Так был ли Бог на «Майдане»?

Так был ли Бог на «Майдане»?

24/11/2016 1636
Революционные события в Украине 2014-го года навсегда изменили лицо государства во многих аспектах. Ярко выраженное присутствие религиозной составляющей еще в дни «Майдана» создавало определенную мистификацию, а от религиозных конфессий Украины требовали отождествлять себя с народом-майданом.

На подобный призыв довольно активно откликнулись греко-католики, сделав революцию собственным кредо. Священники этой конфессии были представлены на «Майдане» в достаточно большом количестве, а само дело революции легло на плечи западноукраинского контингента, униатского по своим религиозным убеждениям.

Постмайданный период, который продолжается даже сейчас, породил немало попыток идеализировать революцию с богословской точки зрения. Стали появляться различные печатные издания, авторы которых пытаются выразить свои чувства, которые они пережили во время революции. В этих произведениях не последнее место занимает религия. Этим моментом опять-таки воспользовались представители УГКЦ.

Так, недавно внимание общественности привлекла запланированная в Украинском Католическом Университете научно-практическая конференция «Бог на Майдане». Не нужно особо гадать, о чем пойдет речь на этом собрании, однако человек с православным сознанием должен ответить себе на несколько вопросов: можно ли оправдать то, что происходило в 2014-м году в Украине с богословской точки зрения, и для чего это вообще делать?

Революция и Библия: неутешительные ответы на неудобные вопросы

Во все времена христиане, не только православного обряда, обращались за ответами к Книге, которую еще называют Словом Божьим, другими словами – к Библии. Так что же говорит Священное Писание о революции? Можно ли оправдать любые движения подобного плана Священными текстами?

В первую очередь стоит заметить, что представители традиционных протестантских течений Украины были максимально отстранены от событий на «Майдане». Причиной этому является их безусловное послушание Евангелию. Кажется, что это не единственный аспект, которому представителям других конфессий стоило бы поучиться у протестантов. Забегая наперед, стоит сказать, что в Библии нет ни одного слова, которое могло бы хотя бы отдаленно поддержать революцию как явление.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч, он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое!» (Рим.13:1-4). Эта цитата апостола Павла к римлянам красноречиво свидетельствует о том, как христианин должен относиться к поставленной над ним власти.

Неоднократно доводилось слышать такие слова: «Имеем ту власть, которую заслужили». Нужно признать, что эта народная мудрость имеет под собой веское основание. Мало кто из участников революции 2014-го года сейчас признается себе и окружающим в том, что «Майдан» был ошибкой. Хотя очевидная разница между предыдущей и нынешней властью и народное недовольство последними является ярким тому подтверждением. Ради справедливости надо признать, что причин протестовать против новой власти теперь гораздо больше, чем в 2014-м.

Стратегические ошибки действующей власти на внешне-и внутриполитических поприщах являются в значительной степени следствием революции и упорно напоминают состояние Израильского царства до разделения. «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше! Отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами...» (2 Пар. 10:11). Эти слова Ровоама – сына царя Соломона, имеют зеркальную схожесть с тем, что происходит сейчас в Украине.

Так же, как и тогда, этим событиям предшествовали недовольства действующей властью в лице царя Соломона. Так же, как и в Украине, эти действия Ровоама привели к разделению Израильского царства на собственно Израильское и Иудейское. Только в украинской реальности мы потеряли Крым и Донбасс. Есть повод думать, что все это происходит потому, что люди восстали против той власти, которую они заслуживали, и которая, нравилась она им или нет, но была «... от Бога» (Рим. 13:1).

Более того, Священное Писание открыто призывает к тому, чтобы христиане молились за любую власть: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1Тим 2:1-3).

Аналогичную мысль высказывает апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:13-17). Стоит отметить, что эти слова были адресованы христианам, которые жили в, мягко говоря, неблагоприятной для Церкви среде. Несмотря на откровенную ненависть и гонения, христиан учили покорности к власти.

Обращаясь к Библейской истории, также заслуживает внимания эпизод разрушения Иерусалима, описанный в книге Пророка Иеремии. Ужасные последствия, которые постигли иудеев в те времена, были результатом восстания против оккупационной власти, которую Господь послал не ради глумления над богоизбранным народом, но для вразумления и исправления в вере.

История же светская свидетельствует о том, что ни одна революция, которая имела место в той или иной стране, не принесла желаемых результатов. Примером являются десятки стран Африканского континента и Латинской Америки, где умело были запущены механизмы революций, которые переросли в десятки лет гражданских войн, голода и необоснованных жертв.

В определенной степени положительным примером является советский период в истории стран восточноевропейского контингента и небывалый всплеск религиозности после падения Союза. Этот период в истории, который также начался с революции и гражданского противостояния, переросший в войну, опустошение и фактическое осознание необходимости покаяния, напоминает библейский Вавилонский плен, в котором иудеи находились длительное время также за свои грехи.

Таким образом, Библия, как источник неиссякаемой мудрости Богопознания, доказывает, что христианству не свойственны восстания и революции. На примере Ветхого Завета становится ясно, что подобная поведенческая модель является вообще утопичной и приводит лишь к увеличению проблем политического и социального характера. Собственно, в этом убедились миллионы украинцев, которые уже не первый год в полной мере ощущают те «блага», которые принесла «Революция достоинства».

Кто и для чего ищет Бога на «Майдане»

Необязательно быть великим аналитиком, чтобы понять, что конференция «Бог на Майдане», которую организовывают в УКУ, однозначно одобрит революцию и участие в ней христианских конфессий. Но кому это нужно? Для чего?

Представители католического и униатского духовенства неоднократно, кулуарно и публично, не слишком положительно отзывались о событиях 2014-го года, понимая, что как раз таки христианского духа в нем слишком мало. Еще тогда всем было понятно, что церкви должны были выступить инициаторами примирения, однако народ, который они выводили на «Майдан», этого не хотел. Поэтому представители отдельных украинских религиозных течений фактически стали соучастниками многих неприглядных вещей, который нам пришлось наблюдать несколько лет назад.

В призывах «майданных капелланов» тех времен не было даже намека на христианство. Со сцены на «Майдане» люди в одежде священника произносили небывалые «проповеди», исполненные злобы и ненависти не только к тем, кого теперь называют «преступной властью», но и тем, кто революции не поддержал. Но и не использовать этот момент было бы полной нелепицей. Поэтому униаты, вместе со всесторонней поддержкой революционных движений, начали проповедовать.

Вспомним, кто первый устанавливал на «Майдане» молитвенные палатки, кто раздавал Библии, четки для молитвы и другую церковную атрибутику? Кто «отпускал грехи» тем, кто разбивал головы представителям органов правопорядка? Кто отпевал первых погибших из «небесной сотни»? Все это делали греко-католики.

Революция, которая так и не принесла желаемых плодов, точно так же является их детищем, как и всех тех, кто сегодня находится у власти. Не исключено, что теперь в греко-католической среде понимают, что революция может обернуться против них. Именно поэтому «священники» в военной одежде отошли на задний план, а на «передовой» теперь трудятся богословы. Силы целого Католического Университета положены на то, чтобы оправдать участие греко-католической церкви в революции 2014-го года.

Именно из-за понимания того, что их действия во время «Майдана» не соответствовали ни одной из христианских идей, униаты пытаются найти Бога на «Майдане», мистифицируя и идеализируя «Революцию достоинства». По сути, говоря людям то, что они хотят услышать, греко-католические «миссионеры» в очередной раз умело используют общественно-политическую ситуацию, пользуясь удачным опытом 16-го века.

Так был ли Бог на «Майдане»? В принципе, этот вопрос является риторическим и не требует ответа, ведь каждый сделал для себя те выводы, которые для него являются наиболее комфортными. А вот было ли место Богу на «Майдане»? Этот вопрос остается открытым. В конце концов, Бог порядка и «Бог» хаоса – существенно разные личности.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: