Отношения с инославными христианами: где грань между общением и экумен ...

Отношения с инославными христианами: где грань между общением и экуменизмом?

13/04/2016 797

Довольно интересный вопрос возникает накануне Всеправославного собора 2016 г.: как православным обращаться с инославными? Речь идёт о том, как не перепутать простое общение с нарушениями догматов веры и канонов Святой Церкви.

Современное секуляризованное общество всё чаще навязывает Церкви своё мировосприятие. И нужно признать, что отдельные, часто публичные, члены церковной общины полностью усваивают эти тенденции мира, смешивая светское и церковное.

В основе подобных ситуаций лежат глобализационные процессы, направленные на ряд целей. Экуменизм здесь занимает не последнее место. Почему так происходит? Потому что, как бы там ни было, но большая часть населения Земли идентифицирует себя с той или иной религией. Большинство, разумеется, за сторонниками христианства.

Очевидно именно поэтому одним из элементов глобализационной политики по отношению к христианству является экуменизм. Определённые силы пытаются фактически уничтожить границы между различными христианскими течениями, чтобы создать определённый универсальный абсолют, – христианство, которое не будет разделено теми или иными различиями в вероучении.

Традиционно в Православии принято считать христианские течения с отличным вероучением – инославными. Сам термин «православие» происходит от словосочетания «правильно славить». Он полностью аналогичный греческому «ὀρθοδοξία», что в переводе означает «правильное суждение». Думается, что не зря именно этот термин вот уже второе тысячелетие является характеризующим критерием отдельной "ветви" христианства.

Само по себе Православие является не просто религиозным течением, но и синтезом определённых исторических процессов, которые созидали Церковь, приводя Её к этой форме, в которой мы видим Её сейчас. То есть, Православие – это та модель христианства, которая является наиболее приемлемой по отношению ко всем догматическим истинам этой религии. Этот факт подтверждается и мистической составляющей Православия.

Что касается инославных христиан, – православное мировоззрение не отрицает права на их бытие. Однако Церковь молится «о соединении всех», желая скорейшего искоренения расколов, ересей и других противоречий, которые в разные периоды христианской истории вредили церковной целостности. Церковь призывает объединиться вокруг истины, а не ложных идей, которые далеки от экклезиологических принципов.

Итак, какие именно проявления экуменизма являются угрозой для христианства? В первую очередь стоит отметить так называемые экуменические молебны, случаи сослужения представителей различных конфессий и тому подобное. Обычно во главе этих процессов стоит банальная фраза, которую используют сторонники подобных «объединений», – «Бог – один!». Несомненно, Бог – Единый абсолют в этом мире, однако разве в одного и того же Бога верят православные и, например, баптисты?

Если прибегнуть к глубинам вероучения этих двух христианских конфессий, становится понятным, что между ними присутствуют существенные различия, в том числе и в отношении Личности Бога. Следует отметить, что подобные различия имеются почти во всех христианских конфессиях. Разве это не является существенным фактором?

Во-вторых, очевидны различия экклезиологического характера. Например, в Православии главой Церкви является Христос, а в англиканстве – король или королева. В таком течении, как пресвитерианство, вообще отсутствует епископская степень священства, а у квакеров – именно священство.

Третий важный аспект, на котором следует остановить внимание – почитание Богородицы. Ни для кого не секрет, что в большинстве протестантских и неопротестантских течений Пресвятая Дева Мария считается простым человеком. В то же время, в католицизме почитание Богородицы дошло до такой степени, что в РКЦ был введён догмат о непорочном зачатии Божией Матери. В этом же аспекте возникает вопрос почитания святых, которое в настоящее время является камнем преткновения между традиционными и новыми христианскими течениями.

Подобных противоречий ещё очень и очень много. Слишком много для того, чтобы говорить о каком-то молитвенном, а тем более – евхаристическом общении. Слишком велико расстояние между православным и другими видами христианства, чтобы идти на те отчаянные шаги, к которым сегодня прибегают представители отдельных конфессий.

Православную Церковь довольно часто упрекают в том, что именно Её представители мешают единству христианства. Однако это только банальные манипуляции, рассчитанные на определённую часть православных. Конечно, Христос призывал к единству, однако Он и не исключил того факта, что придёт время, когда будут возникать лжехристы, которые будут соблазнять верующих, отводя их от истинного пути. Поэтому до компромисса в вопросе единства христиан ещё очень далеко.

Каким же может быть общение между православными и инославными? В этом плане стоило бы выделить несколько аспектов. Первый – искать взаимоуважения, не вмешиваясь в личное пространство друг друга. Диалог, который будет построен на общехристианских принципах, в отдельных странах назрел уже очень давно. Украина в этом плане не является исключением. В первую очередь, речь идёт об имеющихся межконфессиональных конфликтах, которые искусственно раздуваются для дестабилизации общественных процессов.

Второе, на чём можно было бы сосредоточить внимание – общие социальные меры, призванные к укоренению в обществе евангельских идей. Здесь может пригодиться церковный опыт в сохранении традиционных семейных ценностей, борьба с абортами и ювенальной юстицией, помощь больным и голодающим, искоренение проблемы алкоголизма и наркомании и т.п.

Христианству несомненно ещё есть что показать всему миру. Поэтому подобные отношения православных с инославными могли бы стать толчком к распространению тех идеалов, которые сегодня полностью нивелированы или заменены псевдоценностями. Более того, подобное общение однозначно не было бы препятствием в соблюдении тех или иных вопросов, которые являются принципальными для Православия.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: