Филарету предлагают стать протестантом

Филарету предлагают стать протестантом

08/08/2017 2432
31 июля на интернет-портале «Обозреватель» прозвучало заявление о том, что Киевский патриархат для своего бытия вовсе не нуждается ни в чьем признании, а тем более – Константинопольского Патриархата, запятнавшего себя разными историческими неблаговидностями.

Заявил это Арсен Зинченко, заместитель директора НИИ украиноведения Минобразования Украины, историк Церкви, общественный деятель, народный депутат I созыва, доктор исторических наук и профессор. Т.е. заявление серьезное. Доводы за то, что «да не нужно нам ничье признание!», звучат убедительные: «Украина уже отделилась от Москвы. Киевский патриархат и есть Поместная Церковь. Нам не нужно новых признаний. Нам не нужна "каноническая справка". <…> Христова Церковь – это когда люди собираются и молятся во имя Христа, поминают, исповедуются, пытаются очиститься от греха, чтят Евангелие. Этого достаточно».

С каноническим самоопределением у Киевского патриархата проблемы с самого начала его существования, т.е. с 1992 года. Созданная запрещенными в священнослужении (а потом и отлученными от Церкви) Филаретом (Денисенко) и Иаковом (Панчуком), не признанная ни одной Поместной Православной Церковью в мире, существующая только благодаря поддержке государства и структур вроде «Правого сектора» религиозная организация вынуждена постоянно оправдываться за свой канонический статус. Ни капли не злорадствуя, можно утверждать, что ни один сторонник Киевского патриархата не может внятно ответить на маленький вопрос: «Кто мы?» А ведь любой мыслящий человек должен рано или поздно задать его себе.

«Кто мы, Киевский патриархат? Ну, как кто? Мы – национальная украинская Поместная Церковь!»

И тут неизбежно возникает следующий вопрос: «Это все хорошо, но какое отношение это имеет к Церкви Христовой? К той Церкви, которая создана в День Пятидесятницы схождением Святого Духа на апостолов, которую не одолеют врата ада, которая существует 2 000 лет во всем мире, которая и есть та "Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь", о которой мы говорим в Символе веры». И при хоть чуточку внимательном рассмотрении оказывается, что УПЦ КП никакого отношения к этому всему не имеет.

Оказывается, что национальная Церковь не может быть христианской по определению: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11). Это просто потрясающий для сегодняшней украинской ситуации отрывок. В нем отдельно поименован народ, скифы, который теоретически может быть предком современных украинцев!

Филарет1.jpg

Как будто именно для нас звучит из Евангелия: «Во Христе нет скифа (украинца)!», как нет, конечно же, и иудея, эллина, русского, японца и т.д.

Оказывается, что национальная идеология, на которую сейчас упирают сторонники Киевского патриархата, является признаком не христианства, а язычества. Именно язычество учит о некоем «национальном боге», который у нас, в Украине, один, в России другой, еще где-то третий… И молиться ему нужно только по-украински, иначе не слышит, как об этом однажды заявил «митрополит» Киевского патриархата Михаил Зинкевич.

Оказывается, что сегодняшний Киевский патриархат не может быть и Поместной Церковью в Украине просто по той причине, что такая Поместная Церковь уже есть. Это Украинская Православная Церковь. Она ни от кого не отделялась, ни в какой раскол не уходила, как была признана всем Вселенским Православием, так и остается, как объединяла большинство людей, считающих себя православными, так и объединяет. Мы уже писали, что нынешний канонический статус УПЦ позволяет говорить о ней, как о Поместной Церкви. Ее отношение к Русской Православной Церкви примерно такое же, как у Элладской Церкви к Константинопольскому Патриархату.

Еще и еще раз надо повторить: идеологема, что в 1992 г. украинское Православие отделилось от русского, ложна. Именно эту идеологему пытаются вдолбить в головы людей почти все украинские СМИ за редким исключением. Факты же свидетельствуют об обратном – не Церковь в Украине отделилась от РПЦ, а Филарет Денисенко отделился и от УПЦ, и от РПЦ, и от Вселенского Православия. За ним не пошли ни епископат, ни монастыри, ни духовные школы, ни подавляющее большинство приходов. И причиной этого отделения является вовсе не забота о церковном благополучии, не стремление к независимости и даже не национальное самосознание, а нереализовавшиеся карьерные амбиции стать в 1990 г. Московским Патриархом.

Как вы думаете, почему Филарет, именующий себя «патриархом Украины», носит на голове куколь, который носят только русские патриархи и больше никто в православном мире?

Филарет2.jpg

Казалось бы, если ты такой патриот и ничего не хочешь иметь общего с «государством-агрессором», ну придумай себе что-то другое, например, как другие предстоятели Поместных Церквей.

Филарет3.pngФиларет4.pngФиларет5.pngФиларет6.pngФиларет7.png

Но нет, надо надеть куколь именно Патриарха Московского!

Филарет8.png

Пусть незаконно, пусть неканонично, но все же выглядеть, как настоящий Московский Патриарх. Вот и вся экклесиология (учение о Церкви).

Киевский патриархат заимствует у «государства-агрессора» не только патриарший куколь. Почти все облачения, церковная утварь, панагии, кресты и т.д. у «национально сознательного» «духовенства» произведены на подмосковном комбинате «Софрино».

Своего ничего нет, все приходится добывать, стыдливо умалчивая о своей принадлежности к раскольнической организации. Даже Благодатный огонь на Пасху.

Филарет9.jpg

Посмотрите на это лицо. Разве оно освящено пасхальной радостью? Нет, это лицо человека, который прекрасно понимает, что держит в руках Огонь краденый, что этот Огонь сходит только лишь на каноничного православного Патриарха Иерусалимского, и что все попытки раскольников получить его самостоятельно заканчивались неудачей.

Итак, имеем: Киевский патриархат, созданный из замеса националистической идеологии, государственного вмешательства, честолюбия и финансовой нечистоплотности, который, несмотря на все захваты храмов, так и не смог объединить всех православных в Украине.

Но этой организации надо дать хоть какое-то каноническое оправдание. И вот начинаются дипломатические метания: то Петр Порошенко поедет к Иерусалимскому Патриарху, то Владимир Гройсман поедет к Константинопольскому, то депутаты, то еще какие-то чиновники. Эти люди, далекие от понимания того, что есть Церковь, думают, что стоит кому-то из патриархов сделать благоприятное заявление по поводу УПЦ КП, и она тут же станет в один ряд со всеми Православными Церквями.

Но результат всех этих усилий нулевой. Все патриархи в один голос твердят: мы признаем в Украине только лишь УПЦ и ее предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия. Все, кто в свое время отделился от этой Церкви, должны опять в нее вернуться путем покаяния, и если это произойдет, тогда уже вопрос об автокефалии будет рассматриваться предметно.

Но каяться-то ведь никто не хочет. Хотя Бог ждет этого покаяния. Филарету уже 88 лет, а Бог его держит на этой земле, дает ему время покаяться, потому что «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим 2:4). Думаю, что и все мы, православные, желаем Филарету того же.

Но вместо покаяния Филарету и всему Киевскому патриархату предлагается просто «забить» на каноническое признание. Не признают, мол, и не надо. И предлагает это очень авторитетный человек, который стоял у истоков создания УПЦ КП. Не будем здесь опять перечислять все его регалии, напомним один эпизод из его биографии. В 1992 г., в разгар раскольнических событий, когда уже состоялся Харьковский Собор, на котором Филарет был низложен, когда он этому решению не подчинился и начал создавать Киевский патриархат, одной из ключевых фигур в этом противостоянии стал председатель Совета по делам религий. Президент Леонид Кравчук своим указом сместил с этого поста Н.А. Колесника и заменил его более благонадежным А.Л. Зинченко, который стал всемерно содействовать расколу и противостоять законному предстоятелю УПЦ Митрополиту Владимиру. Так что Киевский патриархат – это и его, Зинченко, детище.

И вот сейчас этот человек предлагает Киевскому патриархату превратиться в одну из протестантских деноминаций, ибо его заявление о том, что «Христова Церковь – это когда люди собираются и молятся во имя Христа, поминают, исповедуются, пытаются очиститься от греха, чтят Евангелие. Этого достаточно», – это чисто протестантский взгляд на Церковь. Сравните с определением Церкви в лютеранстве: «Церковь есть собрание святых, в котором правильно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства» (Conf. aug. p. I, VII, 1). Как известно, протестанты отрицают существование видимой, организационно оформленной Церкви. Вместо этого они учат о Церкви невидимой, в которую входят все «истинно» верующие и добро делающие люди.

И это для Киевского патриархата действительно выход. Раз не складывается с каноническим признанием, можно объявить, что мы входим в «Церковь невидимую», и больше нам ничего не нужно. Мы можем спокойно себе молиться, исповедоваться, читать Евангелие и т.д.

Все это хорошо, но надо отдавать себе отчет в том, что это уже не Православие, а протестантизм православного обряда. Православное учение о Церкви совсем другое. Христос учредил Церковь видимую, видимое апостольство и преемственную от них видимую иерархию, видимые священнодействия (таинства) для сообщения в видимых знаках невидимой благодати. В учении Спасителя и апостолов ясно показано и значение для спасения видимой стороны Церкви – значение столь существенное, что видимая принадлежность к Церкви, видимое исповедание веры, видимое участие в таинствах составляют условия спасения человека и его примирения с Богом.

Хочется предостеречь тех, кто внимает рассуждениям Арсена Зинченко. Принадлежность к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – это не «каноническая справка». Это и единство с Иерусалимским Патриархом, который получает на Пасху Благодатный огонь, это и единство со святой горой Афон, где тысячи монахов непрестанно взывают в молитве к Богу, это и единство со всеми святынями православного мира. И от всего этого Зинченко предлагает отказаться: «Нам не нужно новых признаний».

Удивительное дело, но Арсен Зинченко со своими идеями оказался в самом мейнстриме тех процессов, которые идут в протестантском мире. Там тоже, оказывается, сейчас в тренде отказ от конфессиональной самоидентификации. Недавно на одном из протестантских порталов была опубликована статья «The Rise of the Nons: Protestants Keep Ditching Denominations», в которой говорится, что количество протестантских религиозных организаций, не ассоциирующих себя ни с каким объединением, растет с катастрофической скоростью. Этот процесс полностью соответствует увеличению скептицизма и недоверия людей к любым организованным структурам.

Вот как об этом говорит профессор теологии Бейлорского университета Роджер Олсон: «Рост популярности внеконфессионной идентичности настолько сильный, что даже конфессиональные Церкви стали скрывать свою конфессиональную принадлежность для того, чтобы избежать неприятных разговоров и ассоциаций с религиозной иерархией и структурами». А ведь если подумать… Конфессиональная принадлежность определяется тем, что люди исповедуют определенные догматы, вероучение. Это же самое важное в любой религии!

Во все времена православные люди за свою веру, за догматы были готовы жизнь отдать, а для современного человека это, оказывается, неактуально. Гораздо проще считать по-протестантски, как учит Арсен Зинченко: «Христова Церковь – это когда люди собираются и молятся во имя Христа, поминают, исповедуются, пытаются очиститься от греха, чтят Евангелие. Этого достаточно». Учитывая современные тенденции, последователей такого направления будет предостаточно, но только вот не Христова это будет Церковь!

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.
Другие материалы в этой категории: На беду взяли Бедя, или Хроники слива УАПЦ

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: