Две основные ошибки протестантизма

Две основные ошибки протестантизма

14/12/2015 1408
В 2003 году на Украине вышла книга известного протестантского богослова М. Д. Ферберна «Иными глазами». Неординарность этой книги заключалось в том, что её автор, много лет проработавший в Грузии и на Украине, сумел беспристрастно исследовать проблему взаимоотношений православия и протестантизма.

В том числе он сумел, достаточно удачно, показать читателям разницу между восточным и западным мировосприятием (что само по себе является редкостью для работ по данной тематике). Главный вывод, который сделал М. Д. Ферберн, состоял в том, что православие, по его мнению, является верой церковной, в то время как протестантизм представляет из себя веру сугубо индивидуальную.

Вывод этот, безусловно, правильный, но по какой-то неведомой нам причине, ни протестантские богословы, ни протестантские пасторы, ни простые прихожане протестантских церквей, не видят в этом ничего предосудительного или странного.

“Sola Scriptura” (только Писание), – вот основной принцип протестантизма. Всего два слова, которые по сути меняют смысл христианского исповедания: «“Sola Scriptura” делает исторический путь Церкви бесплодным по своей сути. У Церкви (исходя из такой концепции) и не было ни малейшего шанса обогатиться, она могла только растратиться, что она и сделала. “Всё, что нужно, есть в Писании”, автоматически означает, что всё, чего нет в Писании, – не нужно. Ненужной становится и сама Церковь как Тело Христово. Принцип “только Писание” выбил почву из под церковных аксиом (т.е. Предания)» (1).

sola.jpg


Однажды автору этой статьи, что называется, «вживую» пришлось проверить верность данной цитаты. Дело было в одном из интернет-салонов Винницы, куда я зашел для того, чтобы скачать нужные книги. Моим соседом оказался западный миссионер, который попросил меня оказать ему небольшую услугу в толковании русскоязычного текста. Воспользовавшись моментом, я спросил у него, какую церковь он представляет и в ответ получил буклет «Церкви Иисуса Христа, святых последних дней».

Попросту говоря, он был мормоном, проходившим миссионерскую практику в Виннице. В буклете было написано следующее: «Когда не осталось живых апостолов, Церковь Иисуса Христа вместе с божественным полномочием исчезла с лица земли».

На самом деле, это была обычная отговорка, которая используется во всех протестантских церквях: мол истинная Церковь Христова исчезла и поэтому, для того чтобы заново ее восстановить, понадобилась реформация.

Будучи знакомым с подобной аргументацией, я переспросил моего протестантского собеседника, – как же тогда объяснить те места из Евангелия, где Христос прямо обещает нам, что врата адовы не одолеют Церковь (Мф. 16:18), и, что Он пребудет с нами до скончания века (Мф. 28:20). Ведь судя по версии мормонов, врата адовы «одолели» Церковь, да и Христос все же оставил нас на некоторое время? К чести моего оппонента я должен отметить, что он не стал увиливать от ответа и прямо, со всей откровенностью, заявил мне о том, что у него нет ответа на эти вопросы.

Затем он буквально ошарашил меня своим откровенным признанием: «Нас предупреждали, – сказал он вполне серьезно, – что православные хорошо знают Святое Писание». Вот так, друзья мои, а мы-то думаем, что это протестанты знают Писание на зубок и в случае открытой полемики легко могут забросать нас цитатами, продемонстрировав нам же наше полное невежество в вопросах веры. К сожалению, больше мне не пришлось общаться с винницкими мормонами, а все мои просьбы о продолжении этой спонтанной, богословской дискуссии они почему-то проигнорировали.

Но факт остается фактом: все протестанты твердо уверены в том, что Церковь Христова исчезла и возродилась только во времена Реформации. В отличие от моего собеседника, грамотные протестанты, т.е. те, кто понимает, что эта позиция довольно противоречива, обходят её тем, что придумывают разного рода истории о каких-то «истинных христианах», которые скрывались в европейских "горах и лесах" более тысячи лет и во времена Реформации вышли в народ.

Естественно, никто и никогда не даст вам никаких документальных подтверждений существования этих «истинных христиан». И не сделают они этого потому, что, на самом деле, для протестантов это не так уж и важно: отговорка эта придумана не для того, чтобы убедить окружающих в непрерывности апостольской традиции протестантских церквей. Смысл этой отговорки заключается в том, чтобы принизить значение Церкви Христовой в деле спасения и полностью проигнорировать тот факт, что Святое Писание является книгой Церкви! Церкви, которая появилась на свет в день схождения Святого Духа на апостолов, в День Пятидесятницы, тогда как канон Святого Писания был утвержден этой же Церковью на рубеже IV-V веков.

Именно поэтому, на самом деле, Церковь первична по отношению к Библии. И не просто первична, она, – если так можно выразиться, – онтологически более значима. Именно поэтому: «… православие рассматривает Церковь Христову как среду, необходимую для осуществления соединения человека с Богом: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:4-6).

Образно процесс спасения человека в Церкви можно описать следующим образом: люди (как живые клетки) присоединяются к здоровому организму – Телу Христа – и получают в Нем исцеление, т.к. становятся единоприродными со Христом. В этом смысле, Церковь является не просто средством индивидуального освящения человека. Во Христе человек обретает действительную полноту жизни, а, следовательно, и общение с другими людьми; причём для Церкви совершенно несущественно, живёт человек на земле или уже отошёл в мир иной, ибо в Церкви нет смерти, а принявшие Христа уже здесь, в этой жизни могут стать членами Тела Христова и тем самым войти в Царство Будущего Века, ибо: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21). Церковь есть одновременно и Тело Христа, и полнота Духа Святого, «наполняющего все во всем»: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4-6)» (2).

Для того чтобы спастись мало одной инструкции с указанием, как это сделать (в этом смысле Святое Писание – есть учебник сотериологии). Нужна еще и среда, в которой Святой Дух действует непосредственно на каждого человека. Для исцеления мало иметь на руках пусть даже самый верный рецепт, необходимы ещё больница и лекарства, нужно быть под наблюдением врача, в конце концов, нужна медицина со всем её многовековым опытом лечения человека.

Если перевести все эти аналогии на христианский язык, то такой больницей является Церковь, Врач – это Христос, Святое Писание – это учебник по медицине, а Предание Церкви (которое есть – опыт жизни в Святом Духе передаваемый из поколения в поколение в Церкви) – является тем опытом, который накопила медицинская наука за несколько веков своего существования.

Для того, чтобы стать квалифицированным хирургом или терапевтом, мало одного чтения учебников по медицине. Для этого вам понадобится ещё и весь опыт медицинской науки, понадобится практика, осуществляемая под надзором преуспевших в своем деле врачей. И я уверен, что в этом случае вы будете доверять их опыту и умению, а не создавать альтернативную научную, медицинскую школу.

Точно также и в отношении Церкви: согласитесь – странно, доверяя тому, что написано в книгах Святого Писания, не доверять Церкви, которая безошибочно определила богодухновенность одних книг и отсекла от Святого Канона разного рода апокрифы и подделки. Увы, но отказавшись от Церкви, отказавшись от Её опыта толкования Библии, признав приоритет индивидуального понимания спасения в христианстве, протестанты совершили свою главную ошибку, которая в итоге привела их к полной анархии.

«Так, радикалы ХVI века, напрочь отвергнув Предание Церкви, не нашли для себя убедительных библейских оснований и дошли до отрицания Троичности Бога и Божественности Христа, не говоря уже о таинствах. Лютер в своём переводе Нового Завета (1522) в предисловиях к новозаветным книгам высказал свой взгляд на их достоинство. По его мнению, послания Евреям, Иакова, Иуды и Апокалипсис не являются апостольскими. Впоследствии ученики Лютера вычеркнули из канона второе соборное послание Петра, второе и третье Иоанна.

Лишь к началу XVII века пыл отрицания удалось вернуть в пределы канона. Отрицание Предания, по мнению Алистера Маграта, “помещало личное суждение отдельного человека, касающееся толкования Писания, выше коллективного суждения христианской Церкви. Такой взгляд открывал дорогу анархии и, как показала история радикальной Реформации, анархия не замедлила проявиться”. Эта анархия в богословии под лозунгом “только Писание” впоследствии породила тысячи течений и сект, строящих свои доктрины “только на Библии» (3).

И это не удивительно, т.к. принцип «Только Писание» рождён как ответ на католическую заносчивость, следовательно – несамостоятелен. "Sola Scriptura" лишь инструмент для отсечения "католицизмов", но для созидания полноты церковной он оказался полностью непригодным. Последние века показали, что этот подход к Писанию не может претендовать даже на то, чтобы являться хранителем или гарантом истинного его толкования: «Отсутствие критериев правильного понимания Писания в протестантизме не случайно. Собственно, это и есть одна из главных его характеристик».

Ещё Цвингли в своем трактате “О ясности и определённости Слова Божия” одним из первых (1522 год) изложил концепцию свободного толкования: “Слово Божие, как только оно воздействует на понимание человека, освещает его так, что он понимает его”. Цвингли ещё простителен такой взгляд на толкование Писания. Он, видимо, не имел возможности предвидеть плоды своих суждений: когда тысячи толкуют Писание “в Духе Святом”, а результатом их озарений являются лишь непрестанные расколы и дробления. Однако, вызывает недоумение, когда подобные же взгляды высказываются сегодня!» (4).

И все же нас могут спросить, а каков тогда критерий правильного понимания Святого Писания? Ответ на этот вопрос достаточно прост и он фактически повторяет то, что было написано выше о Предании Церкви: Предание наполняет Писание смыслом. И чем дальше человек отстоит от Церкви, тем более непонятным для него становится смысл Святого Писания. Предание – вот что апостол Иоанн ставит критерием истинности веры: "Что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас, если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1Ин. 2,24).

И апостол Павел также своим посланием напоминает филиппийцам хранить то, что они уже приняли через Предание: "Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте" (Флп. 4,9). Или: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2Фес. 2,15). Св. апостол Павел призывает твердо хранить Предание именно для того, чтобы не смешивать, не путать истину с “человеческими наслоениями”. "Или словом, или посланием ..." – говорит апостол, уравнивая ценность первого и второго. – "Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предание так, как я предал вам" (1Кор. 11,2). То же самое и по вопросу апостольского вероучения апостол Павел пишет Тимофею: "О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1Тим. 6,20). "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня" (2Тим. 1,13).

Отрицая Предание Церкви, отрицая бытие Церкви как таковой, протестантизм совершил вторую, роковую ошибку исказив учение о спасении. Ошибку, за которую многие протестанты заплатили высокую цену, поставив под сомнение свое спасение в вечности. Чтение богословских трактатов представителей разных протестантских церквей хорошо иллюстрирует факт того, что общее для западного мира правовое жизнепонимание стало основой такого же прочтения и апостольского благовестия.

Протестантская сотериологическая схема проста (как правило, этой схемы придерживается подавляющее большинство протестантских церквей): если человек уверовал в то, что Христос заплатил за его грехи – он спасён! Без сомнения, схема эта доступна для неискушенного слушателя и, на первый взгляд, кажется вполне привлекательной этой своей простотой: «Огромная цена нашего искупления уже заплачена драгоценной Кровью Христа, и попытки заменить уплаченную цену другой “ценой” или добавить к ней наши собственные старания, как будто бы Его жертва была недостаточна, являются богохульством» (5), – твердят нам протестантские богословы. «Когда человек рождается свыше, он вступает в новые отношения с Богом; отныне Сам Бог гарантирует ему спасение» (6). Или вот еще один перл из этого ряда: «Праведность Христа, которая вменилась нам, требует, чтобы Бог оправдал нас» (7).

Как видим, и здесь избавление человека от греха и его следствий, точно также как и в католичестве, совершается по тем же законам римского права. Только в протестантизме этот сотериологический юридизм доведен до своего логического завершения: т.е. теперь человек спасается не благодаря своим внешним делам, а посредством вменения ему святости Христовой. Отсюда основная цель и задача «евангелических церквей» не внутренняя – совершенствование христианских душ, а внешняя – евангелизация.

На самом же деле, гарантия спасённости, по большому счету, лишает человека важности его духовной жизни, смысла дальнейшего духовного роста. Если человек уже спасён, то он хотя и может стремиться жить благочестиво, исполнять заповеди, но в его жизни никогда не будет сознательного стремления к преодолению скрытых страстей и подавлению греховных впечатлений, того корня зла, который живёт в душе каждого человека: «Учение баптистов об оправдании – это прямое обессмысливание всякого духовного напряжения и подвига. “Мы верим, – пишут они, – что оправдание – это акт Божьего суда, посредством которого Он объявляет верующего праведным на основании праведности Христа. Оправдание не зависит от наших добрых дел, оно даётся даром, исключительно по вере в пролитую кровь Искупителя”. Объявление грешника праведным – это ли борьба с грехом?! Очевидно наоборот, – это полная капитуляция, склоняющая скорее Бога поменять свой взгляд на греховность человека, нежели человека понудить к уподоблению Богу» (8).

Так может быть нашим братьям протестантам стоит обратить внимание на совет, который дал их же богослов Д. М. Ферберн: «…евангельские христиане во многом могут согласиться со зрелым православным богословием, и даже многому у него научиться» (9).

Ссылки:

1. Свящ.Вячеслав Рубский. Православие-протестантизм. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=652
2. Диакон Иоанн (Курмояров). Крещение Руси: Мифы и реальность. Изд. «Книгоноша». Киев. 2013 г. стр. 281-283.
3. Свящ.Вячеслав Рубский. Православие-протестантизм. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=652
4. Свящ.Вячеслав Рубский. Православие-протестантизм. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=652
5. Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р.Джексон. Изд. «Христианское просвещение». 1993 г. стр. 13.
6. Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 392.
7. Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997 г. стр. 354.
8. Свящ.Вячеслав Рубский. Православие-протестантизм. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=661
9. Д.М.Ферберн. Иными глазами. Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие. 2003 г. стр.235.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: