Бедные тоже смеются: самая актуальная проповедь Христа

Бедные тоже смеются: самая актуальная проповедь Христа

07/10/2017 1411
Заповеди Блаженств мы слышим в храме многократно. Первое, что привлекает внимание, – это очевидное противоречие между словом «блаженный», т.е. в буквальном переводе «счастливый», и тем, что далее за этим словом следует. По логике Нагорной проповеди, оказывается, мы живем в одной из самых счастливых стран мира. Мы – нищие, скорбящие, алчущие, жаждущие, нередко гонимые… И если кто-то думает, что это горькая ирония, то я попытаюсь объяснить, что это не так.

Я вижу ежедневно у себя ни иконостасе самых счастливых людей во всем мире. Они выстояли свою тяжелую очередь за вселенским счастьем, и я точно знаю, что они «блаженные». Вот на меня смотрит с иконы старец Иосиф Исихаст. Глядя на место, в котором он жил, можно только удивиться: «а как тут вообще можно жить»? То же самое можно сказать и о его теле. «Я уже весь отравлен, тело мое и червям не понравится», – это цитата из его письма.

Холеные, лоснящиеся от жира и денег, самодовольные и самовлюбленные «звезды» этого мира выглядят с глянцевых обложек совершенно иначе. Но это издали. В книге Пола Джонсона «Интеллектуалы» детально и убедительно показано, что люди, которых мир превозносит, на самом деле жалкие, вульгарные ничтожества, которые мучаются прежде всего от самих себя. Вернее, от тех страстей, которые, как черви, едят их заживо.

Но то, что переживал старец Иосиф душой, еще будучи в теле, невозможно описать словами. Слезы счастья лились потоком из его глаз, а благодать так изобильно проистекала из его сердца, что это было ощутимо и очевидно всем, кто так или иначе соприкасался со старцем. Его духоносный ученик Ефрем Катунакский прошел по стопам своего старца, который неоднократно являлся ему во снах, утешая: «Душа моя, терпи». Но жизнь этого святого человека была жалкая, нищая, и… исполненная преизобильно Божественных откровенияй и тайн. Если бы я и завидовал, то по-доброму этим двум старцам, а не тем, кто имеет возможность купить недвижимость на острове Бали.

Тема вечного воздаяния, конвертации временного в вечное сегодня не в тренде. Люди пытаются строить вавилонскую башню до небес, вместо того чтобы сооружать лестницу на Небо. Но Тот Единственный, который сошел с Неба, Господь Иисус Христос, знал, о чем говорил. Он знал, что дары Царства Божия в бесконечное количество раз перевесят ту чашу страданий, которую человек выпьет на Земле. То, что Спаситель сказал в заповедях блаженств, было не сколько обещанием, сколько объективной констатацией факта: плачущие действительно будут утешены, кроткие наследуют землю, алчущие насытятся, чистые сердцем узрят Бога.

Но люди в это не верят. Они этого не хотят даже знать. Большинство из нас живут в полсилы, тянутся к выпивке, блуду, греховному наслаждению. Мы похожи на людей, которым предлагают поехать отдыхать на самые красивые курорты мира, а они упираются что есть мочи и убегают в темный повал нюхать клей и играть с червями. Плата за ВЕЧНЫЙ «курорт» копеечная. Одна коротенькая, но достойно прожитая жизнь.

Если написать блаженства наоборот, с точки зрения этого мира, то они будут выглядеть примерно так:

«Блаженны наглые и пробивные, ибо они наследуют финансы».

«Блаженные живущие бессовестно, потому что их ничего не будет беспокоить».

«Блаженны богатые, ибо они смогут ни в чем себе не отказывать».

И далее: «Горе вам, бедные, потому что вас все время будут унижать и презирать», «Горе вам, живущие по совести, потому что у вас везде будут проблемы»… «Американская мечта» – это когда ты приходишь к такому результату, что можешь себе позволить не делать ничего из того, что ты не хочешь делать, и делать все из того, что хочешь. А стоя на похоронах возле такого человека, можно о нем с гордостью сказать: «Он умер, набрав максимум очков».

Но, судя по Нагорной проповеди, «американская мечта» – это не то, чего от нас хочет Бог. Он видит наш мир совершенно иначе. Похоже, что Бог готовит триумф слабых и полное поражение сильных этого мира. У некоторых инославных богословов я встречал такой термин – «Божественное предпочтение бедным». Думаю, он имеет право на существование.

Но почему так? Почему люди униженные, нищие, алчущие, изгнанные попадают в льготную категорию у Бога? Все очень просто. У них есть очевидные преимущества. Они знают, что не имеют ни на кого надежды, кроме Бога, они зависят только от Бога, у них нет ложного комплекса важности и значимости своей персоны, и, самое главное, для них Евангелие – это и в самом деле добрая весть, а не укор или угроза.

Кому-то может показаться, что Бог предпочитает видеть человека страдающим, а не счастливым. Все как раз наоборот. Бог единственный, кто может дать нам настоящее счастье и кто хочет это сделать. Старец Симеон Афонский сказал удивительные слова, совершено непонятные для «земных» людей: «Жизнь – это не последовательность событий, связанных с нами, а последовательность духовных состояний, которые вызывают это событие. Тот, кто привязан к этой жизни, не верует во Христа. Тот, кто привязан к этому миру, не верует в Царство Божие. Тот, кто пристрастен к своему уму, не верует в благодать. Но отрекшийся от эгоизма беспрепятственно обретает веру и Спасение. Непреходящая суть этой жизни – разочарование. Непреходящая суть отречения от нее – нескончаемая духовная радость. Чем раньше отречешься от мира, тем ближе душа к духовному выздоровлению. Чем решительнее твое отречение, тем больше избавление от скорбей. Отдели сердце от мира – это и есть отречение. Все остальное Бог восполнит Сам. Мир сам по себе – никакой, потому что, когда мы со Христом, – он прекрасен, а если мы с помыслами, – он пуст и безприютен для нашей души».

В этом вся соль Нагорной проповеди. И даже то, что любой человек, как богатый, так и бедный, неизбежно встречает в своей жизни страдания, приобретает новый, спасительный смысл в контексте сказанной Христом Нагорной проповеди.

Монахиня Серафима, любимое чадо Параскевы Дивеевской, умирала очень мучительно от рака. Боль была такая, что она кричала и каталась по полу. Когда матушка Серафима умерла и сестры стояли возле нее смущенные, блаженная Параскева, посмотрев куда-то вдаль, сказала: «У нее аж три венца».

У старца Иосифа Исихаста был ученик Иоанникий, ничем не примечательный, кроме одной добродетели – безропотного послушания старцу. Преподобный Иосиф как-то увидел сон, в котором был прекрасный дворец. «А чей это дом?» – спросил он. «Был твой, а теперь его отдали задаром Иоанникию». Через время ученик заболел. Умирал он от туберкулеза очень тяжело. Просил старца, чтобы тот помолился и Бог забрал его. Но Иосиф говорил: «потерпи немного, чтобы венец, уготованный тебе от Христа, был более сияющий». «Ах, отец, умереть бы поскорее, очень больно. Может, пускай венец будет не таким уж ярким». Незадолго до смерти Иоанникий увидел у себя возле постели Богородицу. «Когда меня Бог заберет?» – спросил он. «Когда Ему будет угодно», – ответила Матерь Божия. После смерти Иоанникия старец Иосиф увидел, как душу ученика уносят вверх светлые ангелы. «В добрый путь, дитя, молись о нас», – сказал он ему на прощание.

Все это происходило не сотни лет назад, а в наши дни. Живы ученики Иосифа, живы свидетели тех откровений, которые они от него слышали. Может, это возможно только тем, кто полностью ушел от мира и посвятил себя служению Богу?

Нет, и это не так. У старца Иосифа был любимый ученик Ефрем Катунанский. Его мать имела троих детей, жила в миру. Когда она умерла, то вся постель, на которой она лежала, пропахла запахом мира. Смерть наступила в Великую Пятницу, и запах от ее тела, которое лежало в храме, был намного сильнее, чем запах от обильно намащенной благовониями плащаницы. Отец Ефрем признавался: «Я даже некоторым образом согрешил завистью. Каюсь в этом. Простая женщина, деревенская, безграмотная, и чего достигла! Когда молился о ней, то получал, а не отдавал, переполнялся от радости. Видел мать, идущую ко Христу, который ей говорил: "добро пожаловать Мария, добро пожаловать". Мы здесь годами трудимся, чтобы достичь такого состояния». Самое удивительное, что эта простая смиренная молитвенница стала по духовному уровню на ту же ступень, что и величайший подвижник наших дней – старец Иосиф Исихаст. Это тоже было дано старцу Ефрему в откровении.

Нагорная проповедь указывает лишь на разные варианты дверей, через которые можно войти в мир Бога. Воспользуемся мы ими, или нет, дело нашего свободного выбора. Но пока стоит этот мир, двери остаются открытыми.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Похожие материалы (по тегу)

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: