Почему отец Александр Клименко перешел дорогу КП-шникам?

Почему отец Александр Клименко перешел дорогу КП-шникам?

28/04/2017 3932

Зависть менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее.

свт. Василий Великий


Священник Александр Клименко – человек, разговаривающий исключительно на чистом украинском языке, талантливый певец, эрудит, богослов и миссионер с большой буквы неожиданно переступил дорогу «хранителям чистоты украинского самосознания» на ул. Пушкинской 36.

А вы говорите: «чудес не бывает». Бывают… «Интересно наблюдать, как победой в коммерческом (!) зрелище (!) пытаются обосновать отношение общества (!) к чему-то или кому-то», – написал на своей странице в Facebook спикер так называемого «Киевского Патриархата». Именно так господин Зоря отреагировал на бурную реакцию СМИ, связанную с победой в шоу «Голос» священника УПЦ о. Александра Клименко.

Безусловно, критика необходима и важна. Критика – это всегда показатель и мерило истины. Критикуют искусство, архитектуру, музыку, выдерживая, таким образом, серебро таланта в огне человеческой мудрости. Как певец о. Александр, конечно же, заслуживает критику, равно как и все участники проекта «Голос». Но победу ему принесла не сухая теория музыки или гармония, а реакция простых людей, к сердцам которых прикоснулись мелодии песен и церковных песнопений в аранжировке православного священника. Реакция «Киевского Патриархата» выставила его в свете мракобесия и невежества: один из главных аргументов атеистов против Православия состоит в стереотипе «безрадостной религии», в которой якобы нет места для простых человеческих радостей, в которой талант обязательно должен быть облечен в парчу и благоухать миррой, иначе гореть нам всем в аду.

В критике господина Зори часто проскакивают слова «коммерция», «шоу», «светский», но под мнимой оболочкой духовности скрывается ханжество и мракобесие. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6: 12), – пишет апостол Павел. Неужели человек не должен развивать свои таланты? Неужели в Церкви вообще нет места светскому? Неужели, по логике КП, Церковь – это тюрьма, гордо огороженная от прочего мира? Но христианин в первую очередь свободен, а граница его свободы – любовь: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Как же тогда спикер «КП» представляет себе миссию Церкви? Огнем и мечом, и языком запретов?

Православный священник и богослов – это тот, кто стремится к богообщению и идет по пути любви, покрывающей всё и везде во имя спасения хотя бы немногих. В начале своего творческого пути на проекте о. Александру задали вопрос, как Церковь относится к тому, что он принимает участие в развлекательном шоу, на что он ответил: «Если образ священника, пусть даже и на сцене, кого-то вдохновит к молитве – это прекрасно». Мы все видим только то, что желаем увидеть. Давайте не забывать слова Спасителя: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Мф.6: 22).

Удивительно, что для богословски образованного спикера развлекательное шоу – это красная тряпка. Но, как сказал в своем недавнем интервью сам о. Александр, «есть разные развлекательные шоу, которые нельзя ставить в один ряд. Есть мотивационные шоу, которые называются развлекательными. В мире вообще все перемешано, и сказать, что я не пойду туда и туда, потому что там живут черви – неправильно. Ведь в том саду есть и яблоки» [1]. Шоу «Голос» – ничего не стоит, потому что оно – коммерческое?

Но в наше время коммерческое всё. К примеру, высшее образование платное, так почему в КП не предлагают молодежи отказаться от этой проплаченной PR-кампании длиной в бакалаврат, в которой «менеджеры» зачастую неверующие люди. Почему бы не назвать и общественный транспорт «коммерческим» и отлучить от причастия всех, кто тратит на проезд деньги, которые можно было бы «пойти и раздать нищим» (Мф. 26: 6), как говорил в свое время печально известный предприниматель и, кстати, бывший епископ Иуда из города Кариота. Идя на поводу у логики господина Зори, мы неизбежно дойдем и до такого маразма. Коммерческая сторона вопроса внезапно и удивительно превратилась в проблему только тогда, когда в проекте одержал победу священник УПЦ. Интересно, почему господин Зоря не критиковал это шоу до победы о. Александра? Не хочется верить, что все шесть сезонов он переживал, скрепя сердце и стиснув зубы, взирая на забавы «несчастных язычников».

Критикуя о. Александра, некогда процитировавшего Честертона («Развлечения во власти человеческой. Но подлинная радость – она не в человеческой власти. Она во власти Божией» [2]), господин спикер и сам решил процитировать английского писателя и журналиста: «Никогда еще не бывало, чтобы считанные люди значили так много, а все прочие – ничего не значили. Газета говорит: «Страна пойдет за Хаммом», а мы понимаем, что его поддержали три владельца газет», но не удосужился вспомнить и это изречение: «Они забыли немаловажную силу – газетчиков. Они забыли, что в наши дни … существуют люди, занятые не тем, что какое-то событие нравственно или безнравственно, не тем, что оно прекрасно или уродливо, не тем, что оно полезно или вредно, а просто тем, что оно произошло», и один из таких журналистов – господин Зоря.

Случилась победа. Победил священник УПЦ. Нам хватит факта. Вполне. Мы не будем рассуждать, что дало это людям, какие изменения произошли, и что мы можем отсюда подчерпнуть. А зачем? Ведь все выпады КП сводятся к пересчету сторонников и откровенной политике, в которой уже не осталось места Христу.

Подобного рода шоу устроены таким образом, что победу может принести не столько голос, сколько образ. Зачастую победа в таких шоу – это показатель настроения социума. И иногда оно бывает весьма плачевным. Вспомним хотя бы победу на Евровидении в 2006 году эпатажной финской рок-группы Lordi.

Вслепую мало кто оценил бы вокальные данные исполнителей, но костюмы и сценический образ тогда сыграли свое. Ну и собственно слова песни: «Wings on my back/ I got horns on my head» (За моей спиной крылья/ на голове моей рога). Возразите, что шоу проплачено? Но разноплановые СМИ просто восхищались этой группой. Как замечает эстонский интернет-ресурс «Молодежь Эстонии»: «Шоковая терапия, которой славятся финские рокеры, взяла свое – зритель просто не мог вспомнить, как выглядят остальные номинанты после выступления Lordi. У музыкальных критиков даже родился специальный термин – «феномен Lordi»: это когда музыкантов для полного эффекта нужно не просто слушать по радио, а обязательно наблюдать» [3].

На фоне вышесказанного, высоконравственное выступление и победа православного священника о. Александра Клименко в проекте «Голос», а также общественный резонанс – это показатель. Как заметил сам о. Александр: «Было голосование не только за голос. Было голосование за образ, за подачу... Никто никогда не голосует только за голос... Каждый выбирает какие-то свои стороны, за которые он будет голосовать. И то, что люди проголосовали за меня в этом проекте значит, что у людей есть определенная тяга к духовному. Значит, в народе имеется такого рода запрос и на него надо реагировать» [4].

Почему бы КП не отбросить свои мнимые предрассудки и порадоваться за то, что людям близок и интересен образ священнослужителя? Почему господин Зоря не упомянул о репертуаре священника: «Материнська любов», «Чорнобривці», «Άξιον Εστίν» – ведь все они если и не являются выражением украинской музыкальной культуры (Άξιον Εστίν – греческая молитва), то однозначно высоконравственны.

Неужели о. Александр не внес свой вклад в популяризацию собственно украинской музыки? Почему Зоря не критикует работодателя, в свое время наградившего народную артистку Украины и ведущую Первого канала Оксану Пекун «за заслуги по возрождению духовности в Украине … и популяризацию народной музыки в благо Украины и украинского народа». Почему негодование и изумление спикера не вызывает «патриарх», просидевший в 2015 году все 4 часа [5] на эстрадном концерте своей любимой певицы [7] Оксаны Билозир и благодаривший ее тогда «за вклад в украинское искусство»? Может, стоить провести грань между «чистым и нечистым» и отмежеваться от ханжества? Но прежде всего – научиться не завидовать и искренне радоваться, стяжав мир в своей душе.

Ссылки:

1. https://www.youtube.com/watch?v=NQKyV4iPcNw

2. https://www.youtube.com/watch?v=t0xvdU0NbXA

3. http://www.moles.ee/07/Jan/10/8-1.php

4. https://www.youtube.com/watch?v=NQKyV4iPcNw

5. https://provse.te.ua/2016/05/oksana-pekun-dozhylas-do-toho-scho-vzhe-hastrolyuje-rajtsentramy-ternop...

6. http://glavcom.ua/news/254409-svjatejshij-patriarh-filaret-vystupil-na-estradnom-kontserte-foto.html

7. http://fakty.ua/211759-oksana-bilozir-za-vsyu-svoyu-kareru-ya-ne-ispolnila-ni-odnoj-pesni-na-russkom...

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Леся Соколовская
Победа о. Александра на проекте - это закономерность. Лично я и мои друзья поддержали в первую очередь батюшку, а потом уже певца (хотя голос у о. Александра просто замечательный). Людям катастрофически не хватает тепла, добра и искренности! Побольше бы нам подобных проектов и искренних людей.
Спаси Господи!
Николай Григорьев
В статье все сказано по делу и со знанием тех вопросов о которых пишет автор Сергей Кузнецов.
Что касается замечания Евстрания Зори, то на мой взгляд, он больше радовался бы провальному выступлению Александра Клименко,