Доплясаться до небес: как католики-хар ...

Доплясаться до небес: как католики-харизматы «зажигают» в Украине

05/10/2017 2001
30 сентября в Хмельницком прошла уже девятая католическая харизматическая конференция под названием «Огонь», или на европеизированный манер – «Файер». Миряне и духовенство, монахи и теологи рассказывали о «Святом Духе» и о том, как он действует в их жизни.

Это действо повторяется из года в год и собирает сотни людей. Кульминацией всего является вечерняя «огненная молитва», во время которой участники призывают «Святого Духа» и «огненно» прославляют Бога. Происходит это все под современную ритмичную музыку с песнями, танцами и эмоционально-сентиментальным выкрикиванием этих самых «огненных» молитв. Что стоит за всем этим? И как эти радения согласуются с учением Православной Церкви?

fire.jpg

fire2.jpg


Перед нами не что иное как проявление харизматического движения, которое зародилось в 1960 году в недрах протестантской Епископальной Церкви и очень быстро распространилось на другие протестантские деноминации, а также на Католическую Церковь. Основная идея харизматиков заключается в том, чтобы показать воочию, как действует «Святой Дух»: дарами исцеления, пророчества, различных чудотворений и глоссолалий (говорений на языках). При этом сторонники движения ссылаются на Послание к Коринфянам святого апостола Павла: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:7-10).

3 апреля 1960 года священник Епископальной Церкви Дэннис Беннетт во всеуслышание объявил, что он был крещен «Святым Духом» и теперь может говорить на иных языках. Под иными языками подразумевались не французский, испанский и т.д., а бессвязная речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, различных звуков, имитирующих иностранные языки. Обычно подобное происходит в состоянии транса, под действием психотропных веществ или же при психических заболеваниях. Именно так и восприняла это церковная община святого Марка в Калифорнии, перед которой был устроен этот первый харизматический перформанс. В результате Дэннису Беннетту предложили уйти в отставку и не смущать (или не смешить) народ.

Несмотря на эту неудачу, харизматическими проявлениями стали интересоваться другие протестантские общины, затем католики, и вскоре возникло целое внеконфессиональное харизматическое движение, а изгнанный из своей общины Беннетт приобрел миллионы сторонников. Внеконфессиональность движения проявлялась в том, что к действиям «духа» могли приобщаться общины, принадлежащие к самым разным конфессиям, верованиям и толкам. Еще до Беннетта, где-то в начале XX века, в США возникло пятидесятничество, одно из протестантских направлений, последователи которого были убеждены в том, что дары «Святого Духа» должны проявляться видимым образом в форме различных чудес, исцелений и, главным образом, глоссолалий, которые легче всего воспроизвести. Но до 1960 года эти религиозные практики оставались в рамках пятидесятнических общин. А вот с «крещением» Дэниса Беннетта эта практика стала распространяться по всему западному христианскому миру. Причем харизматы пошли гораздо дальше пятидесятников.

Если в понимании пятидесятников «рождение свыше» происходит через какое-никакое осознание грехов, покаяние и просвещение, то есть требуется хоть какая-то духовная работа над собой, то у харизматов все по-другому. «Рождение свыше» рассматривается как чистая эмоция, чисто внешнее проявление. То, что харизматы называют «покаянием», происходит не от внутреннего перерождения человека, а от различных физических действий: танцев, песен, криков, показательных исцелений и т.п. Все это сопровождается ритмичной музыкой и всеобщим экстазом. Естественно, что более легкий способ получения «даров духа» по сравнению с пятидесятниками стал привлекать к харизматам намного больше сторонников. Их собрания, как правило, намного более многолюдны, чем у пятидесятников, и сопровождаются такими действиями, которые они сами называют «святой смех», «танцы в духе» и даже «падение под действием Святого Духа».

fire3.jpg


Яркая эмоциональная окраска этих радений, использование в «богослужениях» диско- и рок-музыки и, выражаясь современным языком, «драйв», привлекают к харизматическим общинам миллионы людей, причем как в протестантских деноминациях, так и в католицизме.

Вот свидетельство о переживании «крещения духом» одного протестанта: «При "крещении" я стал смеяться... Я просто хотел смеяться, как это бывает, когда вам так хорошо, что об этом невозможно говорить... Я держался за бока и смеялся, пока не согнулся вдвое».

А вот католика: «Ощущение присутствия и любви Бога было так сильно, что я припоминаю, как сидел полчаса в церкви и просто смеялся от радости, что Бог меня любит».

Универсальность «действий духа» в различных конфессиях является еще одним элементом, привлекающим к движению все больше сторонников. То есть можно быть харизматом, получать «драйв» на «богослужениях» и при этом оставаться сторонником своей Церкви. Лютеранский пастор-харизматик Кларенс Финсаас пишет: «Многие удивлены, что Святой Дух может посещать также и разные ответвления исторической Церкви... независимо от того, опирается ли доктрина этой Церкви на кальвинистские или армянские традиции, это ничего не значит, и тем доказывается, что Бог превыше наших верований и что ни одно вероисповедание не пользуется монопольным правом на Него».

Однако способ различными движениями под ритмическую музыку или пение вводить себя в состояние экзальтации далеко не нов, и не харизматы его придумали. В середине XIX века в Российской империи существовала секта прыгунов, практиковавшая подобное. Вот как описывали типичное радение этой секты: «Через некоторое время после начала молений пророк предлагал собравшимся помолиться о грехах людей, не принявших "истинной" веры (то есть не вступивших в секту прыгунов), после чего собравшиеся падали ниц на землю и начинали "плакать". После окончания пения псалмов собравшиеся прыгуны совершали "выход на круг", заключавшийся в том, что один из них выходил и вставал к пророку, кланялся ему в пояс или в ноги, целовал его и вставал рядом. Точно так же по очереди поступали все присутствовавшие, вставая так, чтобы каждый из прыгунов мог кланяться и целоваться с остальными. После пения псалмов прыгуны приступали к пению особых песен-молитв, называемых ими "чистыми". Пророк запевал молитву, остальные адепты подпевали. Во время пения этих песен-стихов пророк начинал подготавливать себя к "снисхождению Святого Духа". Во время пения стихов на пророка "находил дух". В начале пения пророк начинал потихоньку топать ногами и приглаживать волосы на голове, распаляясь и раскачиваясь в процессе все больше и больше, пока не достигал полного экстаза и не пускался в пляс по комнате. Через некоторое время пророк подбегал к одной из пророчиц и опускал руки ей на плечи, "передавая" таким образом "духа" ей. Пророчица, в свою очередь, также пускалась в пляс, вовлекая, в свою очередь, следующих адептов, пока все присутствующие не начинали прыгать и скакать по комнате. Некоторые адепты распаляли себя до состояния пены изо рта и конвульсий. Во время пляски пророк бормотал непонятные слова, воспринимаемые окружающими, как "откровения духа"».

Радения прыгунов продолжались по пять и более часов.

fire4.jpg


До Революции 1917 года секта прыгунов насчитывала около миллиона адептов.

Но и не прыгуны придумали подобные практики. Озарение, просветление, «крещение духом» и так далее прекрасно известны с давних времен в самых примитивных языческих верованиях. Вот, например, как описывает свою «инициацию» один эскимосский шаман: «Я иногда начинал плакать и горько рыдал, сам не зная почему. Потом без всякой причины все внезапно изменилось, и я почувствовал великую, неизъяснимую радость, настолько могучую, что я не мог ее сдержать, и у меня из горла рвалась песнь, великая песнь, в которой было место только для одного слова: "радость", "радость"! И я был вынужден петь во весь голос. И вот в разгаре этого таинственного и всеповторяющегося восторга я стал шаманом... Я стал видеть и слышать совершенно по-другому. Я достиг своего озарения... и не только я сам мог видеть сквозь мрак жизни, но тот же самый яркий свет светил и от меня... и все духи земли, неба и моря собрались во мне и стали моими духами-помощниками».

Стоит ли говорить, что эти «духи помощники» являются не кем иным, как бесами. Стоит ли говорить, что и Священное Писание, и Предание Церкви, и весь совокупный духовный опыт святых отцов и подвижников свидетельствуют, что все эти «просвещения, озарения и крещения духом, святой смех, слезы и так далее» являются, в лучшем случае, экзальтированными психическими состояниями, а в худшем – откровенной бесовской прелестью.

В сокровищнице святоотеческого опыта есть даже прямые ответы о «святом смехе», «святых слезах» и прочем. Так отшельники VIII века, святые Варсонофий и Иоанн, отвечали монаху о смехе: «В страхе Божием нет места смеху. В Писаниях сказано о неразумных:"Буй во смехе возносит глас свой..." (Сир. 21:23); и "слово неразумного всегда неясно и лишено благодати"». Преподобный Ефрем Сирин столь же ясно учил: «Начало душевного развращения в монахе – смех и вольность. Когда увидишь в себе то, монах, знай, что пришел ты в глубину зол. Не переставай молить Бога, чтобы избавил тебя от той смерти». Преподобный Иоанн Лествичник, перечисляя много разных причин для слез, хороших и дурных, предостерегал: «не доверяй твоим источникам слез, пока твоя душа совершенно не очистилась». А Оптинский старец Макарий писал человеку, увлекавшемуся практикой религиозной экзальтации: «Полагая найти любовь Бога в утешительных чувствах, вы ищете не Бога, а себя самого, то есть собственного своего утешения, избегая тем самым стези страданий, потому что считаете себя потерянным без духовных утешений».

При всем очевидном несоответствии харизматической практики опыту благодатного стяжания Святого Духа христианскими подвижниками глава греко-католиков Украины Святослав Шевчук весьма благосклонно отзывается о харизматах: «Харизматическое движение – это такое объединение, которое помогает открыть живое присутствие Духа Святого в нашей жизни».

Но высказывания Шевчука – это еще цветочки по сравнению с тем, как относится к харизматам Папа Римский Франциск. В 2014 году Папа побывал на Римском Олимпийском Стадионе, где совершалось радение более чем 50 000 католиков-харизматов. Папа охотно опустился на колени на сцене, в то время как присутствующие молились за него с пением и говорением на иных языках.

fire5.jpg


Причем молились не о чем ином, как об исполнении его, Папы, «Святым Духом»! Очевидно, это получилось, так как через некоторое время понтифик не просто одобрил действо, а высказал упрек тем, кто не находится в харизматическом движении, сказав, чтобы они не пытались контролировать «Дух Святой», а, скорее, служили Его проводником: «Будьте теми, кто проводит Божью благодать, а не контролирует ее. Не становитесь таможенниками для Духа Святого».

Но по большому счету подобное отношение и Папы Франциска, и Святослава Шевчука к харизматическому движению не удивляет. Ведь в католичестве и тем более в протестантизме совершенно отсутствует учение о прелести. Еще святой апостол Иоанн Богослов предупреждал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1). И святой апостол Павел говорил, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14). Руководствуясь этим предупреждением, святые отцы-подвижники оставили нам бесценное сокровище из своего духовного опыта – описание того, как не впасть в прелесть и не принять ложь за истину. Антоний, Макарий, Пимен, Сисой, названные Великими, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Каллист Константинопольский и Диадох Фотикийский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и многие другие отцы и подвижники в своих творениях подробно описывают и благодатные духовные состояния, и лживые, и, самое главное, способы, как отличить одно от другого. Католики и протестанты все это отвергли, и то, что они принимают харизматов с распростертыми объятиями, не удивляет.

Удивляет другое. Как при всем этом Святослав Шевчук называет Греко-католическую церковь «Церковью владимирового крещения»? Как он может вводить в заблуждение народ и ассоциировать УГКЦ с Православием? Не честнее ли будет сказать, что мы, греко-католики, порвали со всем Православным преданием, со всем опытом святых отцов и идем вовсе не за ними в Царство Божие, а туда, куда ведут нас харизматы – к «озарению, просветлению и святому смеху»?

fire6.jpg


Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Баба Гапка
С этими несуществующими "языками" я удивляюсь как люди принимают это за какой-то дар. Когда-то очень давно, когда я училась в школе, мы с друзьями прикалывались и сочиняли стихи из несуществующих ничего не значащих слов, получалось что-то вот такого типа:
"Ынгар, гауротэндюро
Гаырэтан ассэн
Оринэдан массэдюро
Эйран, акэн, ассэн"
Это вообще очень просто и любой человек такие слова может клепать по 50 штук в минуту... а они принимают это за дар. Знаю человека который умеет генерировать в любых количествах очень красивые фонетически несуществующие слова, его часто просят помочь придумать ник для персонажа в онлайн-играх, ему в ВК пишешь и он моментально штук 10 на выбор выдает, ему нравится их придумывать. Он не считает это каким-то мистическим даром... обычная фантазия просто. Любой человек это может, а если чуточку потренироваться то не проблема хоть полчаса несуществующими словами болтать. Как кому-то пришло в голову что в этом есть мистика - не понимаю!
Гедеон
Начали за здравие кончили за упокой. Зачем смешивать всех протестантов с харизматами? Неужели вы не знаете что протестанты бывают очень разными, это не одна церковь, а множество разных церквей иногда кардинально противоположных? Странное проявление невежества для такого глубокого и интересного исследования.