приходского духовенства, поддерживая с ними иерархические и соборные взаимоотношения…

b) Для создания прихода местная группа верующих должна продемонстрировать, что она является стабильной и имеет потенциал, чтобы стать самостоятельной и самодостаточной, а также обеспечить соответствие своих учредительных документов данному Уставу и каноническим требованиям. Ни один устав или иной учредительный документ прихода не имеет юридической силы без утверждения его Епархиальным архиереем.

Из Раздела 5 Прихожане

a) Членство в приходе может быть приостановлено или отозвано Приходским священником или Епархиальным Архиереем из-за таких причин как:
I. Открытое отвержение православной веры;
II. Публичные и открытые оскорбления, пренебрежение или восстание против церковной власти;
III. Серьезный нравственный проступок; или
IV. Формальное объединение с инославными религиозными лицами.

b) Членом прихода с правом голоса является прихожанин, который:
I. Имеет возраст не менее 18 лет;
II. Участвует в Таинстве Исповеди по крайней мере один раз в год в данном приходе или, с разрешения приходского священника, в другом месте;
III. Принимает Святое Причастие как минимум раз в год в данном приходе;
IV. Является прихожанином в течение периода, установленного Епархиальным Архиереем; и
V. Выполняет финансовые обязательства, как это установлено Всеамериканским Епархиальным Советом и приходом.
Членство в голосовании может быть прекращено, если эти критерии не соблюдены.

c) Голосующий член прихода имеет право, привилегию и ответственность голосовать на Приходском Собрании. Голосующий член прихода может быть избран в органы управления приходом…

Как видим, ни о какой «самоидентификации» и речи нет. Очевидно, что в США признается нормальным и естественным право религиозной конфессии самостоятельно определять, кто может быть принят в состав членов органов управления с правом голоса. Более того, член приходского собрания может быть исключен, и не только по решению собрания, но и по решению епархиального архиерея. Вполне законным с точки зрения законодательства США является обязательство общины соблюдать центральный устав Американской Православной Церкви как устав единой корпорации, а также право епархиального архиерея единолично создавать и ликвидировать приходы.

Аналогичные нормы содержатся и в уставах других религиозных конфессий США и Европы. Таким образом, все демократические правовые юрисдикции предусматривают право религиозных центров и конфессий самостоятельно и без вмешательства государства распределять компетенцию и полномочия между своими органами управления, а также определять, кто из членов общины имеет право голоса, а кто – нет, устанавливать другие критерии членства, такие как участие в Таинствах, письменное заявление или рекомендация не менее двух членов приходского совета о принятии в состав приходского собрания. Также признается и имеет полную юридическую силу право правящего архиерея единолично создавать и ликвидировать приход, контролировать расходование средств парафии и утверждать ее сделки.

Следует отметить, что такие права епархиального архиерея полностью соответствуют общеправославным канонам, установленным Церковью еще в глубокой древности, и не могут отменяться. Право полностью самостоятельного регулирования внутренних вопросов управления именуется автономией Церкви от государства и входит в свободу вероисповедания.

Остается добавить, что оба украинских законопроекта получили негативный отзыв в экспертной среде. В частности, научно-экспертное управление Верховной Рады рекомендовало отклонить законопроекты как нарушающие основополагающие правовые принципы, такие как невмешательство государства в дела религиозных организаций и равенство конфессий.

Сможет ли парламент Украины не поддаться на провокации тех, кто хочет разжечь религиозную войну в Украине? Сможет ли он отстоять права и свободы для своих граждан, или же позволит заложить основы для новой атаки на мир и спокойствие в стране?

СПРАВКА

Выражение «ответственность по защите» впервые было упомянуто в докладе Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета (МКСГС), созданной правительством Канады в декабре 2001 года. Комиссия была создана в ответ на вопрос Кофи Аннана о том, на каком этапе международное сообщество должно вмешаться во внутренние дела страны с гуманитарными целями. В докладе указывалось, что суверенитет не только предоставляет какому-либо государству право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную обязанность по защите людей, проживающих в пределах границ этого государства. В документе предлагалось, что в случае неспособности государства защитить свой народ, будь то из-за отсутствия возможности или желания это делать, ответственность по защите людей передается международному сообществу.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: