Иеросхимонах Димитрий Зографский: Пов ...

Иеросхимонах Димитрий Зографский: Поверхностное отношение к вещам – наибольший враг современного человека

10/03/2017 774
Автор: 
Иеросхимонах Димитрий – насельник Зографской святой обители св. Георгия. В настоящее время служит в монастыре Св. Иоанна Рыльского в с. Герман, Болгария, который является подворием Зографского монастыря.

Перед принятием великой схимы иеромонах Димитрий подвизался с именем Виссарион. Стал известным благодаря книге, в которой разоблачил темную сторону деяний Ванги и Петра Дынова и зарекомендовал себя как проповедник, который разъясняет множество вопросов духовного характера. В соавторстве иеромонаха Иоанна (Филиппова) издал книгу под названием «Суеверия среди современных христиан», в которой рассматривается сущность мартениц1 (амулетов), кукеров2 , Трифона Зарезана3  и прочих языческих обычаев, которые популяризируются в наши дни в Болгарии.

– Отче, что представляют собой мартеницы с христианской точки зрения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо уяснить для себя, что такое «суеверие». А суеверие – это когда мы рассчитываем на нечто такое, что в реальности не существует и пользы принести не может. «Суе» означает «пустой», «бессмысленный», «бесполезный». Поэтому суеверие – это «пустая вера». Почему мартеницы представляют собой суеверие? Люди, которые покупают их, хотят улучшить себе настроение, проявить к своим друзьям жест нежности или внимания. Ясное дело, что большинство из них не ожидают помощи от каких-либо языческих божеств, но с духовной точки зрения это не имеет значения. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что многие рассчитывают на красные нитки. Обратите внимание, что он жил в IV веке (отошел ко Господу в 407 г.), но говорит, что даже в те времена многие люди, вместо того, чтобы носить на себе животворящий Крест, обвиваются красными нитками и возлагают на них пустые надежды.

Хорошо, если человек задумается, откуда берутся мартеницы. Потому что Господь говорит, что доброе дерево приносит добрые плоды, худое дерево – худые. Давайте взглянем на это дерево, чтобы понять, каков его плод. Мартеницы имеют целиком и полностью оккультное происхождение. Его изготовляют строго определенным образом, чтобы добиться «влияния», которое способствует некоему «воздействию» некоей «магической силы». Это полностью оккультная философия, в которой нет ничего христианского. А если дерево таково, то и плод его не может быть добрым. От суеверий всегда ожидают мгновенный результат, в отличие от духовной жизни, где от человека требуется время и усилие. В духовной жизни мы имеем борьбу с собой, со своими страстями, борьбу со своими недостатками, которые для нас стали второй природой. Эта борьба требует времени. Господь учит нас, чтобы мы терпением спасали свои души, говорит об узком пути. В случае с суевериями мы имеем широкий путь – вещи действуют быстро и без каких-либо усилий: открываешь с утра двери церкви, а они не заперты – значит, повезло; покупаешь себе мартеницу и тут же обеспечиваешь себя здоровьем.

Христианское учение не обещает нам ничего быстрого и безболезненного, к чему и стремится современный человек. Перемена, которая должна произойти у нас внутри, требует времени, и даже «крови». Святые отцы говорят так: «Дай кровь, и ты получишь дух». Это значит, что от нас требуется трудиться для Господа, и тогда мы получим спасение, Божественную благодать, которая и преобразит нас. В мартеницах и прочих амулетах и талисманах отсутствует этот христианский дух борьбы с самим собой, отсутствует молитва к Господу – молитва к одной Личности. Христианин, – тот, который воистину разобрал сущность христианства, – знает, что Бог – это Личность. Когда мы молимся, мы обращаемся не к некоей безличной силе, а к Личности, которая исполнена Любви и реальным образом в состоянии помочь. То, что Бог дает нам – это Его нетварная благодать. Именно она нас и преображает. Она сообщается нам, когда мы участвуем в таинствах Церкви и когда мы имеем непосредственное отношение к Богу Любви, когда молимся к Нему. А не через мартиницы и амулеты.

Не следует более пренебрегать вещами – когда человек покупает мартеницу, он приносит жертву, пусть и небольшую. Кому она предназначена? Очевидно, не христианскому Богу. Но седалище нашего сердца не остается пустым, как говорит старец Паисий Святогорец. Если мы не служим Богу, мы служим Его врагу. В житии Никифора Кипрского рассказывается один случай. Прибыл однажды оркестр, который играл неприличную музыку. Один христианин кинул музыкантам золотую монету. Св. Нифонт таинственным образом увидел, как эта монета сначала падает на дно ада, а потом уже идет в карман к музыканту. То есть эта жертва достигает глубин ада. Мелочь, которые наши братья и сестры дают за мартеницы, идет не Богу, а Его врагу. И даже, если они не понимают этого, это их совершенно не оправдывает. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (См. Лк. 12: 47-48). То есть незнание не освобождает нас полностью – наказание все равно к нам придет.

– А что бы вы сказали людям, которые идентифицируют мартеницы и кукерские игры с «Болгарией» и считают, что таким образом они учат детей любви к Родине, которая образует в них болгарскую идентичность?

Это неправильные мысли. Ведь мартеницы и кукерские (ряженные) игры имеют языческое происхождение. Они не зародились в Болгарии, но были туда завезены. В житии Дасия Доростольского, который жил в III веке, пишется, что люди одевали на себя маски животных и бесчинствовали. Также он пишет, что это языческий праздник. Христианство появилось на нашей земле намного раньше. Плохо то, что болгары остаются христианами только внешне. Намного больше их привлекают языческие обычаи. Они интересны болгарину, и, не зная их подлинной сути, он передает этот интерес своим детям, своим близким и тем самым наносит всем им духовный вред.

Поверхностное отношения к вещам – это самый большой враг современного человека. Они не интересуются ни происхождением вещей, ни результатом их воздействия. Из-за этого поверхностного мышления все меньше людей остаются христианами. Не это ли говорил и Сам Господь Иисус Христос: «Сын Человеческий, когда придет, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Конечно же, Он говорит об истинной вере.

Поверхностное отношение большинства людей не дает им действительно интересоваться, действительно изменяться, действительно обращаться к Господу. Им нравится «Хеллоуин», им нравятся ряженые маски, образы монстров из мультфильмов. Уродство начинает привлекать человека. А это безобразие всегда было символом чего-то сатанинского, демонского. Проблема состоит в том, что дети с самого раннего «хрупкого» возраста привыкают к этому уродству и идентифицируют себя с ним. Это происходит из-за воспитания, поскольку родители сами не настроены по-христиански. Они могут ходить время от времени в храм и ставить свечку, но это не значит, что они истинные христиане. Если у тебя в сердце нет Бога, если ты не стремишься стяжать Его в своем сердце, если ты не жаждешь Христа, все остальное на самом деле не приведет тебя к Нему.

– Да, мы являемся свидетелями упорной эстетизации зла. Можем ли мы заподозрить, что у подрастающего поколения формируется сознательный вкус к демоническим видениям?

Специально для праздника Хеллоуин вкладывается много денег. К сожалению, и учителя, и директора участвуют в этом совершенно сознательно. Родители рассказывают, что когда они отговаривают детей от участия в этом «празднике», дети оказываются не просто в меньшинстве, но в меньшинстве преследуемом. Все становится все более организованным. В магазинах продается все, начиная от больших цепей, и заканчивая демоническими масками. Для торговцев это хороший бизнес. Человеческая алчность приводит к желанию продать злокачественный и душевредный товар, только чтобы приобрести на один лев больше. Когда собираются бездуховность и жадность, общество сползает в неправильном направлении и находится на пути погибели. Болгария не имеет ничего общего с традицией «Хеллоуина», но этот праздник популяризируется. Все происходит очень быстро, прямо на наших глазах. Поэтому все это – организованный процесс и следствие человеческой жадности.

– Если мы вернемся к местным традициям, то увидим, что особенно в случае с играми ряженных, финансовый фактор не настолько значителен. Однако светская власть относится к ним толерантно. Является ли это ошибочным продвижением национальной идеи, или же это ревность «Отечественного фронта»4 по принципу «Хлеба и зрелищ»?

Скорее всего, второе. Для политиков это кратчайший путь к сближению с народом, чтобы показать ему, что они действительно что-то делают. Что касается принципа «Хлеба и зрелищ», то они знают, что он был особенно силен в Римской империи. А сам факт того, что он становится все более актуальным и в наше время, указывает на то, что мы возвращаемся к языческим нравам. Разница лишь в том, что язычники тех времен не знали Христа. А в случае с нашей страной мы не можем сегодня сказать, что Христос не был в ней проповедан. Это значит, что Он все чаще становится сознательно гонимым нами. Ведь, – я опять повторюсь, – христианская жизнь требует самопожертвования, она идет по долгому пути. Это не просто поиск, но и работа над собой.

Политики гоняются за дешевой популярностью. И здесь Церковь должна реагировать намного жестче – кто прислушается к голосу Церкви? В то время, когда сами люди стоят вдали от христианского взгляда на жизнь, голос Церкви остается гласом вопиющего в пустыне. И снова повторюсь: все зависит от того, хочет ли человек идти узким путем, или же широким.

– С христианской точки зрения, допустимо ли, если человек, исповедующий себя православным христианином, носит мартеницу, при этом говоря: «Я принимаю ее как художественное традиционное произведение и не вкладываю в нее ничего духовного»?

Если мы начнем кричать: «Что вы делаете! Вы что – следуете языческим обычаям?!», – мы ничего не добьемся. Правильным и успешным подходом будет отнестись к человеку с пониманием и потом уже объяснять. Пусть мать ласково обратится к своим детям и скажет им: «Мартеница не принесет тебе никакой пользы. Тебе нет никакой нужды носить ее. Давай я куплю тебе икону и расскажу тебе о жизни святого, который изображен на ней». Нам нужно с кротостью и терпением все объяснять окружающим. Я еще раз подчеркну – с терпением и пониманием того времени, в котором мы живем. Ведь это время – больше языческое, нежели христианское. Поэтому и подход к людям требует осторожности, любви, милосердия и понимания того, что происходит, и много, очень много терпения. Если мы однозначно скажем, что нехорошо христианину носить мартеницу, то таким образом покажем, что ношение мартеницы указывает на некую принадлежность, отличную от христианской. Но большинство людей никогда и не задумывались над этим.

Наша миссия состоит в том, чтобы заставить людей задуматься над тем, что они делают. Впрочем, это может случиться с кем угодно. Большинство людей заняты, они живут в материальном мире, не интересуются Христом, еще меньше их интересует тема мартениц – духовные вопросы их не беспокоят. Но хватит и нескольких душ, которые обратят внимание, задумаются и, в конечном итоге, поймут, что такое правда и ложь, суеверие и истинная вера, для того, чтобы мы сделали нечто великое. Почему и пишется: «Кто обращает грешника от ложного пути, спасет свою душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20). Пусть хоть один человек обратит внимание на наши слова и хоть чуть-чуть изменится – этого будет достаточно. Мы не можем ожидать каких-то массовых общественных перемен. Святой Игнатий Брянчанинов подтверждает это, говоря, что в наше время невозможно остановить отступление. Это попущено Богом за наши грехи. Если мы в состоянии помочь тем, кто вокруг нас, давайте сделаем это. Но тут важный вопрос состоит в том, как достучаться до людей.

Отцы не оставили нам рецепт, поскольку каждый человек индивидуален. В первую очередь мы должны работать над собой. Пока человек не стяжал Божественную благодать, он может учить только сам себя. А вот когда уже мало-помалу он начнет приобретать Божью благодать, то люди сами начнут обращаться к нему за советом. Мы не можем сравнить себя с древними апостолами – так давайте постараемся стать малыми апостолами. Одно малое семя посеем здесь, другое – там, и эти семена сами начнут приносить добрые плоды.

Источник

Перевод с болгарского – СПЖ


Сноски:

1. Мартеница – на Балканах: амулет из шерсти или ниток, который повязывается в первый день марта и якобы защищает от «порчи», «сглаза» и т.д.

2. Кукер – в Болгарии игры ряженых на Масленицу.

3. Трифон Зарезан - в Болгарии, Македонии и восточной Сербии праздник первой обрезки винограда, сопровождаемый неограниченным употреблением вина. Балканский аналог вакханалий. 

4. Отечественный фронт (с 90-х гг. Отечественный союз) - неправительственная патриотическая болгарская организация

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: