О крестном ходе, иконах и благодати

О крестном ходе, иконах и благодати

31/07/2015 1369
Автор: 

Не умолчим никогда, Богородица, силы Твоя глаголати…

Тропарь «Богородица»

В любом православном храме любой христианин может помолиться перед самыми различными иконами Богоматери. Нет ни одного православного дома, где не было бы икон Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Мир богородичных икон велик и необъятен, равно как и Божья благодать, исходящая от них. Более того – пока жизнь на земле продолжается, количество чтимых икон возрастает, поскольку нет числа чудесам Богоматери!

Поразительным есть то, как появились и появляются различные иконы Пречистой: через списки или чудесное изменение уже существовавших икон; многие из икон вызваны явлениями Самой Матери Божией прославленным святым и обычным верующим; иногда иконы писались как ответ Церкви на волновавшие христианский мир вопросы; встречаются иконы, которые отражают тексты церковных песнопений или определенную богословскую мысль, изображают поразившее современников чудо. Существуют иконы, в разное время привезенные с Запада, которые у нас прославились чудотворениями. Не раз случалось и так, что Пречистая Богородица Сама напоминала о забытых, иногда заброшенных и по небрежности портившихся иконах, которые впоследствии становились чудотворными. На некоторых иконах запечатлено увиденное во сне, причем Богоматерь порой даже повелевала написать икону как знак Ее благоволения или заступления, ходатайства за людей в особенно трудные периоды жизни. Возникает вопрос, почему так происходит, зачем такое разнообразие и богатство иконографии? Да потому, что сила и благодать Божия не зависит ни от времени, ни от уровня подготовки молящихся, ни от условий их жизни, ни от места нахождения образа, ни от способностей мастера-иконописца… ни от чего. Каждый получает по вере и любви своей. Из этого, конечно, не следует, что никакого значения не имеет художественная ценность или выразительность иконы. Просто речь идет о разных вещах, и путать их нельзя.

В те минуты, часы и годы, когда жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою гибнут люди, мечты и надежды, где звучат нескончаемые вопли и стоны, слышен ропот и близко умопомрачение, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью и любовью во взоре, возвышается над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. Не в силах Она изменить покрытого шрамами лица земли и водворить рай на месте каторги.  Но, приникая к исстрадавшейся, отчаявшейся, обезумевшей человеческой душе, она шепчет слова утешения и склоняется над ней, как некогда склонялась над Своим Божественным Младенцем, и одряхлевшая душа получает обновление и исцеление.  

Все ужасы в который раз померкли перед сиянием семи чудотворных икон, возглавивших многокилометровый Крестный Ход от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Мне в какой-то момент показалось, хотя, нет, не показалось, что вместо земного раздора, церковных расколов и человеческих уродств восхищенным взорам открылись райские дали, сонмы светлых небожителей и сверкание лучей славы Божией. «Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая»…            

Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским Патриархом византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из "Повести временных лет" известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел.

Почаевска икона Божией матери была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом. После нескольких явленных иконой чудес Гойская посчитала себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе. Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом, Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках и со множеством ангелов в воинских одеждах. Нападавшие стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих ей?» – спрашивали напуганные и пораженные турки. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, – отвечали им, – вот почему и деются такие силы».

     

Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году в городе Ахтырке священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву помогала страдающим лихорадкой: вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой.

Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны 1853-1855 годов. При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята. Тогда было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября.

Песчанская икона Божией матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались победы.

Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель. Страдая от того, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону. Спустя время от нее начались исцеления и благодатная помощь всем, кто приходит с надеждой на милость Божию.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» явилась в 1420 году на Каменском озере. Можно предположить, что это чудесное событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, морового поветрия. Единственная из известных в православном мире икон – икона «Призри на смирение» – оставила отпечаток на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Чудо произошло летом 1993 года. Научные исследования показали, что отпечаток на стекле имеет органическое происхождение и является нерукотворным отражением лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом – позитивом.  Другой список иконы «Призри на смирение» конца 17 века находится поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре.

Мы стояли в длиннющей очереди, ведущей туда, к чуду. Стояли под проливным дождем, голодные, насквозь промокшие, но – бесконечно СЧАСТЛИВЫЕ. Потому что душа жаждала встречи. Жаждала взгляда, смотрящего в самую душу, где мерзость наша, низость и потемки. Взгляда живого, меняющегося. Он отзывался на любой звук твоего сердца. Он отзывается на то, с чем подходишь к НЕЙ. Это не придумано. Это – ценный опыт, а не игра воображения. «Богородице Дево, радуйся…» – пели не голосовые связки, а связанное грехами сердце. И вот, подойдя близко-близко, Ей надо сказать о своем не наскоро, а медленно-медленно, тихо-тихо, глядя Ей в глаза. Материнские глаза. Сказать с надеждой и искренней детской верой, что Она услышит. И первое, что получит каждый, кто не лукавит и не торгуется, будет мир и тишина. А дальше… Дальше – что кому полезно.  

О чем ропщем мы, неблагодарные и злонравные, если имеем такую жемчужину – веру Православную, и, как самые именитые вельможи, щедро одарены благодатью Божьей, подаваемой нам как дар исключительно по милости Господа, без всяких заслуг и талантов с нашей стороны, дабы быть освященными и спасенными. Ведь единственная цель человеческой жизни – стяжание благодати, о которой говорит апостол Павел. Если нет Божественной энергии, Божией благодати, между Богом и человеком – бездна. А значит, не может быть ни радости, ни благ, ни процветания, даже если человек не хочет так думать и сопротивляется Богу, пытаясь найти другие толкования смысла жизни. Истина – одна, все остальное – тупик.

В одной из утренних молитв есть такие замечательные слова: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати…» Та любовь к Божией Матери, то благоговение перед Ее изображением на святых иконах, перед которыми верующие склоняют колена своих благодарных или израненных сердец, яснее всяких слов свидетельствуют о неисчисляемых опытах Ее благодатных осенений и благословений. И блажен тот, кто будет достоин, чтобы на него снизошла благодать, ибо на земле нет счастливее человека, на котором почивает Божие благословение и над которым всегда распростерт всечестной омофор Божией Матери. Многотысячный Крестный Ход с семью чудотворными иконами яснее всяких слов показал миру, где истина, благодать и спасение, поправ потоки лжи, злопыхательства и зловония душ тех, кто, вооружившись гордыней и тщеславием, стремительно летит к погибели. Просвети их сердца, Пресвятая Богородице, не дай им погибнуть самим и погубить слепо верящих их бесконечной лжи! Ведь по Твоим всесильным молитвам воскресли многие души нераскаянных грешников и примирялись с Богом. Помоги нам стяжать дух мирный, и тогда воцарится мир и благоденствие в нашей растерзанной стране. Другого пути не было, нет, и никогда не будет.

Последнее от Елена Перина

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: