О некоторых суевериях, связанных с празднованием Нового года

О некоторых суевериях, связанных с празднованием Нового года

26/12/2016 1960
И опять приходится браться за неблагодарную тему, а именно – писать о том, как христиане должны относиться к празднованию Нового года.

Тема эта неблагодарная потому, что что бы мы ни написали, всегда найдутся недовольные данным советом: скажите людям, что христианин должен встретить наступающий год не за праздничным столом и телевизором, не в кабаке или на корпоративной вечеринке и т.д., – и вас непременно обвинят в мракобесии и отсталости. А также в бездушии: мол у нас сейчас и так мало поводов для радости, а тут еще и новогодних праздников хотят лишить.

Но если вы ударитесь в другую крайность и будете утверждать, что в праздновании Нового года (т.е. в мирском его варианте – с шампанским, оливье, просмотром праздничных программ на ТВ и т.д.) нет ничего предосудительного, то тут же услышите обвинения в обмирщении духовенства, излишнем либерализме, потакании страстям мира сего и, может быть, даже измене Православию.

Именно поэтому, делая материл о некоторых аспектах празднования христианами Нового года, я решил не давать от себя никаких советов, а обратиться к мнению великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста. Мнению, которое он высказал в своем слове «На Новый год».

Мнение это ценно для нас не только тем, что его высказал непререкаемый авторитет Церкви, но еще и тем, что, как оказалось, люди прошлого (III-IV вв. н.э.), по сути своей, были такими же людьми, как и мы (хотя я лично не уверен, что Новый год они праздновали в ночь с 31 декабря на 1 января). Т.е. как и мы, они сталкивались с общечеловеческими проблемами, болели общечеловеческими болезнями, верили суевериям, которые характерны и для нашего времени. Например, верили в то, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь и т.д.

В том числе и христиане тех далеких времен мало чем отличались он нас – современных христиан (по крайней мере тех, кто номинально именует себя православным христианином). Так же, как и большинство наших сограждан, большинство жителей Константинополя являлись только номинальными, т.е. на словах, христианами, а на деле не спешили жить по заповедям Евангелия и т.д.

В конце концов, пусть каждый сам сделает для себя выводы о прочитанном. И в первую очередь обратит внимание на абсурдность некоторых суеверий, связанных с празднованием Нового года.

Св. Иоанн Златоуст «Слово на Новый год» (фрагменты)


Происходящие сегодня дьявольские всенощные гуляния, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, плакать, стыдиться, как согрешившим, так и не согрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на безчиние братий, наш город веселится, красуется и увенчивается; площадь, как любящая наряды и роскошная женщина, сегодня заботливо украшается, облекаясь в золотые и драгоценные одежды, обувь и прочее тому подобное; всякий мастеровой, выставляя на показ свои работы, старается перещеголять своего товарища. Такое соревнование, хотя показывает ребяческий ум и душу неспособную к великим и возвышенным помыслам, но не слишком большой, влечет за собою вред: есть только какое-то безрассудное рвение, навлекающее на соревнователей осмеяние…

Но, как я выше сказал, такое соревнование заслуживает небольшого порицания; а более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью. Это несообразно с нашим любомудрием, сами ли вы делаете это, или позволяете делать другим, слугам, или друзьям, или соседям. Неужели вы не слышали слов Павла: «Наблюдайте дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:10, 11).

Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах нашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, – потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию и беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милости, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Диавол, зная это и стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавив душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням. Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастные, тот в несчастный день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему, по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение, и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет проводить жизнь недеятельную и порочную. Зная это, мы должны избегать козней диавола, исторгать из души такое убеждение, не наблюдать дней и не пренебрегать одним днем и не привязываться к другому. Лукавый демон ухищряется против нас таким образом не только для того, чтобы ввергнуть нас в нерадение, но чтобы и оклеветать и создания Божии, и вовлечь души в нерадение и вместе в нечестие. Мы должны удаляться от этого, и ясно знать, что нет зла, кроме одного греха, и нет добра, кроме одной добродетели и угождения Богу во всем. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; вино причиняет шум, а слово прекращает смятение; вино помрачает ум, а слово просвещает и помраченный; вино вселяет скорби, которых не было, а слово отгоняет и те, которые были. Ничто обыкновенно так не ведет к спокойствию и радости, как правила любомудрия – презирать настоящее, стремиться к будущему, не считать ничего человеческого постоянным – ни богатства, ни власти, ни почестей, ни покровительства. Если ты научился так мудрствовать, то не будет терзать тебя зависть, когда увидишь богатого, и когда впадешь в бедность, не унизишься от бедности; и таким образом будешь в состоянии постоянно праздновать. Христианину свойственно праздновать не в известные месяцы, не в первый день месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь провождать в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Об этом слушаем Павла, который говорит: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:8).

Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; если же ты неспокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Какая мне польза от светлого дня, когда душа моя помрачена укоризнами совести? Итак, если ты хочешь получить пользу и от начал новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе; дни бегут и проходят: годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели?.. Призови бедного, участником твоей трапезы сделай Христа!

Наблюдать дни несообразно с христианским любомудрием, но это – дело языческого заблуждения. Замечать дни, находить в них особое удовольствие, зажигать на площади светильники, плести венки, есть дело детской несмысленности; а ты уже вышел из этой немощи, достиг мужеского возраста и вписан в гражданство небесное; не освещай же площади чувственным огнем, но озаряй ум свой светом духовным! «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Творения св. Иоанна Златоуста. Том 1. Книга вторая. Санкт-Петербург. Издание Санкт-Петербургской духовной Академии. 1898 г.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: