Национализм – религия, а Бандера – ее пророк?!

Национализм – религия, а Бандера – ее пророк?!

02/01/2017 1471
1 января большинство украинских граждан праздновали наступивший Новый год. Но для украинских националистов этот день ассоциируется не с новогодним застольем, а с днем рождения их главного идеолога – Стефана Бандеры. Отпраздновали его традиционным факельным шествием, ставшим привычным зрелищем для Украины. Впрочем, на этот раз внимание автора привлек один из плакатов с шокирующей надписью «Наша религия – национализм. Наш пророк – Степан Бандера». На наш взгляд, этот лозунг демонстрирует характерную особенность любого национализма – желание встать на место религии и заменить религиозные смыслы экзальтированным этатизмом. Украинские националисты, похоже, уже и не скрывают этого.

2030768d0c4a4c5beb363339a5b03414.jpg


Факельные шествия, надрывные речевки, культ личности очень напоминают языческую обрядность. Если подумать, можно прийти к выводу, что язычество – это логическое завершение эволюции национализма как такового, и наоборот, национализм – это высшая форма развития язычества. В этом контексте чрезвычайно опасным представляется влияние национализма на Церковь. А это влияние в Украине присутствует. Националистические движения поддерживает и Киевский патриархат, и Украинская греко-католическая Церковь.

Представители Киевского патриархата еще в 90-х годах регулярно появлялись на партийных собраниях Руха и других партий, позиционирующих себя как национал-демократические или националистические. Сегодня поддержкой УПЦ КП пользуется «Всеукраинское объединение «Свобода» и «Правый сектор». В сентябре 2015 года лидер Киевского патриархата Филарет выступил в защиту «свободовца» Юрия Сиротюка, подозреваемого в организации беспорядков под Верховной Радой 31 августа того же года, которые привели к гибели нескольких нацгвардейцев. В выступлениях спикеров Киевского патриархата все чаще звучат прославления представителей ОУН и УПА, которых «епископ» УПЦ КП Михаил Зинкевич даже назвал «святыми».

Подобная поддержка, разумеется, не «бесплатная». И «Свобода», и «Правый сектор» в свою очередь активно поддерживают Киевский патриархат. Эта поддержка выражается в активных акциях, направленных против Украинской Православной Церкви под предстоятельством Митрополита Онуфрия. «Правый сектор» также предоставляет силовую поддержку УПЦ КП в рейдерских захватах храмов УПЦ, в запугивании и физическом насилии по отношению к прихожанам канонической церкви.

Что касается УГКЦ, то уже давно стало «притчей во языцех» выступление униатского священника Михаила Арсенича возле памятника Бандеры в 2010 году с призывами бороться с «жидами», «москалями», коммунистами и «взять в руки оружие». К сожалению, выступление Михаила Арсенича, содержащее откровенное разжигание межнациональной вражды, не получило надлежащую оценку правоохранительных и церковных органов. Священник отделался лишь «каноническим предупреждением» от церковного руководства и месячным «покаянием» в монастыре.

В ноябре 2013 года экс-глава УГКЦ Любомир Гузар, имеющий значительное влияние на паству, заявил, что «быть националистом – это хорошо. Многие народы земного шара, независимо от уровня своей культуры, гордятся своим национализмом». Хотя несколько месяцев до этого утверждал, что «национализм не может быть христианской добродетелью, потому что он не является совершенным, делает человека несколько ограниченным, ведь националист любит лишь свое».

Двоящееся самосознание характерно для греко-католиков. С одной стороны, Католическая Церковь как бы предупреждает проявления национализма, но с другой – значительная часть истории УГКЦ замешана на сотрудничестве с националистическими движениями. Епископы греко-католической церкви в начале Второй мировой войны в целом благословляли деятельность Организации Украинских Националистов, чему есть немало подтверждений.

Неудивительно, что мы не услышим осуждение или критику современных украинских националистов со стороны униатов или Киевского патриархата. Для них это все равно, что «пилить сук», на котором они сидят. Однако такой «симбиоз» национализма и религии приведет к тому, что христианство в «патриотических» церквях будет замещено язычеством в христианской обвертке. Национализм стремится к тотальной власти над убеждениями человека, поэтому его невозможно контролировать или держать в рамках.

Руководство УГКЦ и УПЦ КП думают, что это они используют националистические движения, однако на самом деле все наоборот – это националисты используют их в своих интересах. И чем дальше, тем больше униаты и раскольники вязнут в политическом болоте и политическом дискурсе, превращаясь в идеологический придаток националистических партий.

В храмах Киевского патриархата часто можно увидеть странное сочетание государственных и религиозных символов. К примеру, трезубец над царскими вратами или входом в храм, обилие сине-желтых ленточек, этнических орнаментов, флагов и т.д. На крестных ходах УПЦ КП звучат чаще народные песни, чем молитвы.

cdv_photo_001.jpg


Впрочем, даже языческая перверсия церковности не всегда удовлетворяет националистов, и они обращаются к чисто языческой символике. Известный полк «Азов» установил у себя на базе в Мариуполе деревянную статую славянского языческого божества – Перуна. По-язычески мрачно выглядела и церемония, проведенная Азовом, в честь погибших однополчан.

1835261.jpg

ETGM-ilx8D8.jpg


Склонность к язычеству наблюдается и у российских националистических сил. Что подтверждает наш тезис о сущностной связи национализма и язычества. На наш взгляд, все украинские церкви и конфессии должны избегать националистической риторики. Очень удачным в этом контексте является высказывание Предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия: «Мы никакой ни русский, ни украинский мир не строим. Мы строим мир Божий. Мы хотим этого мира. Если мир Божий будет в нас, то и Украина будет хорошим государством, сильным, могущественным. Если Бога с нами не будет, то мы будем жалкими и несчастными».

Не Церковь должна прибегать к помощи государства и политики, но государство должно руководствоваться базовыми христианскими принципами, не принуждая при этом Церковь освящать каждое свое действие. В демократическом государстве Церковь должна служить голосом совести и главным критиком общества. Подчеркнем: не только государства, но и общества в целом. Можно критиковать государство, заигрывая при этом с низменными и грубыми народными стихиями. Церковь должна обладать мужеством говорить обществу нелицеприятные вещи. Осуждать коррупцию – это хорошо, хватит ли смелости у лидеров УПЦ КП и УГКЦ выступить против националистических перекосов в украинском обществе?

Почему ни Филарет, ни Святослав Шевчук не осудили выступления Богдана Буткевича, рассуждавшего о том, сколько нужно убить жителей Донбасса, не осудили заявления Дмитрия Корчинского о концлагерях для Донбасса и «американской» практике по уничтожению оккупированных территорий, или Дмитрия Гордона, который назвал жителей Донбасса «зазомбированными дегенератами»? Понимают ли они, что радикализация общества подобна ядерной реакции – один раз запустишь, и взрыва насилия не избежать?

Архиепископ Святослав красиво рассуждает о необходимости помощи жителям Востока Украины, но при этом сохраняет гробовое молчание по поводу вышеизложенных оскорблений в адрес донбассцев со стороны украинских журналистов и политических деятелей. Так же поступают и представители «Киевского патриархата», которые на западной Украине заявляют о том, что «мы похороним тех, кто смотрит на Север» и называют русский язык «мовою окупанта», а когда приезжают на Донбасс, вдруг резко меняют свою риторику и говорят о том, что не имеет значения, на каком языке разговаривает человек.

Страна, в которой националистический деятель прошлого века объявляется «пророком», обречена на повторение исторических ошибок. Там, где нет места истинным пророкам и истинной религии, появляются псевдорелигия и лжепророки.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: