О сидении на богослужении

О сидении на богослужении

08/04/2016 3738
Автор: 

Как известно, сидеть во время Богослужения в православных храмах русской традиции не принято, как это принято, например, у греков, румын и у других инославных христианских конфессий.

Один строгий священник на вопрос «можно ли сидеть в церкви?» привёл пример из жития святого Василия Блаженного. Святой Василий укорил самого царя Ивана Грозного за желание поставить лавки в храмах своего царства: он разлёгся перед царём, шедшим в церковь на молитву! И на вопрос главы Русского царства: «Чего ты лежишь, Васенька?» – он произнес глубокомысленную фразу: «Раз перед Небесным Царём, стало быть, можно сидеть, то перед царём земным можно и лежать!» – и повернулся на другой бок…

С тех пор, как «Васенька» стал святым, его пример стал правилом. Но так ли мы с вами, дорогие друзья, воспринимаем нашу веру? Давайте попробуем посмотреть на нашу практику храмовой молитвы немножко со стороны!

Итак, можно ли сидя молиться в храме? Попробуем поговорить об этом.

Обратимся к Евангелию и книгам Апостольским! Именно эти книги определяют жизнь христианина. Итак, Спаситель в своей Нагорной проповеди сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Стоит ли что-то ещё дополнять к Христовым словам? Стоит! Добавим словами апостола Павла, в послании которого находим такие слова: «Ты кто еси судяй чуждему рабу; Своему Господеви стоит, или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14:4)

Святитель Феофан Затворник так толкует эти слова: «Это общее основание к неосуждению не в настоящем только случае, но и во всяком другом. Все люди Божии суть, яко Божии создания; Богу и работать должны и пред Ним только ответны. Хорошо ли он поступает – стоит, или худо – падает, тебе до этого дела нет. Пред Господом он хорош или худ, – Господь и Судия ему. Как ни с чем не сообразно, вошедши в чужой дом, судить тамошних слуг, так ни с чем не сообразно судить людей в их отношениях к Богу или в действиях их совести. Апостол и заповедует не судить».

Но речь идёт не только об осуждении, речь идёт о поведении христианина в храме.

В послании к Коринфянам есть такие слова: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Мы можем делать много правильного, но не иметь желания прославить этим «правильным» Бога. В основе всякого дела, которое мы совершаем, должна быть определённая цель. Для христианина – это любовь в ответ на любовь Божию, которая Сына Божия возвела на крест. Но эта любовь не ограничена двусторонними отношениями, очень личными и очень интимными. Эта любовь может и должна (!) изливаться на всё наше окружение, где бы мы ни находились. Любить мы должны и словом, и делом, и мыслью.

Основой такой любви является, конечно же, всеобщее наше человеческое сыновство по отношению к Богу, что мы в молитве «Отче наш» очень ярко выражаем. Но и не только это, а и то, что каждый из нас – образ, икона Божия, может быть не яркая или даже запылённая, но икона – и это стоит помнить!

Чем же на самом деле руководствоваться сегодня христианину, приходящему на Богослужение? Святой Феофан Затворник сказал однажды: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Ведь Бог не требует от человека жертвы, но сокрушённости духа (Пс. 50).

В Церкви Христовой за богослужебными собраниями используется библейская книга – Псалтирь, которая наполняет своей поэзией и ёмкостью тезисов все аспекты христианского богослужебного материала. Книга эта, как известно, очень древняя. Она использовалась ещё в Ветхозаветной Церкви, да и Евангелие Господне, имея много ссылок на псалмы, повествует нам о том, что Господь Иисус воспевал псалмы. Значит, для каждого человека, считающего себя христианином, псалмы должны быть дорогими сердцу и вниманию. Для удобства использования Псалтири Церковь разделила псалмы на 20 разделов, которые назвала «кафизмами», а после каждого раздела Псалтири Церковь постановила петь гимны, названные «седальнами».

В современной церковной практике в монастырях и храмах, где нет сокращений, некоторые люди слушают псалмы сидя. Обычно это имеет место на клиросах и в алтаре. А в городских храмах и кафедральных соборах порой служат с сокращениями – и тогда присаживаться нет нужды. К примеру, в храмах греческих сидят даже на Херувимской песни! У католиков или иных христиан сидят почти всю службу.

Но главное, как мы уже сказали, – с каким сердцем мы совершаем ту или иную молитву, и с каким сердцем мы садимся в Присутствии Божьем! Конечно, в нашей практике храмового богослужения часто можно встретить большое количество богомольцев, что не позволяет порой даже пройти по храму служащему клиру, а не то что даже сесть мирянину!

Мы же, друзья, прежде всего, будем помнить, что приходим в собрание Церкви, чтобы предстать пред Лицом Бога Живого, чтобы встретиться с Ним, выразить Ему все наши чувства, переживания и просьбы.

Пусть же наше стояние и сидение перед Богом будет чистым и искренним предстоянием наших душ и горением наших сердец – любовью к Богу и ближнему!

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Владимир Головченко
ИМХО - "словам тесно, а мыслям просторно"... Классическая церковно-системная проповедь НИ О ЧЕМ. Просто на "отлично" по курсу гомилетики. Тут тебе и церковная история, и цитаты из Святых Отцов и Священного Писания.
А ответа на вопрос "МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ СИДЕТЬ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ В НАШИХ ХРАМАХ?" - никакого. Всё потонуло в словесах...
Вот за это нас и не любят. Мы говорим красиво и велеречиво, нисколько не отвечая на вопрос.
ХВАТИТ ВРАТЬ САМИМ СЕБЕ! Не зависимо от того, можно сидеть или нельзя, еще с советских времен старушки ходят в храмы со своими персональными раскладными "жидкими стульями". И сидеть на них будут по своему усмотрению вне зависимости от того, "чему там учат в ваших семинариях". То есть, по своему собственному пониманию и расстановке акцентов на богослужении, по своему собственному "бабушкину богословию". Кстати, с стоянием на коленях и земными поклонами - аналогично. Вспомнить хотя бы стояние на коленях на Херувимской или абсолютно не уставной, но очень популярный земной поклон на возгласе "Святая Святым".
В лучшем случае народ сошлется на "наш-батюшка-так-благословил!". Но это уже целиком зависит от литургической грамотности самого "нашего-батюшки". Впрочем - "у каждого попика свой типик"...
Некоторые прихожане православных монастырей абсолютно справедливо ориентируются на братию или сестер обители - встают и садятся одновременно с ними. Хорошо если при этом еще что-либо знают и понимают о символике этих вставаний и приседаний. А она немаловажна. Точно так же, как и любое обрядовое телодвижение, это - символы, гармонично приводящие тело православного христианина в триединство с его душей и духом.
К прискорбию, мы самоуверенно привыкли считать именно русскую версию православного обряда 16-18 вв. вершиной благочестия и эталоном литургической жизни. Хотя любые серьезные исследования некоторых литургических аспектов могут неприятно удивить. Выдаваемое за "эталонную древнюю традицию" может просто оказаться чьей-то придумкой,высосанной из пальца по собственному невежеству и обрядоверию.
А православный Восток на эти "седалищные" вопросы и не заморачивался никогда. У них ВСЕГДА были в храмах СТАСИДИИ. Появившиеся в болеее позднее время в греческих соборных храмах или на многолюдных приходах лавочки - лишь "поздняя версия" тех же древних православных стасидий, а не "католические новшества". И православные там прекрасно знают когда садиться и когда вставать. И понимают смысл и значение этих действий.
Алексей Мирный
– Батюшка, это всё про пост понятно. Но Вы все-таки скажите: сегодня хлеб можно есть с водой или воду нельзя?
– Ешьте то, что Вам по силам. Главное помните, что пост без храмовой молитвы – не пост. Если хотите подражать в посте палестинским монахам, тогда и все богослужения положенные посещайте, утром и вечером.
– Нет, на службы мне ходить некогда, да и священники же сами не ходят. Я так и не поняла, воду можно или нет?
– Поступайте, как хотите!
– Нет, я хочу не как хочу, а как правильно!
– Как правильно, я Вам сказал. Ешьте понемногу, что можете, и хотя бы по вечерам на Великий канон ходите.
– А! Я поняла. Сухоядение сегодня. - вот так и у вас: "так сидеть или не сидеть?" )
Баба Гапка
О, комменты работают!
Сергей Епик
да всё правильно батюшка сказал, только с другой стороны)))
мне все его слова понравились))
тем более, что человек с опытом служения кратным почти годам моей жизни имеет право на свою собственную точку зрения в оличии от студента-академика на стационаре))
Chadina Olga
Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах...