Нейролингвистическое программирование в риторике Киевского Патриархата

Нейролингвистическое программирование в риторике Киевского Патриархата

18/03/2016 1561

Свят, кто слышал отголосок,
Дважды свят, кто видел отраженье,
Стократно свят, у кого лежит в кармане то, что
Глазами не увидеть, мозгами не понять. 

Гражданская оборона

Иначе говоря

Внимательно слушая заявления, интервью и комментарии представителей Киевского Патриархата, обращаешь внимание на часто повторяемые фразы, словосочетания и аргументацию. Анализируя их, можно прийти к выводу о том, что они имеют манипулятивные признаки, характерные для нейролингвистического программирования (НЛП).

Нейролингвистическое программирование – это набор определённых психотехник, призванных менять поведение людей на уровне бессознательных реакций. Хотя адепты НЛП отрицают манипулятивный характер этих техник, однако, уже само название – программирование – предполагает определённую манипуляцию.

Ключевыми техниками НЛП являются, например, «модель языка» и «фрейминг», связанные с использованием языковых «ловушек», которые заставляют человека мыслить в нужном манипулятору направлении. «Визуализация» и «якорь» – используют бессознательные реакции человека для изменения его поведения.

Одним из приёмов НЛП является изменение смысла того или иного выражения. Например, с помощью разных ключевых словосочетаний или логических форм. В НЛП это называется «фокусы языка», которые дают возможность скрыть ложную логическую связь между предметом и его описанием и переместить акцент на нужную манипулятору характеристику.

Манипуляции Киевского Патриархата начинаются прямо с названия этой квази-церковной структуры – «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата». Акцент здесь смещается именно на «Киевский Патриархат», именно вторая часть названия подчёркивается и выпячивается. УПЦ, иначе говоря, Киевский Патриархат.

В православной традиции существует два способа названия поместных церквей – либо по территориальному принципу (Болгарская Церковь, Сербская Церковь), либо по названию города, который исторически был центром распространения христианства на той или иной территории, и употребление которого исторически закрепилось.

Странно было бы слышать название «Болгарская Православная Церковь Софийского Патриархата», или «Сербская Православная Церковь Белградского Патриархата», или экзотическое «Американская Православная Церковь Вашингтонского Патриархата», к примеру. Принимая во внимание учение Филарета о том, что каждый «народ» должен иметь свой патриархат, Патриарху Варфоломею следовало бы проследить за тем, насколько часто его подопечные из США – Даниил (Зелинский) и Иларион (Руднык) – общаются с раскольниками. Вполне возможно, что, наслушавшись подобных идей, они захотят создать свой Вашингтонский Патриархат, независимый от Константинополя.

Идейные создатели Киевского Патриархата придумали данное название не потому, что оно имеет исторические или богословские предпосылки, а по причине желания противопоставить свою структуру Украинской Православной Церкви. Мол, если центр УПЦ КП – это Киев, то центр УПЦ «МП» – Москва. Приставка МП – также искусственная, которая не имеет никаких оснований ни в юридических документах, ни в церковной практике.

Московский «якорь»

«Якорь» в НЛП – это любой стимул, вызывающий определённую реакцию (что-то вроде условного рефлекса). Таким «якорем» в риторике Киевского Патриархата является слово «московский». Как только звучит слово «московский», у верующих КП глаза наливаются кровью и отключается рассудок. Именно этого и добиваются «менталисты» из УПЦ КП. Приписывание слова «московский» по отношению к чему-либо, включает у прихожан КП режим внушаемости, лишающий их способности мыслить рационально и согласно здравому смыслу.

Отбойный молоток, или мантра о части и целом

Следующим шагом в манипулятивной цепочке Киевского Патриархата является использование софистического отождествления части и целого.

Спикеры Киевского Патриархата с частотой отбойного молотка вбивают в неокрепшие умы своих адептов тезис о том, что УПЦ является «частью» МП. Как только звучит слово «часть» и «МП», срабатывает рефлекс: «часть = целое». УПЦ – часть МП, следовательно, УПЦ = МП. Сторонники УПЦ КП так и говорят на УПЦ – Московский Патриархат.

Прихожанину КП в голову не придёт, что быть «частью» можно быть по-разному. По логике КП выходит, что если человек является частью человечества, то значит украинец = китаец, к примеру, в буквальном смысле.

Хотя УПЦ и является в каком-то смысле «частью» РПЦ, однако при этом она является «независимой и самостоятельной в своём управлении»! А самостоятельность в управлении, то есть самостоятельность в поступках, это и есть самая настоящая независимость.

Глава ОВЦС РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) недавно объяснил, что связь (то, что называют «частью») между РПЦ и УПЦ – молитвенная: «Наш Патриарх не утверждает кандидатуры епископов, не вмешивается во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви. Она обладает всеми правами самоуправляемой Церкви».

В этом контексте, можно напомнить, что все Православные Церкви являются единым евхаристическим целым. То есть если КП считает себя настоящей Церковью, то они должны признать, что они едины во Христе с болгарами, греками и в том числе и с православными россиянами.

Онтологически реальной является Единая Соборная и Апостольская Церковь, а национальные Церкви не имеют бытийственной реальности, являясь всего лишь временными образованиями. В еретическом учении Филарета все наоборот – национальные церкви реальны, а Церковь – всего лишь развоплощённая абстракция, благочестивое выражение и не более того.

Жертвы «визуализации»

В этом контексте мне вспоминается один рассказ. Суть его сводится к следующему. Одна старушка все время ругалась со своим соседом этажом выше, евреем по национальности, называя его нехорошим прозвищем, связанным с его происхождением. И вот, в ходе одной из словесных перепалок на балконе, еврей выдвинул «убийственный аргумент» – «Ваш Бог тоже был евреем». Старушка онемела от такого поворота дискуссии, представив, как она кладёт поклоны перед иконой «еврея», и не нашла, что ответить.

После нескольких дней ступора и размышлений – она сожгла в печке все иконы, а некоторое время спустя заболела и умерла. А все потому, что попалась на крючок простого приёма НЛП. Страшно подумать, что будет, если прихожане Киевского Патриархата «визуализируют» евхаристическое богословие и обратят внимание на слова, «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино».

Ведь получается, что, если верующие КП считают свои таинства действительными, то во время причастия они становятся единым целым с «москалями» из УПЦ. А если они ещё заметят «московскую» церковную утварь из Софрино и «московские» кресты в руках своих архиереев, то когнитивный диссонанс может повредить рассудок впечатлительных верующих Киевского Патриархата.

В логике Киевского Патриархата, сознательно или бессознательно, работает визуализация – часть представляется как пространственное или вещественное тождество с чем-то. Такое отношение к вещам, кстати, характерно для язычества. Когда-то считалось, что имя предмета и его сущность имеют магическую связь, и если произносить имя какого-то существа, то это вызовет его материализацию.

С помощью приёмов визуализации и «фокусов языка» спикерам Киевского Патриархата удаётся осуществлять логически абсурдные переходы от «части» к, например, «административной» зависимости.

В споре с раскольниками можно заметить, что, когда начинаешь цитировать пункты статута УПЦ о самоуправлении и независимости, они начинают переходит на более высокий тон, у них срабатывает психологический блок, и вся аргументация сводится к «мантре» о пункте, где говорится, что УПЦ является «частью» РПЦ.

Вероятно, в их воображении возникает картина текучей жидкой субстанции, которая смешивается с другой субстанцией, в результате чего они становятся одной смесью, где нет места никакой независимости. Именно так работает «визуализация» в НЛП, когда целью является манипуляция.

Повторение «мантр» является разновидность самовнушения. Вероятно, самоцензура у приверженцев Киевского Патриархата настолько сильная, что они занимаются самовнушением, повторяя такого рода «мантры». Но если в мировых религиях повторение сочетается с рациональным началом, то в сектах суггестия полностью поглощает своих адептов.

О святости, мыше и камыше

Причём тут мыши и камыши спросите вы? В песне психоделической группы "Гражданская оборона" поётся о том, что «ушами не услышать, мозгами не понять». Аналогично и в риторике Киевского Патриархата все время внушается такое вот иррациональное нечто, которое не поддаётся рефлексии и вбивается на уровне подкорки адептам «УПЦ КП».

Опасность таких приёмов в том, что вместо сознательных верующих, заботящихся о спасении своей души, получаются фанатики, зацикленные на политической тематике. Способность рассудка различать детали и логические взаимосвязи представители «патриотической конфессии» заменяют на мистифицированную визуализацию тягучего и бесформенного «Всеединого», в котором тонут оттенки, различия и право другого на достоинство и самостоятельность.

«В Украине должно быть только украинское. УПЦ = МП, следовательно, прихожане УПЦ = «москали». «Московского» не должно быть в Украине = УПЦ не должно быть в Украине».

Примерно так, с помощью коротких предложений-обрубков, с рубящей нисходящей интонацией, Филарет вбивает мысль, что миллионы граждан Украины не являются украинцами и не имеют права существовать земле, где они родились и выросли. И всего лишь благодаря банальному фокусу НЛП, где увязывается слово «московский» и «УПЦ», а слово «украинский» в устах главы Киевского Патриархата приобретает исключительно этнический смысл.

Осуществляется подмена этнической и гражданской принадлежности и выводится формула, что гражданин Украины должен быть обязательно этническим украинцем, или же отказаться от идентификации себя с другими культурами и отождествить себя исключительно с украинской этнической культурой. Тех, кто «посмел» с пиететом относиться к своим предкам из Румынии, Венгрии, России или Польши и отстаивать своё право на отличную от украинской культурную идентичность, в глазах Филарета, вероятно, нуждаются в «перевоспитании», а в глазах некоторых других клириков КП – в истреблении и гонениях.

Можно было бы очень долго анализировать различные манипулятивные высказывания представителей Киевского Патриархата. На самом деле их десятки. Мы лишь призываем украинцев к бдительности и осторожности, чтобы они смогли распознать моменты, когда ими просто пытаются манипулировать, дёргая за ниточки бессознательных реакций.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: