Юродство – шах и мат диаволу за несколько шагов

Юродство – шах и мат диаволу за несколько шагов

01/02/2016 1563

Памяти Блаженной Ксении Петербургской посвящается

Замкнутый круг ложного покаяния.

Прежде, чем говорить о юродстве, давайте посмотрим на то, что некоторые называет «покаянием». Идет человек по прекрасному саду. Присел на выложенную мрамором дорожку. Нагадил кучку дерьма. Смел веничком, собрал аккуратно в черпачок, понес смотрителю сада. «Вот я нагадил, прости». Смотритель посмотрел, понюхал: «прощаю». Человек ушел гадить дальше. Опять собрал, опять принес показать. И так всю жизнь, по кругу.

Почему регулярный отчет о проделанной греховной работе называется у нас покаянием? Мы думаем, что придя на исповедь и подробно рассказав о нашем греховном калоизвержении, мы становимся лучше и ближе к Богу? И Бог уже не грозно, а снисходительно будет смотреть на ту кучу, которую мы наваляли в очередной раз?

Что же такое покаяние в истинном значении этого слова? Это перевод греч. Μετάνοια – «перемена ума». Термин, обозначающий глубочайшее внутреннее переосмысление ценностных ориентиров, и изменение направления вектора движения души. Что же это такое?

Гносеология мира (κόσμος).

Юродивый всей своей жизнью пишет на мониторе нашего мозга то, что увидел главный герой фильма «Матрица» на экране своего компьютера: «Нео, проснись, матрица имеет тебя».

Как мы знаем из Библии, потомки Каина создали Матрицу. Она называется цивилизацией. В ней есть правила игры. По ним положено жить. Ключевое слово – «положено». Человеку от самого рождения даются, и далее закрепляются, установки того, что есть «принято» и как «положено» в мире, к чему ты должен стремиться и как строить свою судьбу. Этот мир состоит из макро- и микро-условностей, начиная от глобальных – «как сделать жизнь успешной» – и заканчивая мелко регламентированными – «во что одеваться», «как себя вести», «какой иметь внешний вид» и прочь.

Конечно, чтобы одни и те же правила не приедались, мир меняет дизайн мелких деталей. Раньше были модны большие женские ягодицы, а теперь эту привилегию взяла на себя молочная железа. Носки обуви меняются с острых на тупые. Меняется покрой одежды, дизайн жилища, прически, игрушки для взрослых, но цивилизация остается одна и та же. Все эти условности ограждены красными флажками. За их пределом ты – выкидыш мира. Если не будешь следовать установкам, мир тебя осудит и будет презирать. А это страшно и стыдно! Цивилизация каинитов стояла и будет стоить на трех китах. Апостол Иоанн Богослов назвал их: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Условия игры.

Приходя в этот мир, мы сразу же начинаем играть в эту, навязанную нам, игру. Зачем мы нужны матрице? Все очень просто.

Человек приходит в мир с тем, что в Евангелии названо талантами. Это потенции нашей личности, которые связаны с нашими творческими способностями. Человек, попадая под условности жизни цивилизации каинитов, начинает жить «как все». Он продает свои таланты миру в обмен на его любовь. Мир ему говорит: «Cтань успешным!», «Будь сексуальным!», «Сделай карьеру!», «Заставь себя уважать!» и т.п.

Реализуя эти установки, душа начинает бродить соками этого мира. В результате этого брожения из нее начинают лезть страсти. Это и есть тот продукт, ради которого создавалась матрица цивилизации. Она своими испарениями от брожения грехов питает жизнь демонического мира. Вдыхая в себя смрад человеческих страстей, демоны получают энергию для своей жизни. Задача мира бесовского – сделать этот мир кормушкой для себя.

мир матрицы

Гносиология МИРА (εἰρήνη).

Но вот, в Матрице пробита дыра. Бог стал одним из нас, проложил Путь и предложил ему следовать. Этот Путь, с т.з. условностей цивилизации каинитов, сплошное безумие. Ну разве может «умный человек» назвать блаженными, т.е. счастливыми, «плачущих», «алчущих», «жаждущих»? Разве не безумие сказать: «горе вам богатые»? Какое же это горе? Богатство, как раз, и есть счастье, поэтому-то к нему все так стремятся. А вот то, что Он называет «счастьем», это и есть «горе»! Неужели это не очевидно?! Разве кто-нибудь из «нормальных» будет жить так, как велит Христос? Вся жизнь во Христе – это сплошное «безумие». Но есть те, которые все-таки пытаются не скользить по горизонтали мира, а лезть по узкой вертикали в горний мир.

Практика.

Но как мы это делаем? Кто-то думает, что вертикаль – это аккуратно собранное после себя дерьмо, предложенное на рассмотрение Богу на исповеди. Демонам такой вариант вполне подходит. Для них важно, чтобы мы и дальше продолжали испражняться (это их пища), а то, что мы об этом Богу отчитываемся – это для них цирк.

Есть люди, которые все же борются за то, чтобы кала было меньше, чтобы его консистенция менялась и запах был не таким вонючим. Их направление правильное, но оно будет успешным, если они перестанут есть те продукты, которые дает им мир. А это те же «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».

Человек в своей духовной борьбе, как канатоходец на веревке. Пытается балансировать между тем, что «принято», что «положено» в мире, чтобы «жить как все», и тем «как Бог велит». Это сложная стратегия. У самых ленивых при этом душа становится похожа на двуликого Януса. В Церкви, во время молитвы – они христиане; на работе, в быту – они «как все», т.е. в системе жизни матрицы.

Кто-то идет дальше и пытается слой за слоем, шаг за шагом, отделять себя от мира. Ему нужно успеть это сделать до тех пор, пока смерть за него это не сделала быстро и на все 100%.

Юродивый эти промежуточные фазы медленного отделения своего «Я» от «Мира» проходит быстро, в одном решительном изъявлении воли. Это не является чем-то сложным. Подвиг юродства в том, чтобы устоять в этом решении до конца. Если это удается, то постепенно воля такого человека утверждается в этом решении, и он, «заживо умирая», начинает постепенно «замертво оживать». Это наполняет его соками Вечной жизни и Благодати Божией. Юродивый может в самые короткие сроки пройти тот путь, на который нам может не хватить и всей жизни. Для него уже не существует того, что «принято», что «положено», он не смотрит, как мы, на зеркала людей, в которых он должен отражаться «красиво». Нет, все это для него уже умерло, как и он сам. Так юродивый получает полную и абсолютную свободу во Христе.

В китайской буддийской традиции Дзен есть путь, который называется «У-вэй» (無為). Суть пути – созерцательная пассивность. Буддисту придется жить без цели и без направленной деятельности. Когда его сознание перестает волноваться от шторма житейского моря и становится чистым, как зеркальная доска, в нем начинает отражаться Небо. Внешне этот путь похож на путь православных юродивых. Это также уход из рабства матрицы цивилизации, это отказ от условностей жизни мира. Но отличие его в том, что на этой зеркальной глади своего «Я» буддист остается один в мертвой звенящей тишине. У православного же юродивого есть карта и есть маяк. Это Слово Божие. И он, в отличии от буддиста, знает куда плыть и где его гавань. 

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: