Где искать ответы на жизненные вопросы?

Где искать ответы на жизненные вопросы?

10/12/2015 609
Многим людям в наше время может показаться, что мир стал намного сложнее: усложнились отношения между государствами, начались информационные кампании по достижению того или иного результата, усилилась деятельность различных спецслужб, тайных агентов и т. д. К тому же, аналитики отмечают, что накопились мировые проблемы и противоречия, так что сложно даже начать их решать, вырабатывая новые модели поведения. Мир, находясь в преддверии перемен, не знает, чем эти перемены могут закончиться…

Да, возможно, жизнь усложнилась: она задает современному человеку все больше вопросов. Как можно найти на них ответы? Как ищут эти ответы люди? Одни смотрят телепередачи, слушают выступления аналитиков и экспертов и обсуждают сложившуюся в стране или в мире ситуацию со своими близкими, друзьями и знакомыми. Другие, устав от этой реальности, пытаются отвлечься и вовсе не думать об экономике и политике: они погружаются в работу, смотрят фильмы и развлекательные передачи, отдыхают с друзьями в различных местах. Третьи усиленно думают, как жить во время кризиса, как и на чем сэкономить, как заработать побольше денег, и тоже советуются с другими людьми, надеясь на них, а не на Бога.

Но как – или, точнее, где – должен искать ответы православный христианин? Однозначно, что в Священном Писании. Христианство тем и отличается от других религий, что в нем возвышенное совмещено с простым, бытовым, насущным. То есть духовная жизнь (и чтение Священного Писания, в частности) – это не простое наполнение ума отвлеченными и возвышенными категориями с целью отдохнуть от тяготеющей реальности, а постепенное возведение человека от земного к небесному, которое происходит с учетом всех его нужд, актуальных проблем и насущных потребностей.

Вспомним, что Христос, помимо проповеди о Царстве Божьем, заботился о различных житейских мелочах: превращал воду в вино на свадьбе, насыщал людей хлебами, заботился о постепенном совершенствовании апостолов (Матф.9, 16-17), учитывая их человеческую немощь и давая им возможность периодически отдыхать (Мар.6, 31).

Чтение Библии, как известно, во все времена являлось одним из главных занятий верующего человека. Поэтому и в наше время ответы следует искать, прежде всего, в Священном Писании (Матф.6, 33), а потом уже, если на то будет воля Божья, в размышлениях аналитиков, в беседах с ближними и т. д.

bibliya-1024x576.jpg


На что мы должны обратить внимание, читая Слово Божье в наши дни? Приведу ряд цитат, которые, на мой взгляд, являются ныне первостепенными.

В связи с глубочайшим кризисом мировых отношений многим может показаться, что Бог оставил человечество, что оно начало, скатываясь в пропасть, развиваться по своим законам и закономерностям, что происходит нечто непонятное, стремительно развивающееся и неуправляемое. На мысли о богооставленности нас может натолкнуть и внезапность событий и перемен, которые постигли Украину в феврале 2014 года и затянувшийся конфликт на востоке страны, который последовал за этим. Но, в любом случае, мы должны помнить слова Христа Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28, 20). Более того, Церковь будет духовно торжествовать над злом до последнего момента: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16, 18).

Какими бы сильными и влиятельными ни казались отдельные политики, масоны, спецслужбы и т. д., какой бы хитрой и коварной ни была бы их деятельность, Христос сильней всех их, вместе взятых. И, как в первом веке ложь и коварство всей иудейской элиты не смогло одолеть божественной правды, так и в двадцать первом веке этого не произойдет, потому что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13, 8).

Аналитики говорят о накопившихся мировых противоречиях, о необходимости выработки новых правил игры на мировой арене, о том, что их сложно выработать, сложно начать переговоры, сложно до чего-то договориться, найти компромисс. Все это кажется непосильным и неподъемным для современного человека. Опять-таки, многим может показаться, что все зашло очень далеко, что обратного пути уже нет, что прийти ко всеобщему благу невозможно. Но ведь невозможное человекам возможно Богу (Лук.18, 27).

Нелишним, на мой взгляд, будет напоминание о том, что Бог медлит защищать избранных Своих, но подаст им защиту вскоре. (Лук.18, 7-8). Медлит Господь для того, чтобы испытать людей в терпении: не возропщут ли на Него? Медлит Господь также для того, чтобы дать место человеческим усилиям, человеческому подвигу, чтобы человек проявил веру в Господа и в Его помощь, осознавая недостаточность своих усилий в решении тех или иных проблем, чтобы увидел свое несовершенство и проявил смирение. Господь всегда оставляет человеку место для веры и надежды: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим.8, 24-25).

Вот и сейчас, человечество начинает осознавать свою неспособность договориться и выработать новые правила поведения, новые геополитические модели, начинает осознавать, что так называемый прогресс, американская демократия и европейские ценности, о которых так много говорится, не приносят никаких благ человечеству.

Затянувшийся конфликт на востоке Украины, а также и сама неясная и неспокойная ситуация в стране тоже объясняются промыслительным промедлением Божьим: Он ждет нашего покаяния, нашей веры и надежды, наших молитв и духовных усилий, давая нам увидеть свое несовершенство на протяжении столь долгого периода.

И поэтому так актуальны для нас слова апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Духа не угашайте. (1Фесс.5, 16 - 19)». В трудные времена верующие не должны унывать, а, наоборот, стремиться к пламенным, сердечным молитвам. К тому же, уныние в наше время становится одной из основных болезней всего человечества. Православный христианин должен быть благодарным Богу за любые обстоятельства, должен помнить, что не советы психологов излечат его от депрессии, а правильная духовная жизнь, результатом которой является истинная небесная радость.

Слушая и смотря телепередачи, разбираясь в нынешнем мировом порядке, мы должны помнить, что мы ходим верою, а не видением (2Кор.5, 7). Человеку не может быть открыто все до мельчайших подробностей: всегда, как было сказано выше, в его душе остается место для веры. Поэтому неправильно думать, что посредством углубления и анализа информации мы придем к каким-либо благам.

Неправильно думать, что количество информации перейдет в качество, и что-то для нас проясниться. Даже о таком важном событии, как о светопреставлении, Христос дал человечеству неполную информацию, указав только признаки последних времен, а также, чтобы мы не увлекались внешним, сказал: «Но вы смотрите за собою» (Мар.13, 9).

Не принесет анализ информации и желанного облегчения. Зачастую мы стремимся поскорее посмотреть новости, и пока не узнаем, что произошло за день, чувствуем тревогу и тяготу. Если новости кажутся нам плохими, мы пытаемся чем-то сгладить наши неприятные мысли, впечатления, ожидания, как-то отвлечься, о чем говорилось выше. Но, опять-таки, умиротворение и покой может подать только Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11, 28).

Святые отцы первых времен указывали на то, что святые, которые будут подвизаться в последние времена, смогут подъять намного меньшие труды и подвиги, чем Божьи угодники первых веков, но, тем не менее, также будут считаться святыми. И мы, действительно, видим, что сейчас не такое уж большое количество людей уходит в пустыни, в затворы, юродствует и предается прочей крайней аскезе. Святые отцы, основываясь на Евангелии, учат, что в последние времена люди будут спасаться терпением скорбей: «претерпевший же до конца спасется» (Матф.10, 22; Мар.13, 13).

То есть терпение скорбей – это одно из самых важных духовных деланий в наше время. Поэтому не будем унывать из-за внезапно постигших нас и нашу страну бедствий, помня, что смиренное приятие попущенного Богом послужит для нашего спасения. А также будем укрепляться словами святого апостола Павла, относящимися к будущей вечной жизни: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8, 18).

Святые отцы также учат, что в духовной жизни не бывает мелочей. Кроме того, как известно, бесы пытаются искушать людей именно при таких обстоятельствах, которые наиболее подходят для того, чтобы проявились различные страсти, характерные тому или иному человеку. Иными словами, бесы не нападают на человека равномерно, а концентрируют свои усилия там, где есть соответствующие условия.

Сейчас в Украине наблюдается экономический кризис. Люди нищают и сталкиваются с новыми для них проблемами, не имея опыта в их разрешении. Изменения материальных условий жизни, уровня доходов и условий быта, безусловно, сказываются и на духовном. Это необходимо учитывать. Люди становятся более раздражительными, своекорыстными, зацикленными на своих нуждах, склонными к отчаянию и, возможно, даже к преступлениям. И, конечно, бесы будут пытаться использовать эту ситуацию в свою пользу.

Поэтому каждому из нас необходимо рассмотреть, проанализировать новые реалии и задуматься над тем, как дальше жить, как обеспечить дальнейшую духовную жизнь (без которой не может быть успеха в материальной жизни), как в будущем вести успешно духовную брань, чтобы житейские заботы не вносили в нее беспорядочность и недоумение: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими» (2Тим.2, 4). Кроме того, понимая, что сейчас бесы могут использовать любую мелочь для искушений, будем помнить и такие апостольские советы: «Но ты будь бдителен во всем» (2Тим.4, 5) и «Будем внимательны друг ко другу» (Евр.10, 24). Присмотритесь: возможно, кто-либо нуждается в вашей помощи или, по крайней мере, в сострадании.

54612_original.jpg


Очень важной, на мой взгляд, для украинского народа является формулировка апостола Павла: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14, 33). «Неустройство» – это именно то слово, которое, как я полагаю, наиболее точно характеризует нынешнюю ситуацию в стране. С одной стороны, многих многое не устраивает. С другой стороны, мы также можем говорить об объективной неустроенности и нестроениях во многих сферах общественной жизни.

Смысл апостольской формулировки заключается в следующем. Когда все неладно, все не ладится, когда, говоря простонародным языком, дела не идут, то следует задуматься: не является ли неблагодатной наша деятельность? Всякое преодоление трудностей, всякая борьба стремится к миру: да будет Бог все во всем (1Кор.15, 28). Это – признак благодатного, угодного Богу, пути. А вот когда нестроения производят новые нестроения, когда умножается неустройство, то следует задуматься о верности избранной нами дороги.
Да, Бог попустил нашему народу испытание. Но Его воля заключается не в том, чтобы мы все время страдали, но в том, чтобы стремились выйти из сложившейся ситуации, чтобы стремились к божественным благам: «воля Божия – благая» (Рим.12, 2), чтобы пришли в мирное устроение души: «мудрость, сходящая свыше, … – мирна» (Иак.3, 17) .

Мы по праву называем наш народ «многострадальным». И это – признак нашей богоизбранности, богоизбранности нашего народа: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12, 6-7). Действительно, в истории сохранилось множество примеров того, как мы страдали за православную веру, и как именно она сохранила доныне нашу государственность и суверенность.
Но не всякие страдания, не всякие подвиги от Бога: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2, 5).

Можно страдать, подвизаться, и все это не будет угодно Господу. То есть нельзя какими-то целями, какими бы они возвышенными на первый взгляд ни казались, оправдывать страдания – как отдельного человека, так и целого народа. Наша цель – жизнь в Боге и исполнение Его заповедей. А чем эфемерней и расплывчатей будет национальная идея, чем больше она будет идти вразрез с божественной истиной, чем дальше она будет удалена от заповедей Божьих, тем легче будет ею оправдывать любые жертвы, любые действия политиков, любые спекуляции.

Сейчас мы чем-то похожи на иудейский народ, который, имея спасительную веру, способную, помимо вечного спасения, принести и определенный уровень земного благополучия, – в свое время начал ставить себе странные цели: революцию, избавление от римского рабства и даже мировое господство, которое якобы должен был предоставить им ожидаемый Мессия. И мы теперь ищем не Царства Божьего и правды его, а ищем помощи и стремимся в другие царства – в Евросоюз, в заокеанское царство, желаем царствовать над миром вместе с ними, желаем повышения уровня жизни – только земного комфорта.

Будет ли Богу приятно, что народ, который Он избрал, не строит сильное, независимое, суверенное государство на Его заповедях и православной вере, а начинает искать помощи и надеяться на людей, на земных властителей? Вспомним также, как пала православная Византийская империя, когда ее власти понадеялись не на Бога, а на римского папу.

Можно еще приводить цитаты из Нового Завета и рассуждать о ситуации в мире и в нашей стране, и читатель, изучая Слово Божие, может дополнить мои мысли. Но главное – понять, что Священное Писание – актуальная книга, которая рассматривает актуальные проблемы, как отдельной личности, так и всего человечества. И какой бы сложной ни казалась современная реальность, в Библии есть ответы на все вопросы. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения», – говорит апостол Павел (2Тим.3, 16). И поэтому всем нам необходимо исполнить призыв Самого Господа: «Исследуйте Писания», чтобы не только узнать ответы на ныне волнующие нас вопросы, но также «иметь жизнь вечную» (Иоан.5, 39). Господь да поможет всем нам!

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: