Почему украинская Церковь не готова к автокефалии. Часть 2

Почему украинская Церковь не готова к автокефалии. Часть 2

28/06/2017 1286
Почему украинская Церковь не готова к автокефалии. Часть 1.

Почему нельзя раздавать святыни псам


Потому что Христос запрещает это делать, т.к. делая это, мы совершаем в сознании людей подмену истинной веры языческими суевериями и т.д.

Именно из-за такой подмены Господь неоднократно наказывал и Древний Израиль, и многие христианские царства и страны тяжелыми казнями. И именно поэтому каноны Церкви не просто запрещают совершать для невоцерковленных людей какие-либо священнодействия, но и вообще запрещают принимать таких людей в Церковь.

Допустим, мы будем отказывать в крещении 99% населения – что тогда будет? Часть уйдет к протестантам, часть – к греко-католиками, а большинство – к филаретовцам. Там они будут с нескрываемой радостью ходить в «украинскую Церковь», хотя как были язычниками, так ими и останутся. Однако и нам в Церкви язычники не нужны, ибо принимать в общение с верными язычников, т.е. людей, не исповедующих сознательно Христа, всегда было кощунством. Об этом нам говорит в Евангелии Христос, об этом говорит апостол Павел, об этом говорит огласительная практика в Древней Церкви, где людей, желающих принять Таинство Крещения, готовили не один год.

Об этом, в конце концов, говорят церковные каноны, нарушать которые священнослужители не имеют права: например, 8 правило 7 Вселенского Собора запрещает крестить тех из иудеев (и их детей), которые неискренно обратились в христианство. Понятное дело, что, запретив это иудеям, Церковь не может разрешить то же самое лицемерие, например, украинцам или русским. Собственно, этот вывод подтверждает 45 правило Лаодикийского Собора, согласно которому запрещается принимать в списки готовящихся к Крещению тех, кто не участвовал в огласительных беседах в течении месяца.

Более того, 78 правило 6 Вселенского Собора и 46 правило Собора Лаодикийского недвусмысленно говорят: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере».

И требования эти не взяты с потолка, а продиктованы тем, что именно истинная христианская вера и была целью апостольской проповеди. Ибо вера есть ответ на призыв Божий! Без веры невозможна не только церковная жизнь, но и вообще жизнь христианская, т.к. именно вера является первым шагом и главным условием для принятия Христа как своего Спасителя: «Кто будет веровать и креститься спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16:16).

Причем эта вера должна быть не просто верой в Бога, а верой евангельской, ибо «не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… И всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7:21-29).

Вот и Апостол Павел призывал христиан к сознательному исповеданию веры: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). А апостол Лука, как мы помним, указал на то, что цель написания его Евангелия – узнавать твердое основание того учения, в котором мы наставлены (Лк. 1, 4).

Свт. Феофан Затворник писал по этому поводу следующее: «Знать свою веру – значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто не напрягался узнать их. Но – хотя непонятно существо предмета, и скрыты основания, усвой и содержи его так, как учение о нем содержится, точными и определенными понятиями… Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру... Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное… Кто сознательно не доходит до последней по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон (разума) – признак смерти».

Именно поэтому во 2 каноне Первого Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил: «Поелику и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание».

Кто принадлежит к Церкви Христовой, а кто нет


Однако на это нам могут возразить, что большинство из тех, кто сегодня вообще не знает своей веры и не является воцерковленным православным христианином, уже крещены (крещеные, но не просвещенные) и потому являются членами Церкви. И, следовательно, мы не имеем права относиться к ним, как к людям, для Церкви посторонним.

На это замечание можно ответить словами сщмч. Киприана: «Кто не пребывает в Церкви Христовой, тот не является христианином».

Что значит «пребывание в Церкви Христовой»? Согласно каноническим правилам Церкви, к ней не принадлежат те, кто находится вне евхаристического общения со всей полнотой Вселенского Православия. Причем люди могут отпадать от Церкви как по собственной воле, так и будучи отлучены от общения церковного священноначалием. Именно лишение святого причащения является вернейшим признаком того, что грешник в силу своего духовного состояния находится вне Тела Христова, т.е. не является подлинным членом Церкви.

Например, согласно второму правилу Антиохийского собора, «Все, входящие в церковь, и слушающие Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния».

А вот что говорят по этому поводу 8 и 9 Апостольские правила: «Всех верных, входящих в церковь, и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения».

Дело в том, что отказ человека от сознательного участия в Евхаристическом собрании равносилен его отказу от Церкви и от Христа, ибо Господь сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32, 33).

Для церковного сознания апостольского и послеапостольского времени даже не существовало вопроса о том, могут или не могут члены какой-либо церкви принимать участие в Евхаристическом собрании. Быть членом Церкви означало принимать участие в Евхаристическом собрании, т.к. они крестились во Христа, облеклись в Христа, а потому достойны принимать участие в Евхаристическом собрании (1).

Каноны «выросли» из Евангелия


Нужно заметить, что святые отцы принимали эти каноны не от «ветра головы своея», а руководствуясь заповедями Евангелия и Нового Завета. А заповеди эти, в частности, гласят:

– «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

В древности христиане ревностно оберегали свои святыни от посторонних. Например, после литургического возгласа «Двери, двери, премудростию вонмем!» двери христианских храмов закрывались, и в храме оставались только верные, участвующие в Евхаристическом собрании. Сейчас же этот возглас стал лишь поводом для открытия завесы.

– Важно понимать, что заповедь апостола «кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Коринф. 11:27-32) является общим принципом правильного отношения к христианским таинствам и вообще священнодействиям. Ибо глупо было бы думать, что только причастие нельзя принимать недостойно, а остальные таинства и священнодействия могут раздаваться «псам и свиньям». Дело в том, что во всех без исключения священнодействиях Церкви верующим ниспосылаются Дары Духа Святого. Для тех же, кто не ценит этих Даров, участие в богослужении, основных христианских Таинствах и других церковных священнодействиях является профанацией веры и осквернением святыни.

– С теми, кто не принимал проповедь Евангелия, Христос заповедал поступать следующим образом: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10:14). Или: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

Блж. Феофилакт Болгарский пишет по этому поводу: «Посему содомлянам отраднее будет, нежели сим неверующим, ибо содомляне, быв наказаны еще здесь, там наказаны будут уже гораздо легче».

А вот новозаветные цитаты, на основании которых Церковь не молится о тех, кто умер без покаяния, вне Церкви Христовой.

– «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т.е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5:14-16).

В пояснении к этой цитате из учебника Догматического богословия прот. М. Памазанского говорится следующее: «В соответствии с этим наставлением Апостола и Церковь молится о всех своих чадах, которые умерли с искренним покаянием, молясь о них как о живых (ибо у Бога все живы). Умершие же в нераскаянных грехах, вне общения с Церковью, не удостаиваются и молитв».

А вот как комментирует это место блж. Феофилакт Болгарский: «Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: "пути злопомнящих в смерть" (Притч. 12,26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию».

– Кстати, даже Сам Христос молится не о всех людях: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:7-12).

Блж. Феофилакт Болгарский: «кто верит Христу, тот сохраняет слово Божие, то есть Писание, Закон. Итак, не о людях порочных и мудрствующих мирское Я молю Тебя, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

Именно поэтому после Своего Воскресения Христос пришел только к тем, кто искренне Его любил. Он не пошел к Пилату, не явил себя миру, как это было во время его земной жизни. Для Бога важно именно наше свободное произволение в вере, а не выполнение каких-либо ритуальных действий и т.д.

Учение о семи таинствах


Однако нередко приходится слышать возражения о том, что слова Христа, запрещающие метать бисер перед свиньями, относятся к совершению семи таинств, а остальные священнодействия можно и должно совершать для всех желающих. В этой связи необходимо отметить тот факт, что учение о семи таинствах является чисто католическим учением, которое вошло в нашу церковную жизнь в силу имевшего место в прошлом западного влияния на русское богословие (2).

На самом же деле, согласно православной экклесиологии, Церковь есть Тело Христово, и потому в Церкви нет пустых (безблагодатных) священнодействий. По меткому замечанию одного из ведущих православных богословов ХХ века прот. Н. Афанасьева, «Вся жизнь Церкви наполнена Духом и все в ней совершается Духом… Церковь всегда и во всем молится о благодатных дарах Духа. Не только освящение креста или икон, крещенской воды и храма и т.д. – сакраментальные акты, но и само призывание имени Божьего есть тайнодействия… в Церкви все сакраментально. Церковь возводит священнодействие в таинство через свое свидетельство, но не в том только смысле, что она раз навсегда объявила некоторые священнодействия таинствами. Она каждый раз, как совершается это священнодействие, свидетельствует о нем как о таинстве. Это есть непрекращающаяся деятельность Церкви, а, следовательно, непрекращающееся действие Духа в Церкви, так как Церковь в Духе и через Духа свидетельствует о дарах Духа. Таинства установлены Церковью, и таинства каждый раз, как они совершаются, устанавливаются ею.

Таинства установлены Богом в Церкви и через Церковь, и в них Бог благоволил являть всей Церкви ниспосылаемые Им дары Духа Святого. Их количество зависит не от нас, а от воли Божьей. Их столько, сколько надо для жизни Церкви в историческом бытии. Что касается «семи таинств – ни больше, ни меньше», – то это есть недолжное догматизирование школьного учения. Надо заметить, что такого учения о числе таинств православная Церковь не содержит. Их может быть семь, но их может быть и больше, и меньше».

Не стоит посыпать голову пеплом


Но все же и в этой ситуации не стоит отчаиваться: после того, как мы осознали свои ошибки, нужно начинать их исправлять. Именно поэтому нам в срочном порядке нужно разработать институт катехизации людей, готовящихся принять Таинство Крещения, а также собирающихся венчаться, крестить своих младенцев и вообще совершать те или иные православные обряды. И если мы не сделаем этого в ближайшее время, мы получим по форме – православную, а по сути – языческую «Церковь» без Христа и Евангелия. Церковь без Таинств и без Благодати! Церковь, в которой будет утрачена возможность спасения для людей. И если это случится, то произойдет это по нашей вине, т.е. по вине нынешних православных христиан Украины.

И, кстати, не стоит кивать на других – мол, и в других Поместных Православных Церквях похожая ситуация. Во-первых, потому что нам вначале нужно думать и заботиться о том, как навести порядок в своем собственном доме, а не следить за жизнью соседей. И, во-вторых, потому что грехи других не освободят нас от ответственности за собственные прегрешения и оскудение веры.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

ССЫЛКИ
  1. Иеромонах Иоанн (Курмояров) «Проблемы катехизации: почему нам нужно перестать крестить всех подряд»
  2. Протоиерей Георгий Флоровский «Западные влияния в русском богословии»Алексей Зайцев «Число таинств Церкви»

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

ИЛЬЯВЯЧЕСЛАВ ЮРЧЕНКО
Потому что оно ей ненужно, спасает не Патриарх и митрополит, а Бог. Церковь не принадлежит Москве, Киеву, Владимиру, Иерусалиму, Церковь принадлежит Богу и служащим ей -любовью, искренностью, терпением обид, незлобием, нестяжанием и целомудрием, постом и молитвой, постоянным покаянием с плодом. После украинской автокефалии чего нам ждать? Белорусских и Молдавских Патриархов, опять драки, кровь конфликты, зачем все это, оно и Москве то патриаршество ненужно было, но учитывая исторические особенности и то, что мы входм в фазу антихристицизма, лжечудес антихриста, изменением погодных условий при помощи т.н. собственных лабораторий, мы понимаем, что Констинонополь не может уже сегодня управлять Москвой, он хоть бы себя защитил от турков. Да простит Бог все наши беззакония.
ИЛЬЯВЯЧЕСЛАВ ЮРЧЕНКО
Михаил Антонович вернитесь в Лоно Крещения, не позортесь, если у Вас правда трое дитей, будьте умным пастырем, во время когда процветает гомосексуализм и его власти Украины защищают как 6 июня в Киеве, вернитесь в Лоно Крещения, и скажите открыто о Ваших детях и благодарите Бога, что он Вам их дал и Вы не опустились будучи монахом до гомосексуализма и всякой мерзости, а те кто Вас обвиняют в нарушении обетов монашества, пусть тоже каются, есть в чем, а то Господь если шарахнет, то чернобыля и тунгусса будет мало. Вы столько лет руководили Церковью в советское время, Церкви нужны не драки и кровь из-за зданий, а покаяние.