О некоторых суевериях, связанных с празднованием Рождества и Крещения ...

О некоторых суевериях, связанных с празднованием Рождества и Крещения Господня

05/01/2017 1683
Несколько лет назад, в самый канун Рождества, будучи в гостях у одних своих знакомых и, следовательно, получив доступ к ТВ, мне «посчастливилось» лицезреть на одном из местных каналов две программы, касающихся христианских праздников. Собственно, в самом этом факте не было ничего удивительного: подобные программы регулярно выходят на региональных, частных и общенациональных каналах в канун наиболее значимых христианских праздников. Причем все они сделаны как под копирку. Именно поэтому я и решил остановиться на этих двух передачах винницкого телевидения.

В первой программе приглашенная из педуниверситета преподаватель народоведения довольно много говорила о народных традициях, связанных с празднованием Рождества. Увы, но вот только о Христе и сугубо церковных традициях празднования Рождества она почему-то забыла упомянуть. Короче говоря, ситуация выглядела так, как будто Рождество является сугубо национальным украинским праздником, не имеющим ни малейшего отношения ни к Православию, ни вообще к христианству, как таковому.

Еще более поразила меня вторая программа («Эксклюзив»), посвященная празднованию дня Крещения Господня. В этой программе была показана группа бодрых винницких «моржей», которые, фыркая от удовольствия, выскакивали из ледяной воды и рассказывали на камеру о том, как хорошо купаться на «водохреща», о том, как это полезно для нашего здоровья и т.д., и тут же на все это действо одобрительно посматривал полуголый Нептун с трезубцем в руках (напомню, что трезубец в православной традиции является символом дьявола (1)). Наконец, все это завершилось финальной сценой отдания чести Нептуну и итоговой «проповедью» языческого повелителя водной стихии. Короче говоря, такой себе «крещальный праздник Нептуна».

Конечно, в глазах воцерковленных православных христиан подобные действа и программы выглядят как кощунство, но, откровенно говоря, удивляться здесь нечему.

Дело в том, что если мы решим почерпнуть информацию о праздновании Рождества Христова и Крещения Господня из светских средств массовой информации, то узнаем обо всем на свете, кроме как о том, что же на самом деле празднуют христиане в эти дни.

А знаете, почему так происходит? Потому что, увы, но Рождество и Крещение стали сегодня общенародными праздниками!

Говорю «увы!» потому, что праздники эти – сугубо христианские, и празднование их людьми неверующими, нецерковными, людьми с антихристианскими убеждениями (например теми, кто увлекается оккультизмом, восточными религиозными учениями и т.д.), привело к тотальной профанации и извращению самой сути этих христианских праздников.

Вот поэтому нас и кормят с экранов телевизоров, газетных, журнальных и книжных страниц рассказами о «Маланке», «12 стравах», гадании в ночь под Рождество и т.д.

Странно, но авторам этого информационного мусора даже и в голову не приходит связаться с представителями Православной Церкви и уточнить истинную суть того, о чем они рассказывают. Их даже не смущает откровенная ложь о дохристианском происхождении наших праздников, а также о псевдоцерковных обычаях и обрядах, носящих нередко чисто оккультный характер. Вот лишь некоторые примеры подобных заблуждений:

- Так, например, нередко можно встретить утверждения о том, что колядки – это, попросту говоря, языческий «день рождения солнца», который впоследствии Церковь просто переименовала в Рождество Христово.

- Что на Рождество в старину готовили большую, из 12-ти блюд, вечерю, а накануне Нового года готовили «щедру вечерю». А так как по христианскому календарю это день прп. Мелании Римлянины, то он имел название «Маланки» или «Щедривок» и был связан также с новогодним циклом так называемого «Солнечного круга».

- Что особого внимания на Рождественские праздники заслуживают девичьи гадания, которые в разных районах имели свои формы (причем в гаданиях может быть активно использована церковная атрибутика).

- Что название «голодна кутя» происходит от того, что на нее уже не звали ужинать «святых душ» и «бога богатства», что вечером в церквях святили «вечернюю воду», которая была даже более полезна от всякой беды, нежели «иорданская».

- Что «иорданская» вода считается целебною, и поэтому ее нужно употреблять во время различных болезней, можно натирать ей суставы и больные места на теле, поить беременных во время родов, лечить детский испуг, поить коров, когда они телятся, и т.д.

- Что сам праздник Крещения Господня уходит корнями в дохристианские времена и посвящался «очистителю и освятителю воды, проводам зимы и празднованию скорого прихода весны», и что со временем христианская церковь подменила старинное название праздника «Водохреща» на чисто христианское «Иордан».

Конечно, на все это можно было бы закрыть глаза (чего же еще можно ожидать от современного расцерковленного общества), если бы эта массовая истерия языческого веселья не оказывала пагубного влияния на самих христиан.

Язычество в христианской обертке, или «белая магия православного обряда»


Если говорить откровенно, то сегодня мы, современные христиане, мало чем отличаемся от людей нецерковных. Ну, разве что, в церковь ходим почаще, а в остальном – все как у всех: просмотры увеселительных программ по ТВ, народные гулянья, застолье, которое нередко сопровождается обильным излиянием горячительных напитков и неумеренным празднословием. В том числе многие христиане считают своим долгом нагрузить праздничный стол не менее чем 12-тью блюдами.

О том, что на такой стол тратится довольно большая сумма денег, и говорить не приходится (уверяю вас, рыночные торговцы просто плачут от восторга при виде того, как мы сметаем продукты с прилавков).

Так, нанеся ощутимый урон собственному здоровью и существенно пополнив кошельки служителей мамоны, мы приближаемся к крещенским праздникам. Вот тут-то и наступает самое «благодатное» время позаботиться о пошатнувшемся здоровье, так как, судя по многочисленным рассказам (бытующим в среде православных) о целебных и чудодейственных свойствах крещенской воды, складывается впечатление, что она (Крещенская вода) излечивает практически от всех недугов.

И действительно, по общепринятому сегодня представлению крещенская вода исцеляет как бы сама по себе, вне зависимости от духовного состояния человека. Т.е. фактически сам человек, потребляющий крещенскую воду, в этом процессе исцеления принимает лишь косвенное участие: ибо Бог «заряжает» воду Благодатью (после чего отходит на второй план), а Благодать через омовение или окропление водой проявляет свои целительные свойства. Короче говоря, все происходит как бы само собой, автоматически, где-то там на небе, а ты только выполняй определенный ритуал и ни о чем не думай.

К сожалению, многих людей устраивает именно такое восприятие христианства. Сегодня мы столкнулись с тем фактом, что, в противоположность настоящему «трудному» христианству, существует гораздо более распространенное – «легкое», беззаботное христианство. Оно характеризуется, в числе прочего, двумя вещами: двоеверием и магизмом.

Двоеверие и магизм  


Игумен Петр Мещеринов так характеризует два эти явления псевдоцерковной жизни: «Двоеверие – явление, характеризующееся принятием и усвоением исключительно обрядовой стороны Православия; притом, что дух жизни остается языческим. Двоеверие в наши дни – это уже не столько прыгание через костер на Ивана Купалу и святочные гадания, сколько вектор жизни. Оно убирает из нашей религии Христа и ставит на Его место реалии падшего мира. Целью в этой системе взглядов является не Сам Господь и жизнь в Нем, а получение от Него вполне земных благ; Сам же Господь и Его заповеди никого не интересуют. Все церковное, к чему прикасается двоеверие, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, яблочные и прочие «Спасы», народные приметы и тому подобные вещи.

Еще более, нежели двоеверие, извращает внутренний строй христианской жизни магизм. Вот почему человек с магическим восприятием христианства фактически перестает быть христианином, хотя внешне он и может выглядеть весьма воцерковленным.

Магизм в Церкви прежде всего извращает отношения человека и Бога, извращает саму мысль о Боге, т.к. магическая точка зрения строится на том основании, что Богу нужен только обряд, правильно, вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Что из всего этого получается на практике? То, что церковь превратилась у нас в некую белую магию православного обряда. Со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь (Мк. 12, 30). Это требует от человека нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу, а людям это неудобно, скучно и неинтересно. Им нужен, как писал еще свт. Игнатий Брянчанинов, эффект и развлечение; поэтому христианство "расцвечивается" самыми разнообразными вещами, такими, как: видения, знамения, откровения; поездки в поисках прозорливых старцев и стариц; почитание разнообразных источников и прочих "святынек"; высчитывание признаков скорого конца света; создание огромного количества преданий о тех или иных почитаемых святых и т.д. Нередко сюда примешивается и язычество, облекшееся в церковные одежды, например, почитание Медовых, Яблочных и прочих "Спасов", Масленица, разного рода полусуеверные обычаи, связанные с праздниками Рождества и Крещения, и проч. Опасность здесь та, что в качестве учения Церкви выступают не Священное Писание, не догматическое и нравственное святоотеческое Предание, но исторически небезупречные сведения и негодные и бабьи басни. (1 Тим. 4, 7)».

И действительно, часто людям легче поставить свечи, написать записки, откушать 12-ть страв и т.д. в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, чем разбираться в своей жизни и строить ее в соответствии с Евангелием.

Вот тут-то мы и должны задать себе немаловажный вопрос: а стоит ли удивляться светско-языческим традициям празднования Рождества и Крещения, когда сами мы, православные христиане, давно уже разучились праздновать наши христианские праздники по-христиански?

Странно, но для нас, христиан, церковный праздник обязательно должен походить на праздник светский, т.е. на праздник плоти, но не Духа. Не является ли это свидетельством умаления Духа Божия в современных христианах?

Конечно, на это нам могут возразить, что, мол, такие великие праздники и отмечаться должны с особой торжественностью и т.д. Ибо наша Церковь – Церковь торжествующая! Но все же, это торжественность более внутренняя, нежели внешняя: «Наш Господь приходит! – таков был ликующе торжественный клич христиан. Это был клич победы, победы, победившей мир» (2). И действительно, перед блеском славы прославленного Христа любая человеческая торжественность меркнет, а может даже выглядеть как кощунственная пародия.

Мы должны четко понимать, что Христос пришел спасти всего человека! Причем спасти для вечности, а не для этой жизни. Именно поэтому апостолы, да и Сам Христос, призывают нас не любить «мир» («мир» – т.е. мир страстей, в котором правит культ материального благополучия, эгоизм, культ максимального потребления чувственных удовольствий, в том числе и желания «оторваться» как следует в праздничные дни): «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанна, 2:16-15).

Проблема состоит в том, что полюбивший мир страстей человек не может уже любить Христа, не может желать соединения с Ним, т.к. вместо приобретения богоподобных свойств (т.е. желания уподобиться во всем Христу) такой человек желает только одного – потреблять чувственные удовольствия! Т.е. сделать так, чтобы все в этом мире служило ему одному и существовало ради него одного: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).

Уподобление же Христу требует совершенно другого, а именно – умения отдавать, жертвовать собой! Только таким образом приобретается человеком любовь Христова (т.е. жертвенная любовь), только таким образом может человек соединиться с Духом Божиим (со Святым Духом), который собственно и есть ЖИЗНЬ (т.е. только Святой Дух может дать человеку истинное духовное и необходимое физическое здоровье, а также спасение в вечности).

Однако, к сожалению, случилось так, что вместо того, чтобы идти навстречу к Богу, все более и более соединяясь с Ним в Духе Святом, вместо того, чтобы использовать в нем самом сокрытые силы для вознесения себя и всего мира к Богу, человек отдался во власть материальных нужд. Поэтому-то мир, который Бог изначально создал «хорошим весьма», стал для человека темницей и постоянным искушением, в котором «князь мира сего» в смерти реализует свою власть.

Так что дело Церкви как раз и состоит в том, чтобы вернуть этот поврежденный мир в свое первоначальное состояние: «Освящением воды, пищи и растений Церковь возвращает их в первоначальные отношения не только с Богом, но и с созданным по образу Божию человеком. Владычество Бога над вселенной провозглашается во время богоявленского Великого освящения воды, чем утверждается также и освобождение человека из-под власти космических сил. Таким образом, это освящение природы означает демистификацию природы» (3).

Попросту говоря, Бог приходит к нам на помощь, освобождая даже сами природные стихии от влияния демонических сил и ставя их на службу человеку. Но и от нас также требуется определенный нравственный труд (труд соединения со Христом). Так как от ветхого Адама мы наследуем падшую природу, нам необходим труд противления ей и понуждения себя на исполнение заповедей Божиих, которым только и усвояется благодать Христова человеку.

Мы не должны забывать о том, что в Церкви, в духовной жизни всё – средства, а цель – жизнь со Христом! И поэтому мы познаем веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, не для того, чтобы достигнуть мнимого чувственного и телесного удовлетворения, а для того, чтобы узнать, как жить так, чтобы быть всегда со Христом! Собственно поэтому наша вера и неотделима от благочестия: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26), – говорит Апостол.

Так, может быть, стоит нам, христианам, задуматься над тем, чтобы:

- вместо «12-ти страв» слегка уменьшить свой аппетит, а на оставшиеся деньги помочь нуждающимся?

- вместо народных гуляний посетить больных и малоимущих, или просто тех, кто нуждается в нашем внимании?

- вместо празднословия и просмотра развлекательных передач лишнее время посвятить молитве или изучению Священного Писания и учения Церкви и т.д.?

Ведь именно таким образом мы только и сможем принять Духа Божия в наши сердца, сможем встретиться со Христом!

Не делая всего этого, а просто стремясь к получению удовольствий и мирского благополучия, не услышим ли мы из уст Господа слова: «…идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41-46).

Ссылки:

1. Повесть прп. Евфимия Великого (Четьи-Минеи, 20 января). Также о значении трезубца в оккультных дисциплинах и белой магии («Трезубец Парацельса») см. у еп. Варнавы (Беляева) в «Календаре Восточной Церкви» и во 2-м томе «Основ искусства святости», стр.213.
2. Прот. Н.Афанасьев. Трапеза Господня. Киев.2003 г.
3. Прот. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Минск. Лучи Софии. 2001 г.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: