Нищета духа – путь к Богу

Нищета духа – путь к Богу

02/01/2016 730
В Нагорной проповеди Иисус Христос дал ученикам и людям, которые находились рядом с Ним на горе, Заповеди Блаженства, следование которым в земной жизни приведет человека к вечному блаженству в жизни вечной. Господь хотел показать, какие душевные расположения должны иметь христиане, чтобы приблизиться к Богу и обрести святость. Заповедей блаженства девять. Они вошли в Евангелие от Матвея 5:3–12 и Луки 6:20–23. Но это не просто перечень, а строгая последовательность заповедей, следуя которым человек наследует Царство Небесное.

Первая из заповедей: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Первая заповедь есть фундамент христианской нравственности. Блаженный в переводе с греческого μακαριος – это счастливый, блаженный. Также можно сказать, что блаженный – этот тот, кто рядом с Богом.

Нищие духом – это нищета духовная, синонимом которой есть смирение. Как писал блаженный Феофилакт Болгарский, в толковании на Евангелие от Матфея: «Смирение – основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение, ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой – это нищие духом».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей». И действительно, нищие духом – это люди, которые чувствует себя в духовном плане нищими. Они задаются вопросом: «Кто я есть на самом деле?» и понимают, что ничего не сделали хорошего, что без Бога они никто. «Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних (Свт. Иоанн Златоуст)».

Корень зла, – говорит профессор Осипов, – в том, что человек считает, что он лучше всех, и даже если ничего нет, то хоть что-то хорошее он сделал! Но когда человек смиряется, подчиняет свою волю воле Господней, терпит, уничижается, видит себя недостойным, то, как писал преподобный Силуан Афонский: «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».

О смирении и нищете духовной писал тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Это состояние, когда человек живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственное “я”, именуется гордыней.

А состояние, обратное гордыне, когда человек потесняет свое “я” в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется смирением, или нищетой духовной. Смирение порождается великой внутренней силою, и любой, кто сомневается в этом, пусть попытается слегка подвинуть собственное “я” на периферию своих забот и интересов. А на главное место в своей жизни поставить Бога или другого человека».

Господь помогает каждому, когда увидит его нищим в духовном плане и вопиющим к Нему – «Боже, милостив, буди мне грешному (Лк.18:13)».

Макарий Великий молился: «Господи, очисти мя грешного, яко никогда же сотворил благое пред тобою». Ведь истинно, когда человек смиряется, видит свои грехи, он становится блаженным и тогда Господь даст ему духовные блага. «Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит (Прп. Иоанн Лествичник)».

Следует отметить, что толкований понятия «нищие духом» много и четко дать определение сложно, поэтому стоит обратиться к жизни Святых, которые в полной мере следовали Заповедям Господним и достигли той степени блаженства, к которой должен стремиться каждый христианин.

* * *

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил:

– Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе.

Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, Макарий постучался в дверь.

Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им:

– Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая.

– Поверь нам, честный отче, – отвечали женщины, – что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас?

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали:

– Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу.

Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей.

Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал:

– Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого желающего спастись.

* * *


Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Источник, источник

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: