Богоявление Любви

19/01/2016 405

«Днесь небесе и земли Творец 

приходит плотию на Иордан

 крещения прося, безгрешный,

 да очистит мир от лести вражия»

(Служба Святому Богоявлению)


Кто из нас не слышал выражение «крещенские морозы»? О, несчастные, живущие в теплых странах!.. Не узнать им прелести крещенских окунаний в прорубь при -30!.. Не слышать им хруст снега под босыми ногами, не испускать им густой пар изо рта и не растереться настойкой после купаний...

Отведя взор от краснощекой толпы и взглянув на звездное небо, которое, как ни крути, было таким же непонятным и две тысячи лет назад, задумаемся, к этому ли сводиться смысл праздника Крещения Господня? В народных ли традициях моржевания, колядках, крестиках над входом в дом и курятник, бидонах воды и других привычках и традициях состоит суть Крещенских торжеств?

19 января православные люди празднуют поистине эпохальное событие для всего человечества, для всей мировой истории – Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление.

Что же значило крещение до прихода в мир Спасителя? «В те времена, объясняет протоиерей Олег Стеняев, такой обряд (крещения водой) совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними и, чтобы очистится, их надо было погружать в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них все в порядке, что они живут по закону Бога и никакого нечестия у них нету. Поэтому такое его поведение — это был вызов тогдашним религиозным лидерам, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнем».

Пророк и Предтеча Господень Иоанн крестил в реке Иордан всех тех, каялся и исповедовался, то есть открыто объявлял свои грехи. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. Греческое слово bаptizо, которое мы переводим по-русски как крещу, буквально означает «погружаю». Крещение Иоанново не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

О Крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей (Мф. 3:1 17), Марк (Мк. 1:1-11), Лука (Лк. 3:1 22) и Иоанн (Ин. 1:15 33).

Когда Христу исполнилось тридцать лет, Он получил право, согласно еврейским законам, учить народ и называться «рабби» — наставником. В этом возрасте Господь и выходит на Свою евангельскую проповедь. И начинает Он ее со святого крещения от Иоанна Предтечи.

На берегу реки Иордан Господь приблизился ко крестившему людей Иоанну. Поняв, Кто перед ним, Креститель сказал Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». На что Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Правдой Иисус называет волю Божию. Воля Божия состоит в том, чтобы все, желающие войти в Царствие Небесное, вошли туда через врата Крещения. «Иисус Христос, будучи родоначальником нового возрожденного Им человечества, должен был первым войти в основываемое Им Царство, открыть людям путь к спасению и научить их исполнять волю Божию» толкует епископ Александр (Милеант).

Причину и значение крещения безгрешного Христа объясняет сам Иоанн Креститель: «Я для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю», иными словами, чтобы при Крещении было обнаружено, открыто людям, кто такой Иисус из Назарета.

Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Нельзя познать и принять Бога прежде, чем Он Сам не явиться, не откроется нам.

В Богоявлении выражается желание Бога быть со своим творением, Его любовь к нам грешным, Его благоволение. Бог воплотился и явился людям весь без остатка. От каждого из нас зависит, насколько сможем принять, вместить Его в свое верующее и любящее сердце. Православная вера начинается со встречи Христа, явившего в Своем Крещении Бога-Троицу – Отца, Сына и Духа Святого.

Верно следуя догматическому учению Матери Церкви, мы веруем в Пресвятую Троицу. Не в трех богов, но в единого Бога. Бог един по существу и троичен в Лицах. Единый Бог есть Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим на уровне рассудка, которому учение о Пресвятой Троице представляется противоречивым. Блаженной памяти отец Павел Флоренский говорил о троичном догмате как о кресте для человеческой мысли. Для того чтобы принять этот догмат, человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все в мире познать и рационально объяснить, опираясь лишь на собственные естественные силы.

Иными словами, для того чтобы принять этот догмат, человеку необходимо отвергнуться от своего разумения, смириться и принять разумение Церкви. Это значит, что тайна Пресвятой Троицы постигается, причем всегда отчасти, только в опирающемся Богооткровенном опыте духовной жизни. И опыт этот необходимо сопряжен с аскетическим подвигом. Поэтому никакая философия и не смогла подняться до учения о Боге-Троице. Говоря словами святителя Афанасия Великого, учение о Троице «прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры».

В Ветхом Завете откровение о Троице не было выражено с полной ясностью. Святитель Григорий Богослов так объясняет это: «Небезопасно было прежде, нежели исповедано Отца, ясно проповедыватъ Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять божество нас проповедью о Духе Святом... надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями».

Кроме того изначальное сообщение древним евреям полного учения о Пресвятой Троице не было бы полезно, так как оно могло быть воспринято как возвращение к многобожию и искусить их.

При этом в тексте Ветхого Завета обнаруживается достаточное количество прикровенных свидетельств и указаний на множественность и/или троичность Лиц единого Бога.

Только с вочеловечением и воплощением Сына Божия человечество сподобилось явления всех ипостасей Пресвятой Троицы.

Обрезание Господне, которое мы праздновали совсем недавно, является дверью между Ветхим и Новым Заветами. Телесное обрезание Богомладенца Христа знаменует духовное обрезание христиан в Новозаветной Церкви. Христос был обрезан в младенчестве, чтобы исполнить и завершить ветхозаветный закон.

Позже, уже зрелом тридцатилетнем возрасте, Он принимает крещение от последнего пророка Господня Иоанна, чтобы дать начало новозаветной благодати и истине.

Благодаря этому Крещению мы получили возможность не только очищаться от грехов, но Святым Духом облекаться в Самого Господа Иисуса Христа. Погружение Спасителя в воды Иордана в момент крещения сделало этот символический ветхозаветный обряд благодатным, исцеляющим, возрождающим, обновляющим, преображающим, первоначальным христианским Таинством. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27).

Если при Обрезании Христос, прежде всего, явил себя как человека и был назван человеческим именем Иисус, то в день Крещения Он, главным образом, явил Себя как Сына Божия, единосущного Отцу и Духу. Благодаря Крещению Господню была ясно явлена Троица единосущная и нераздельная, три Лица, три Имени единого Бога – Отец, Сын и Дух Святой.

Первым, что сделал Господь после Крещения, выйдя из воды, была молитва. В ней Он, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его спасительного крестного служения среди людей. Когда Иисус еще молился, внезапно раскрылось небо, и оттуда на Него спустился Дух Святой в виде белого голубя. Одновременно с неба послышался голос Бога-Отца, говорившего: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так свершилось Богоявление!

В Крещении Господнем, с одной стороны, было установлено Таинство Крещения, благодаря которому верующие входят в Церковь, становятся живыми членами Тела Христова, с другой, был явлен Бог-Троица во всей доступной человеку полноте. Таким образом, было явлено нераздельное единство Бога и Церкви, единство, которое созидается молитвой, Крещением и другими Богоустановленными Таинствами. Нельзя верить в триединого Бога и не верить в Его Церковь. Нельзя верить в Бога и Церковь и не молиться. Нельзя молиться и не прибегать к Таинствам Церкви. Не может быть бесцерковного христианства. Все, кто называет себя нецерковными христианами, не христиане.

Когда мы исповедуем, что Бог есть Троица, и вслед за Сыном Грома утверждаем, что Бог есть Любовь, мы говорим одно и то же. Бог есть триединая Любовь Отца, Сына и Святого Духа. Любовь есть всесовершенное единение любящих, благодаря их всецелой самоотдаче друг другу, их жизни друг ради друга. Не может быть любви без тех, кто любит, и без связи между ними, без жертвенного отношения друг к другу.

«Любовь долготерпит, милосердствует, благовествует апостол Павел, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:4 8).

Именно такая Любовь явлена нам в Господе и Спасе нашем Иисусе Христе! Эта Любовь есть Путь, Истина и Жизнь. С ней не может ничто сравниться. Ничто ей не может противостоять.

Итак, самое важное в праздновании Крещения Господня – это любовь к Богу и ближнему, любовь, которая не возможна без веры в новозаветное Откровение Божие, без Его автора Богочеловека Иисуса Христа, без молитвы, без Таинства Крещения, без Единой, Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: