Украинская Церковь после Гаванской встречи. Камо грядеши?

Украинская Церковь после Гаванской встречи. Камо грядеши?

20/02/2016 962

12 февраля на Кубе состоялась первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского. Как и ожидалось, эта встреча вызвала мощный резонанс в мире и, в том числе, в Украине.

Вот только палитра эмоций в высказываниях украинцев по поводу этого исторического события представлена, в основном, исключительно тёмными тонами и резко отличается от воодушевлённых оценок остального мира.

УПЦ КП: «Нам, Українцям, Рим не папа, а Москва не мама»!

«Прикра помилка Папи Франциска», «Удар от Папы Римского в спину Украины», «Таке відчуття, що за нашими плечима хтось торгує нашими душами», «Зустріч у Гавані: дивна логіка, сумні та сумнівні результати» – такие заголовки заполонили украинские медиа ресурсы. Общий настрой части патриотически настроенных украинцев – разочарование и предательство.

Такие эмоции были вызваны тремя основными пунктами подписанной Главами Церквей Декларации, которые непосредственно касаются Украины.

Пункт 25, в котором зафиксировано признание ошибочности создания унии: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путём её отрыва от своей Церкви, не является путём к восстановлению единства».

Пункт 26, в котором стороны воздерживаются от политических оценок конфликта на Украине: «Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта».

Пункт 27, фактически демонстрирующий поддержку РКЦ единственной украинской канонической Православной Церкви – УПЦ – и предлагающий такие же рекомендации украинским Римо-Католической и Греко-Католической Церквям: «Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолён на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было ещё более очевидно».

Вполне закономерно, что часть украинского общества, которая воспринимает Церковь как часть патриотической политико-идеологической системы, оказалась глубоко разочарованной.

Ведь согласно этому мировоззрению, Россия (а значит РПЦ и УПЦ) – это воплощение всего тёмного и злого в этом мире, соответственно, Патриарх Кирилл – носитель этого зла. Запад (куда Украина так стремится), наоборот – всё самое светлое и доброе, а Папа Франциск – олицетворение этого света. И вот, вместо того, чтобы Свету сражаться с Тьмой и доблестно победить, или хотя бы его обличить, стороны вдруг договариваются, обнимаются и, к тому же подписывают, общие документы, в которых представитель Света коварно предаёт своих верных украинских сателлитов.

Сейчас модно использовать выражение «когнитивный диссонанс». Википедия трактует его как «состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций». Согласитесь, это выражение очень точно описывает внутреннее состояние представителей той части украинского общества, которая называет себя патриотами. Вполне объяснимо, что люди, принявшие для себя такое мировоззрение, оказались в растерянности. И первая реакция на информацию, которая не согласуется с их внутренним миром – отторжение.

«Безперечно, цей текст викликав глибоке розчарування серед багатьох вірних нашої Церкви та й просто небайдужих громадян України, – эмоционально комментирует глава УГКЦ итоговое заявление, подписанное на встрече в Гаване. – Саме слово «конфлікт» тут є темним (из п. 27 Декларации) і радше схиляє читача думати про те, що в нас є «громадянський конфлікт», а не зовнішня агресія сусідньої держави».

Правда, при этом Блаженнейший Святослав не упоминает, что нынешняя позиция Папы Франциска относительно конфликта на Востоке Украины никак не может быть неожиданной, поскольку глава РКЦ уже неоднократно характеризовал его как «братоубийственную войну».

Однако если заявления представителей УГКЦ всё же достаточно сдержаны, что объяснимо их подчинением Римской Церкви, то риторика радикальных политиков, а также представителей УПЦ КП, не сдержана ничем. Более того, последние, по сути, призывают греко-католиков стать церковными сепаратистами и разорвать отношения с Ватиканом, чтобы впоследствии вместе организовать Поместную Церковь. В частности, заместитель главы информационного отдела УПЦ КП Андрей Ковалев заявляет: «Зустріч Кіріла і Франциска мені особисто ще раз довела, – Москва нам не мати, але і Ватикан не батько!». Такую же позицию публично озвучил и один из самых радикальных националистов среди священнослужителей УПЦ КП протоиерей Сергей Ткачук. Таким образом, Киевский Патриархат недвусмысленно предложил УГКЦ отказаться от статуса каноничной Церкви и стать такими же схизматиками, как и они сами.

001-2.jpg

Такие заявления были немедленно подхвачены и украинскими радикальными политиками, чей авторитет зиждется на националистической идеологии. Представители Радикальной партии 16 февраля заявили: «Ні Москва, ні Рим не повинні керувати церквою в Україні. Влада має всебічно сприяти… добровільному об’єднанню в Єдиній Помісній Українській Церкві з власним незалежним духовним центром у Києві».

Вот только такая реакция патриотических сил, вполне уместная в отстаивании геополитических интересов страны, едва ли разумна в решении деликатных вопросов Церкви, которая живёт по своим, совершенно особым законам.

Вполне объяснимо, что «у кого что болит, тот о том и говорит», но, возможно, нашим патриотам стоит отвлечься от своих мнимых обид и посмотреть на проблему шире? Ведь по прочтении комментариев некоторых публичных персон, создаётся устойчивое ощущение, что Главы крупнейших христианских Церквей в Гаване провели первую в своей истории встречу исключительно для того, чтобы обидеть греко-католиков и унизить УПЦ КП! А между тем, кроме обсуждаемых украинцами 25-27 пунктов гаванской Декларации были и множество других, глобальных тем, и среди них – вполне реальная угроза дальнейшему существованию всего христианства!

Исламская угроза

Слово «геноцид», которое для нас созвучно, скорее, с тиранией фашизма и сталинизма середины прошлого века, вполне можно употребить в отношении сегодняшнего положения христиан на Ближнем Востоке.

В пункте 8 Гаванской Декларации есть такие слова: «Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сёстры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению».

002.jpg

Достаточно привести сухие цифры: десять лет назад в Ираке, например, проживало 1,5 миллиона христиан — сегодня осталось лишь 150 тысяч. По данным организации «Open Doors» каждый месяц в мире за веру гибнет 322 христианина, уничтожается 214 церквей и христианских зданий, против христиан совершается 772 различных формы насилия. И в подавляющем количестве таких случаев агрессия, направленная против христиан, исходит от представителей радикальных течений ислама, на сегодняшний момент – международной исламистской организации ИГИЛ. Сейчас эти преследования охватили Ближний Восток, но значит ли это, что европейцы (а мы привыкли себя к ним причислять) могут чувствовать себя в безопасности?

В 2005 году появился роман-антиутопия Елены Чудиновой "Мечеть парижской Богоматери". В нём автор описывает недалёкое будущее Европы (действие происходит в 2048 году), власть в которой захватили мусульманские иммигранты и установили господство исламской религии. Христианские храмы или осквернены, или уничтожены, или переоборудованы в мечети, христианская Церковь, как в древние времена, преследуется и прячется в катакомбах.

003.jpg

Книга получила скандальную известность, а Чудинову обвинили в ксенофобии, неполиткорректности, её прогнозы названы нереалистичными. Однако прошло совсем немного времени, и эта нереальность оказалась под большим вопросом. По данным издания Daily Mail за прошедший 2015 год в Европу прибыло 1,8 миллиона мигрантов преимущественно из мусульманских стран. Ещё 3 миллиона по прогнозам статистиков прибудут до 2017. Согласно данным исследовательского центра Pew Research Center количество мусульман в Европейском Союзе по состоянию на осень 2015 года – более 19 миллионов человек, и в ближайшее время из-за мощного притока иммигрантов оно существенно возрастёт. Известный общественный деятель и проповедник Амр Халед считает, что уже через 20 лет мусульмане станут большинством в Европе и получат право принимать политические и другие государственно-важные решения. А к 2070 году, по данным Американского научно-исследовательского центра Pew Research Center, количество мусульман превысит количество христиан на всей планете.

Упадок христианства в Европе 

И проблема даже не в том, что статистические данные указывают на неминуемую исламизацию Европы, а в том, что уже сейчас традиционное для европейцев христианство там стремительно вымирает. Известный австралийский апологет католицизма Раймонд де Суза, директор программы Human Life International, заявляет: «Европа в культурном плане исламизируется. Мир в целом и Запад в частности переживает трагический процесс дехристианизации. Христианские принципы, ценности, институты исчезают из общественной, экономической, политической, правовой, образовательной структур. Где-то открыто, где-то исподтишка этот процесс опустошил Европу и примыкающие к ней страны».

В пункте 16 Гаванской Декларации говорится: «Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией».

И этот пункт документа точно не является формальным. За последние годы мы можем наблюдать массовое закрытие христианских храмов, которые впоследствии используют под концертные залы, библиотеки и даже рестораны. Христианство изгоняется из школ, государственных учреждений и постепенно вытесняется из общественной жизни. Более того, все чаще можно наблюдать случаи, которые вполне можно назвать преследованием за религиозные убеждения.

004.jpg

Март 2010-го. Верховный суд Великобритании отверг апелляцию мисс Лейдел из городка Islington, сотрудницы местного бюро регистрации браков, рождений и смертей. Мисс Лейдел просила не принуждать её регистрировать гей-браки, поскольку это идёт вразрез с её христианскими убеждениями, а в бюро достаточно сотрудников-атеистов. Руководство бюро пригрозило ей увольнением. Мисс Лейдел обратилась в суд, который счёл её претензии несущественными.

Февраль 2010-го. Нидерланды. Скандал в городке Reusel. Во время традиционного карнавала группа гомосексуалистов ворвалась в церковь, где проводилось воскресное богослужение, и потребовала святого причастия. Священник заявил, что согласно религиозным правилам, он не может их причастить. Гей-активисты подали заявление в полицию, и священник был немедленно вызван в участок для дачи показаний.

005.jpg

В 2012 году в Великобритании двум женщинам – стюардессе и медсестре – запретили носить нательный крест и отстранили от работы, когда они отказались его снять.

В тоже время европейские власти предоставляют неслыханные привилегии мусульманам, называя это толерантностью.

Министерство образования Великобритании решило в этом году перенести традиционные экзамены, которые в конце учебного года сдают старшеклассники, по требованию местных мусульман – священный для них месяц Рамадан в 2016 году начинается как раз в экзаменационную пору. И многие не хотят совмещать сессию с постом.

А в 2013 году в Лондоне даже появились «шариатские патрули», контролирующие длину юбок местных жительниц, употребление мужчинами спиртных напитков, а также того, чтобы неверные держались дистанции от мечетей, кстати, переоборудованных из пустующих католических и англиканских храмов.

Руководители стран Европы открыто пропагандируют несовместимые с христианством гомосексуальные отношения, при этом кощунственно пытаясь внедрить их в жизнь Церкви. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон даже выступил за идею разрешить однополым парам венчаться в храмах: «Я являюсь горячим сторонником брака, и я не хочу, чтобы геи исключались из этого великого общественного института. Для членов парламента это будет свободное голосование, хотя лично я буду голосовать за». Многим также запомнилось прошлогоднее выступление госсекретаря США Джона Керри, комментирующего решение Верховного суда США о легализации в этой стране однополых браков: «Решение суда посылает ясный сигнал во все части света: никакой закон, основанный на дискриминации, не устоит перед волной справедливости». Также он напомнил, что ранее США учредили пост специального представителя по правам представителей ЛГБТ, который "каждый день борется за права этих людей, которых они заслуживают во всём мире".

Каким контрастом по сравнению с заявлениями представителей светской власти самых мощных государств Запада звучат слова двух Предстоятелей на тему брака (п. 20 Декларации): «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной… Мы сожалеем, что иные формы сожительства ныне уравниваются с этим союзом, а освящённые библейской традицией представления об отцовстве и материнстве как особом призвании мужчины и женщины в браке вытесняются из общественного сознания»!

Как видим, мир сейчас совсем не такой монополярный, как представляется нам, украинцам. Римская Церковь, которая всегда была основой и фундаментом Западной цивилизации, сейчас находится в откровенной оппозиции к современной Западной идеологии и ищет поддержку у Восточной Церкви, с которой на протяжении почти тысячелетней истории у неё были сложные отношения: «…мы воздаём благодарение Богу за беспрецедентное возрождение христианской веры, которое происходит ныне в России и во многих странах Восточной Европы… За четверть века здесь воздвигнуты десятки тысяч новых храмов, открыты сотни монастырей и богословских учебных заведений».

Украина стремится в Европу, рассчитывая получить там решение всех своих насущных проблем. Но тех православных украинцев, которые ставят стремление к духовному совершенствованию выше сытой и обеспеченной жизни, там не ждёт ничего хорошего ни сейчас, ни, если не произойдёт коренных изменений, впоследствии. И нам стоит задуматься о том, как прекратить между собой вражду и ненависть, ведь сохранённая чистая Православная вера в современном мире – настоящее сокровище. А радикальным украинским политическим силам, вывешивающим в храмах красно-черные и жёлто-голубые флаги, стоит прийти к простой мысли, что христианство, несмотря на регулярные и настойчивые попытки политиков использовать его в своих целях, не вписывается в прокрустово ложе национально-политического мировоззрения. Оно имеет совершенно иную, глубинную мистическую сущность. В посмертной жизни, к которой нас готовит Церковь, не важно ни то, сколько заборов ты раскрасил в национальные цвета, ни то, насколько сильно ты ненавидишь людей, не разделяющих твои убеждения. Там будут важны совсем иные ценности.

006.jpg

Творчество Клайва Стэйплза Льюиса известно украинцам в основном по голливудским экранизациям трёх книг из семитомника «Хроники Нарнии», который многие называют «Евангелием для детей». В последней части этого цикла – «Последней битве» – есть сцена, где герои повествования, переступая порог смерти, оказываются в новой реальности, символизирующей Царство Небесное. В этом эпизоде очень ярко описано будущее, которое ожидает людей, забывающих Евангельские слова: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея 6,21) и отдающих своё сердце не Богу, а земным идеям и страстям: «Аслан поднял голову и потряс гривой. Внезапно на коленях у гномов оказались роскошные яства: пироги, языки, голуби, трюфели, мороженое, а в правой руке у каждого бокал с отличным вином. И всё было бесполезно. Они начали жадно есть и пить, но было ясно – они не понимают, что у них в руках. Им казалось, будто они едят то, что можно найти в Хлеву. Один говорил, что пытается есть солому, другой – что нашёл кусок старой репы, а третий – что ест сырой капустный лист. Потом они подняли к губам золотые бокалы с красным вином и сказали: «Нравится ли вам пить грязную воду из того же корыта, что и осёл? Никогда не думали, что дойдём до такого». Вскоре каждому стало казаться, что другой нашёл что-то более вкусное; они начали драться и отнимать друг у друга куски и ссорились до тех пор, пока не завязалась настоящая драка, и вся изысканная еда была размазана по их лицам и одежде и растоптана под ногами. Наконец они сели, чтобы привести в порядок кровоточащие носы, и сказали:

– Во всяком случае, здесь нет Обманщика. Мы никому не позволим обманывать нас. Гномы для гномов.

– Вот видите, – промолвил Аслан, – они не позволяют нам помочь им. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма внутри них, и потому они в тюрьме. Они так боятся быть обманутыми, что не могут выйти из неё».

В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 31-33) сказано: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую».

Нам, украинцам, нужно уже сейчас решать – какую сторону выберем мы. Остаться посередине не получится.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: