Почему УПЦ молится о прекращении «междоусобной брани»

Почему УПЦ молится о прекращении «междоусобной брани»

09/02/2017 790
Наверное, первый вопрос, который может возникнуть в головах некоторых патриотично настроенных читателей, это вопрос о том, почему православный священник решил «заняться политикой» и написал статью на столь щекотливую тему?

Отвечу: во-первых, этого требуют от нас наши недруги из раскольнического самопровозглашенного «Киевского патриархата». Именно они задали нам ряд подобных вопросов в своей брошюре под названием «Запитайте свого батюшку». Причем они буквально вынудили нас ответить на этот, как, впрочем, и на другие вопросы: чего только стоит их вопрошающий вопль в самом конце брошюры: «Тільки не мовчіть, отче». Понятное дело, что после таких воззваний наше молчание расценивалось бы как согласие с выдвинутыми против УПЦ обвинениями.

А во-вторых, современная православная миссия в Украине требует от православного священнослужителя (как, впрочем, и от любого воцерковленного человека) не просто хорошего знания современных политических реалий, но и умения дать им исчерпывающую христианскую оценку. Увы, очень часто без этого умения наша проповедь Христа расцерковленному украинскому обществу становится просто невозможной.

Начало гражданского противостояния в Украине (2)


По сути дела, открытое гражданское противостояние в Украине началось на Майдане в конце 2013 года. И началось оно не с протестов студентов, выступавших за евроинтеграцию, и не с обвинений тогдашней украинской власти в предательстве интересов Украины. Гражданское противостояние началось после того, как в дело вмешались украинские национал-радикалы! В той или иной форме противостояние имело место и до Майдана. «Революцию достоинства», к сожалению, использовали националисты (или им позволили это сделать) для закрепления окончательного раскола в сердцах и умах наших граждан.

Исторически так сложилось, что Украина является поликультурной страной. Страной, где многие годы мирно уживались представители разных наций, культур, религий и мировоззрений. И все было бы спокойно и дальше, если бы не нашлась сила, которая решила навязать всем украинцам, вне зависимости от того, где они находятся (в Крыму, на Донбассе, в Одессе или, например, на Волыни), свою, нетерпимую к мнению других людей, националистическую идеологию.

Собственно, в этой ситуации сработала старая поговорка о том, что благими намерениями устлана дорого в ад! И действительно, желая Украине процветания в сообществе европейских держав, украинские националисты и сами того не заметили, как разожгли в стране пожар гражданской войны.

А ведь изначально было понятно, что жители Крыма, Востока и Юга Украины не примут националистическую идеологию Степана Бандеры и Дмитрия Донцова. Не примут культуру гуцулов, лемков и других национальных меньшинств с Западной Украины. Не примут навязанную Ватиканом унию и тем более не примут политическую авантюру под названием «Киевский патриархат». Точно так же изначально было понятно, что огромное количество жителей этих и других украинских регионов считают своим родным языком именно русский язык и ни за что не откажутся от русской культуры.

Националисты выбрали в этой ситуации самый глупый и, что самое печальное, самый разрушительный для страны путь, а именно: они решили силой навязать стране свою идеологию. Т.е. вместо того, чтобы идти по пути большинства цивилизованных стран (США, Великобритании, Канады, Франции, Бельгии, Люксембурга, Швеции, Германии, Норвегии и т.д.), где мирно уживаются представители разных национальностей и культур, где многие регионы, наравне с государственным языком, используют свой национальный язык, где можно встретить страны с наличием двух-трех государственных языков, наши национал-радикалы пошли по пути насильственного насаждения своих героев типа Бандеры и Шухевича, своего тоталитарного, антихристианского (3) и антидемократического мировоззрения.

И поэтому нет ничего удивительного в том, что не все граждане Украины смирились с этой ситуацией, а наша страна оказалась буквально на грани своего существования (4).

И естественно, Православная Церковь не могла остаться в стороне от этих разрушающих наше общество и государственность процессов. И поэтому с самого конца 2013 года и по сей день в большинстве православных храмов Украины священнослужители канонической Украинской Православной Церкви возносят перед престолом Божиим молитву о мире в Украине. В том числе в этой молитве звучит и просьба о прекращении гражданского противостояния. Вот некоторые слова из этой молитвы: «Владыко Вседержителю, Святый Царю. Призри с небесе и виждь, како враждуют людие земли нашея и замышляют друг на друга суетное и злобное… Усердно молим Тя: мир державе нашей даруй, Церкви Твоей и всем людем земли нашея».

831.jpg

Восток Украины: незатухающий костер войны


Еще раз замечу: молитву эту Церковь благословила в то время, когда не было еще аннексии Крыма, не было АТО, когда СМИ даже и не заикались о войне с Россией. Впрочем, о войне с Россией они начали утверждать только в самом конце лета 2014 года, когда наши части попали в многочисленные котлы на Востоке Украины. Именно с тех пор и начали звучать заявления праворадикалов и их сторонников о российской агрессии и обвинения УПЦ в служении Кремлю (мол, каждая свечка, купленная в храме, принадлежащем канонической Церкви, – это пуля в спину украинского военного).

Любое моральное суждение должно основываться на фактах. Из тех фактов, которые нам известны, – СБУ выявила на Востоке Украины всего 56 российских военных (5), а начальник генштаба ВСУ открыто заявил о том, что наши военные не ведут боевых действий против регулярных войск Российской Федерации (6). Даже сам глава Киевского патриархата Филарет признал, что на Донбассе украинским войскам противостоят такие же украинцы: «Действительно, сепаратисты – это украинские граждане. И они воюют против украинцев».

Понятное дело, нам возразят: мол, откуда у сепаратистов на Востоке Украины столько самого современного оружия? Откуда такое знание военного дела и т.д.? Разве могут вчерашние шахтеры так хорошо воевать против регулярной армии? Да и потом, самое главное, во что не могут поверить многие наших граждане, так это в то, что жители Донбасса на дух не переносят идеологию украинского национализма. Для них Донбасс все еще находится в оккупации, а его население ждет того, чтобы освободиться от захватчиков и вернуться в состав Украины. Вот только недавние похороны человека (для одних наших сограждан он – герой, для других – враг и террорист) под псевдонимом «Моторолла» и многие другие похожие факты, к сожалению, говорят прямо об обратном.

Впрочем, иногда украинские национал-радикалы вдруг резко меняют свою позицию в этом вопросе и начинают твердить о том, что жители Востока Украины – это чуть ли не недочеловеки (7), и поэтому они достойны того, чтобы их наказать (8).

Здесь присутствует противоречие: если жители Донбасса находятся в оккупации и страдают от действий «агрессора», тогда за что их нужно наказывать и клеймить? Все погибшие мирные жители – это жители Донбасса. То есть когда говорят, что «агрессор» убивает украинцев, имеют в виду именно их. Возникает парадокс, как можно одновременно обвинять «агрессора» в убийствах украинцев и говорить, что украинцы заслуживают этого?

В этом смысле действия нашей власти, которая отказывает жителям Донбасса в социальной помощи, не выплачивает пенсии пенсионерам, находящимся на неподконтрольной Украине территории, как раз и являются свидетельством того, что в стране горит костер гражданского противостояния между взбунтовавшимися регионами и нынешней украинской властью, которая пытается навязать обществу с помощью СМИ и национал-радикалов националистическую, антихристианскую идеологию.

Кстати, что касается оружия: понятное дело, это российское оружие, да и наличие российских военных инструкторов в «ДНР» и «ЛНР» никто не отрицает (точно так же, как никто не отрицает участия в конфликте и добровольцев из разных стран мира, в том числе и из России). Так и у наших военных немало американского оружия, как, впрочем, американские военные инструкторы готовят наших военных для боевых действий на Востоке. Но мы не называем данный военный конфликт войной США и России на территории Украины.

Что такое гражданская война? Каковы ее признаки? Некоторые примеры гражданских конфликтов 20-го века


На самом деле практически ни один гражданский конфликт (за редким исключением) не обходится без участия в нем третьей стороны. В нашем случае это с одной стороны – страны Запада, а с другой – Россия. И тем не менее гражданская война от этого не перестает быть гражданской войной.

В международном праве мы находим следующее определение гражданской войны (цитируем: пункт № 1, Дополнительного протокола № 2, к Женевской конвенции 1949 г., принятого в 1977 г.):

«Настоящий протокол применяется ко всем вооруженным конфликтам, которые, не подпадая под действие ст. 1 Дополнительного протокола № 1, к Женевским конвенциям 1949 г., происходят на территории какой-либо Высокой Договаривающейся стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий протокол».

Нельзя не заметить то, что данное определение является точным описанием вооруженного конфликта на Донбассе.

Причем в международном праве данное определение гражданской войны появилось неслучайно. Ему предшествовал опыт многих гражданских войн, в том числе и войн, которые разгорались в разных концах света уже в 20 веке.

Так, например, во время гражданской войны в Испании враждующие стороны поддерживали с одной стороны – СССР, а с другой стороны – гитлеровская Германия. И если СССР поставлял в Испанию только боевую технику, вооружения и ограниченное число военных специалистов, то Германские ВВС открыто бомбили испанские города (11). И тем не менее данный вооруженный конфликт войдет в историю как гражданская война в Испании, а не как война СССР с Германией или война Германии с Испанией и т.д.

А во время гражданской войны в Корее американские и советские летчики, воюя за противоборствующие стороны, сходились в открытых воздушных боях, и никто не называет эту войну – войной между США и СССР. Кстати, в этой войне принимала участие миллионная китайская армия. Но, опять же, никому и в голову не приходит именовать ту войну – войной Китая с Кореей (12).

Отношение Церкви к боевым действиям


Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов об отношении Православной Церкви к войне и, в частности, к войне на Востоке Украины.

Итак: во-первых – я не считаю нужным реагировать на глупые обвинения наших оппонентов касательно купленных свечей в храмах канонической Церкви, которые якобы превращаются в пули сепаратистов. Каноническая Украинская Церковь сегодня присутствует практически во всех регионах Украины и, по сути, является той единственной силой в стране, которая работает на объединение Украины, а не на ее разрушение. В этом смысле нашим ура-патриотам и раскольникам не мешало бы задуматься над их собственными высказываниями и действиями, направленными на разрушение мира в нашей стране. Зло, которое они несут людям, порождает только зло и однозначно ничего хорошего Украине не принесет.

Во-вторых – с точки зрения Церкви, любая война есть безусловное зло! И хотя Церковь в некоторых (крайних) случаях благословляет освободительно-оборонительную войну (14), все же Евангелие учит нас другому, а именно: оно учит нас не просто любви к ближнему, но даже и любви к врагам. Собственно, поэтому достижение мира между людьми, в том числе и через прекращение военных конфликтов, является приоритетным для Церкви и каждого по-настоящему воцерковленного православного христианина.

И в-третьих – Церковь живет по своим законам, а не по законам мира сего. Именно поэтому даже во время таких страшных военных конфликтов, коим являлась Вторая Мировая Война, между Православными Церквями противоборствующих сторон (так, например, Болгария и Румыния воевали на стороне гитлеровской Германии, т.е. против СССР и Польши) не было ни разрыва отношений, ни вообще каких-либо серьезных недоразумений. И не случилось этого потому, что Церковь изначально молится за мир, за то, чтобы солдаты вернулись домой живыми и невредимыми и т.д., ибо Церковь вообще не может выступать проповедницей вооруженных конфликтов. В этой связи позволю себе привести несколько выдержек из Социальной концепции Русской Православной Церкви, итак:

«Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12)… Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», – гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13)… Неся людям благую весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством…

В противоположность войне: Мир в Новом Завете, как и в Ветхом, рассматривается как дар Божией любви. Он тождествен эсхатологическому спасению. Вневременность мира, возвещенного пророками, особенно явно видна в Евангелии от Иоанна. В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир (Ин. 14. 27; 16. 33). Мир в Новом Завете есть нормальное благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом говорят пожелания «благодати и мира» в начале посланий святого апостола Павла. Этот мир – дар Святого Духа (Рим. 15. 13; Гал. 5. 22). Состояние примиренности с Богом есть нормальное состояние твари, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14. 33).

Русская Православная Церковь (точно так же, как и УПЦ, – прим. автора) стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения».

Вот и сейчас мы – православные верующие Украины, не видим никаких причин для того, чтобы конфликтовать с православными в Российской Федерации, тем более нет причин для противостояния между УПЦ и РПЦ. Более того, в это трудное время все православные мира (в том числе и в Украине, и в России) должны объединить свои молитвы за мир в нашей стране и во всем мире. И тогда, может быть, увидев нашу взаимную любовь, Господь пошлет нам благодатные времена. Ведь христиане собственно этим и вызывали удивление у мирских людей, которые, глядя на верующих во Христа, с изумлением восклицали: «Посмотрите, какую они имеют любовь между собой!»

Так что давайте не будем забывать, что мир спасет не ненависть (особенно ненависть к другим нациям и народам, которая так яростно культивируется националистами). Мир спасет Бог и, следовательно, – Любовь! Просто потому, что Бог есть Любовь!

Ссылки:

1. Православный батюшка отвечает на вопросы раскольников. Часть 1, 2. Иеромонах Иоанн (Курмояров). http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/pravoslavnyy-batyushka-otvechaet-na-voprosy-raskolnikov-ch... http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/pravoslavnyy-batyushka-otvechaet-na-voprosy-raskolnikov-ch...

2. Небольшая ремарка для тех, кто любит делать замечания в отношении правописания словосочетания «на (в) Украине». Согласно правилам грамматики русского и украинского языков, предлог «на» пишется в тех случаях, когда речь идет о несамостоятельных территориях и островах: «на Кавказе», «на Кубани», «на Донбассе», «на Подолье» и т.д. В 19-м веке, т.е. когда собственно и возник украинский литературный язык, наша страна входила в состав Российской Империи, и поэтому и Т. Шевченко, и другие украинские классики писали «на Украине». В отношении самостоятельных, независимых территорий употребляется предлог «в»: «в России», «в Германии», «в США» и т.д. Т.е. в современных условиях по отношению к Украине правильно писать «в Украине». Впрочем, и у этого правила есть исключения, например, «в Крыму» и т.д. И, кстати, классики очень часто игнорировали это правило и писали так, как им это было удобно.

3. Можно ли воцерковить украинский национализм. Иеромонах Иоанн (Курмояров). http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/mozhno-li-votserkovit-ukrainskij-natsionalizm

4. Что будет с Украиной через 20 лет? Иеромонах Иоанн (Курмояров). http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/chto-budet-s-ukrainoy-cherez-20-let

5. СБУ задокументировало участие в боях на Донбассе 56 россиян http://ru.espreso.tv/news/2015/10/10/sbu_zadokumentyrovala_uchastye_v_boyakh_na_donbasse_56_rossyyan

6. Генштаб вооруженных сил Украины признал, что на территории Украины нет регулярных частей армии РФ https://www.youtube.com/watch?v=Ii60gfg7cf4

7. Генетика Донбасса: соцсети о скандальном заявлении министра Нищука
РИА Новости Украина: http://rian.com.ua/analytics/20161123/1018974892.html

8. Учение Филарета. «О грехе федерализации» http://uoj.org.ua/video/uchenie-filareta-o-grekhe-federalizatsii2?sphrase_id=13048 Также в своей воскресной проповеди от от 22 марта 2015 года Денисенко М.А. говорил, что убийство жителей Донбасса не является грехом. http://www.cerkva.info/news/patriarch/6552-patrfilaret-4nedilia.html

9. Папа Римский назвал войну в Украине братоубийственной. http://news.bigmir.net/world/874879-Papa-Rimskij-nazval-vojnu-v-Ukraine-bratoubijstvennoj

10. «Непатриотические» силлогизмы Папского нунция о Донбассе. http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/nepatrioticheskie-sillogizmy-papskogo-nuntsiya-o-donbas...

11. Наиболее активно помощь франкистам оказывали Третий Рейх и Италия. На стороне Франко воевали 150 тыс. итальянцев, 50 тыс. немцев, 20 тыс. португальцев, 90 тыс. марокканцев, нацисты и фашисты из других стран мира https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_Испании

12. Корейская война – конфликт между Северной и Южной Кореями, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также снабжение китайских войск. Многочисленные военные советники и специалисты были отозваны из Северной Кореи ещё до начала войны, а во время войны отправлены назад под видом корреспондентов ТАСС. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН. https://ru.wikipedia.org/wiki/Корейская_война

13. Интервью Митрополита Онуфрия о войне на Донбассе. http://uoj.org.ua/novosti/nasushchnyj-vopros/intervyu-mitropolita-onufriya-o-vojne-na-donbasse

14. Даже тогда, когда Церковь благословляет священную войну по защите своего отечества, она – Церковь – расценивает это благословение не как норму, а как свою боль, как болезнь, которую нужно как можно быстрей уврачевать.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: