Дорога к храму пролегает через «Воскресение»

Дорога к храму пролегает через «Воскресение»

02/07/2016 601
Автор: 

На днях Ровенский архиерейский камерный хор «Воскресение» отпраздновал 25-летний юбилей со дня основания. Уникальный коллектив с ярким индивидуальным звучанием за четверть столетия стал хорошо узнаваемым и завоевал немало отечественных и зарубежных наград. О творческой жизни коллектива, существует ли идеальный хорист, и что означает для хора четверть века, – наш разговор с художественным руководителем и дирижером коллектива Александром Одинцом.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

Александр Александрович, или Сан Саныч, как в шутку зовут его студенты – человек неординарный. Талантливый дирижер, который сумел за 4 года стать душой коллектива, которого обожают студенты, и дирижер, один взмах палочки которого заставляет сотни сердец слушателей замирать в предвкушении чуда, отдает своему детищу все, как сам шутит, «свободное и несвободное» время.

«Воскресение» – не только архиерейский богослужебный, но и камерный хор.

– В хоре Воскресения всегда складывалось так, что был состав, так называемый, концертный и церковный, – объясняет Александр Одинец. – Церковный состав меньше, по той простой причине, что мы все даже не поместимся в соборе. На клиросе едва помещается двенадцать хористов. На выступления к церковному составу прибавляются еще несколько певцов. Всех нас вместе – 40.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

(Заметим, что прихожане УПЦ в Свято-Воскресенском соборе до сих пор молятся, как первые христиане – в полуподвальном небольшом помещении нижнего храма. Там же служит и архиерей. Основное здание в 1992 году было захвачено раскольниками, и по сегодняшний день верхний храм Свято-Воскресенского кафедрального собора находится в их пользовании).

Александр Тарасенко, alma-pater «Воскресения», бывший бессменным руководителем и дирижером хора на протяжении более 20 лет, поставил высокую планку художественного мастерства коллектива. За четверть столетия критерии подбора исполнителей не изменились: хороший голос, умение читать с листа, нотная грамотность, музыкальный интеллект. Правда, сейчас хор отличается от предыдущего состава.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

– Даже не из-за того, что поменялись участники, – объясняет Александр Одинец.– Изменилось звучание: оно не хуже и не лучше, оно – другое. Это – как дерево, на котором ежегодно распускаются листья. Дерево то же самое, но листочки каждый год – другие. Традиция чистого интонирования, хорошего звука, убедительной трактовки хоровых произведений – остались, поскольку это – главные принципы хорового исполнения, и не только для «Воскресения».

– А самое главное, – подчеркивает маэстро, – должна быть преданность хору. У нас есть правило: если человек не пришел на репетицию раз-другой, не предупредил, мы прощаемся.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

Александр Александрович шутит, что идеальный хорист, как и идеальный дирижер – существует:

– Идеальный хорист – это когда ты тон еще не задал, а он уже ждет. Идеальный хорист —это добросовестный человек. И я счастлив, что Бог мне послал в хор таких людей.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

В хоре – и это видно даже по их отношению друг к другу – царит теплая товарищеская атмосфера. Не удивительно, что в такой сплоченной хоровой семье познакомятся будущие супруги: Александр и Оксана Тарасенко, Олег и Лариса Кочубей, Владимир и Наталья Иваник. Примечательно, что в «Воскресении» нет светских певцов, все они – люди воцерковленные, живущие Таинствами Церкви.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

– У меня был опыт, когда я пробовал приглашать в хор представителей других конфессий, хотя бы в концертный состав, – признается маэстро. – Но как-то не сложилось, они сами невольно отсеялись после нескольких репетиций. Вокальные данные, музыкальная грамотность – это, конечно, очень хорошо. Бывает, что после продолжительной работы в церковном хоре у хористов атрофируется чувство благоговения перед святыней. Все становится привычным, рутинным. Если же приходить просто отрабатывать службу – здесь не о чем говорить.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

Символично, но «Воскресение» стало для многих, если не для всех, его участников – без преувеличения – дорогой к храму. Об этом упоминал и Александр Одинец:

– Хор – это то, через что многие люди пришли в Церковь. Я сам пришел в Церковь через хор и, не побоюсь так сказать, если бы мы не были в хоре, сомневаюсь, что кого-то вы увидели бы сейчас в храме. Это факт.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

Своим воцерковлением и дальнейшим развитием как музыканта благодарен «Воскресению» и Николай Дворак. Сын протодиакона Свято-Воскресенского кафедрального собора, он, фактически, рос в храме. Хористы «Воскресения» помнят Колю маленьким мальчиком в очках, который раз за разом бродил от алтаря к раздевалке, внимательно присматриваясь к хористам на клиросе. Кто бы мог подумать, что из белокурого карапуза вырастет юноша с роскошным бархатным басом, и с 2008 года станет бессменным участником, а потом – и менеджером коллектива.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

– Благодаря «Воскресению», я сегодня в «Воскресении», – улыбается Николай. – Если бы я не услышал этот хор в момент детства, и это не понравилось бы мне настолько, то я не пошел бы в музыкальную школу, не поступил бы в музыкальное училище и, тем более, в институт культуры. «Воскресение» стало для меня стимулом к развитию и главной причиной того, что я остался в Церкви. Все мои друзья знают, что в субботу вечером и в воскресенье с утра – я в храме, привыкли уже. Как-то, – вспоминает хорист, – пришлось поехать в командировку в столицу. Сижу на совещании и поглядываю на часы: о, а у нас вечерняя заканчивается, «Высокопреосвященнейший владыка, благослови!». Пропускаешь службу, и тебя начинает «ломать». Это – как второе дыхание.

Второе дыхание открылось для «Воскресения» в 2012 году. Тогда Александру Тарасенко предложили работу в столице, и коллектив возглавил его ученик, Александр Одинец.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

– Раньше я пробовал равняться на кого-то. Мне нравились, да и сейчас импонируют житомирская «Орея», хор «Крещатик», «Киев», два женских хора – «Паванна» из училища Глиера и хор Галины Горбатенко из университета Драгоманова. Но самое большое потрясение от хора у меня было, когда я услышал «Воскресение», – признается маэстро.

Александр Одинец не любит, когда его называют глубоко духовным человеком или успешным дирижером. О себе он говорит, как о человеке верующем и счастливом в профессии:

– Я верю в Бога. Духовный ли я человек? «От юности моея мнози борют мя страсти». В храме я регент, вне храма – дирижер. С той позиции, что у меня есть любимая работа, у меня хорошие певцы, и мы временами неплохо поем, – да, я успешен и счастлив. А временами, после репетиции, когда что-то пошло хоть немного не так, бывает, идешь и чувствуешь себя самым несчастным человеком в мире. В данный момент я доволен – слава Богу за все!

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

Впрочем, маэстро скромно приуменьшает собственные достижения. Концертную деятельность хора можно, безусловно, назвать катехизаторской: у «Воскресения» – более сотни концертов православной музыки в десяти странах Европы! Главным образом, эту миссионерскую роль коллектива обуславливает репертуар – его основу составляет духовная музыка. Хор возрождает аутентичное звучание волынской церковно-певческой традиции, в частности, и уникального Острожского распева XVI века. Нельзя не подчеркнуть, что для руководителя коллектива принципиальным является исполнение произведений, которые звучат крайне редко, такие как хоровой концерт Николая Голованова «Радуйтеся Богу, помощнику нашему» или Острожский распев в гармонизации Александра Козаренко. Эти произведения поет только «Воскресение».

Коллектив триумфально заявил о себе в 1993 году, когда получил I премию и две специальные награды (за лучшую интерпретацию произведений Леонтовича и за лучшее исполнение духовной музыки) на II Всеукраинском конкурсе им. Н. Леонтовича в Киеве. Дальше будет успех в Польше, Турции, Болгарии, Франции. В целом в творческой копилке коллектива – дипломы лауреатов в шести международных, двух всеукраинских конкурсах, многочисленных фестивалях в Украине и за рубежом. Сейчас хор исполняет огромное количество произведений - от стародавних распевов до обработок современных композиторов. Есть даже ряд тематических концертных программ. Дискография «Воскресения» включает, в частности, и крупные цикличные композиции С. Рахманинова и А. Гречанинова. В репертуаре «Воскресения» – классический жанр хорового концерта – Ведель, Бортнянский и Голованов, Литургии Дилецкого и Рахманинова, духовные миниатюры Алфеева, Чеснокова, Шуха, Елецкого, Дичко, Степурко, народные, обрядовые песни, колядки, щедровки: от произведений «золотой поры» украинской духовной музыки до композиций в современном стиле.

Даже программа юбилейного вечера к 25-летию хора была выстроена таким образом, что слушатель смог пройти сквозь временные пласты православной музыки от ХVІІ до конца ХХ века. А композитор Михаил Шух, услышав свое произведение «Святый Боже» в исполнении «Воскресения», предложил коллективу творческое сотрудничество.

Дорога до храму лежить через “Воскресіння”

– За 25 лет у нас было 112 хористов, мы подсчитали, что это – почти 4 поколения. Все певцы были по-своему уникальны. Каждый из них был особенным моментом в истории хора, – подводит итог Александр Одинец. – Я благодарю Бога, что все певцы, которые были в хоре, всегда переживали, что «Воскресение» должен быть неповторимым, пение его должно быть уникальным, он должен отличаться от других. Мы старались и стараемся подбирать людей так, чтобы «Воскресение» был не просто хором, а у него было выразительное лицо, особенная харизма, и чтобы эти люди страшно любили церковное пение и хоровую музыку. Мы очень любим, когда нас приглашают на праздник. И когда после службы бабушка, которой 85 лет, говорит: «Слава Богу, что я до этого дожила, что я такое услышала», – в этот момент сердце наполняется чем-то таким, что думаешь: «Слава Богу, что я сюда приехал, и что не мы, и не я, а через наш хор Господь посылает такие минуты».

Юбилейный концерт нужно было видеть – подобные эмоции, по словам В. Барвинского, «не поддаются воплощению в словах». А «Воскресение» – нужно слушать. Что мы и предлагаем читателям напоследок.


Більше інформації можна знайти на сайті хору "Воскресіння": www.voskresinnya.com

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: