15 принципов христианской политики от Шарля Журне

15 принципов христианской политики от Шарля Журне

25/01/2017 362
26 января – день рождения швейцарского католического богослова Шарля Журне (1891-1975). Его книга – «Христианские требования в политике» – представляет значительный интерес в свете происходящих в Украине политических процессов. Особенно полезным было бы ознакомление с его творчеством для украинских греко-католиков, которые едва ли вдохновляются католическим универсализмом, отдавая предпочтение одной из крайних версий национализма. Во многом католическая социальная доктрина перекликается с социальной концепцией Русской Православной Церкви. Выбранные тезисы не исчерпывают проблематику, поднятую католическим мыслителем, однако дают некоторое представление об особенностях подхода Католической церкви к политическим проблемам.

1. Мы не боремся с коммунизмом посредством расизма или фашизма

2. Ответы на социальные проблемы не должны быть ни ответами либерализма, ни ответами коммунизма

3. Естественное право является основанием позитивного права. (с.182)

4. Божественное право, исходящее из благодати, не разрушит право человеческое, которое исходит из природы

5. Общественное благо не должно быть просто материальным. Оно должно будет обеспечивать полное развитие человеческой жизни

6. Для большинства минимум благополучия необходим для добродетели

7. Свержение тирана является актом мятежа, если ввергает народ в худшее зло, в анархию и гражданскую войну

8. В каждом из своих врагов христианин обязан отличать зло, которое он не имеет право любить, и человеческую природу, искупленную кровью Христа и предназначенную к участию в божественной жизни

9. Идентификация Церкви с какой-либо цивилизацией, будь она даже вовлечена в наисправедливейшую из войн, способна иметь в будущем гибельные последствия

О политической морали

10. «А является ли единство нации ее главным достоянием?» На что мы ответили бы: «Нет». Главное достояние нации – это ее добродетель, ее честь, ее справедливость. Только вслед за этим приходит единство. Если бы вследствие внутреннего или внешнего принуждения страна приняла бы, например, антисемитизм, стала притеснять евреев, отнимать у них средства к существованию, презирать их, ставить их вне общества, для настоящего и будущего величия и славы страны было бы лучше не сохранять единство в этом вопросе, а разделиться. (с.153)

Образ действия по отношению к оккупационному режиму

11. Активное противление абсолютно запрещено, когда оккупационная власть прилагает все усилия, чтобы чтить естественное и международное право. Запрещено, если оно может увеличить анархию. Оно не противозаконно только в том случае, если оно не осуществляется против невинных и если оно имеет тенденцию установить истинный порядок.

Учение Фомы об активном противлении и о ниспровержении тирании

12. Если тирания терпима, то неудобно свергать тирана, так как есть риск попасть в анархию или в руки еще более жестокого тирана

13. Церковь осуждает всякое восстание или несправедливое насилие против установленных властей. (Выдержка из письма Пия XI к мексиканскому епископату, 28 марта 1937 года)

Депортация

14. Депортация, отрыв гражданского населения вопреки его воле от родных очагов и родной земли, его изгнание в чужие области с целью лингвистической, этнической или политической унификации ни в коем случае не разрешается. (с.222)

Уважение к национальным меньшинствам

15. Должна ли нация уважать язык и культуру этнических меньшинств, которые она защищает? Может ли она, не нарушая справедливости, требовать унификации языка и предложить этим меньшинствам, чтобы удовлетворить свое стремление к империализму, выбор между вымиранием их культуры или же, мы не говорим о свободном отселении на другую родину, просто депортацию?».

Папа Римский отвечает: «В свете нового строя, основанного на моральных принципах, нет места открытому или тайному притеснению культурных или языковых особенностей национальных меньшинств, путем принуждения или ограничения их экономических возможностей, ограничения рождаемости. Чем более добросовестно государственная власть уважает права меньшинств, тем увереннее и эффективнее она может требовать от их членов лояльного выполнения гражданских обязанностей в сообществе с другими гражданами». (С.225)

Ссылки:

1. Журне Шарль. Христианские требования в политике. - Киев: Дух и Литера, - 1998 год

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: