«От чего человек бывает плох?»

«От чего человек бывает плох?»

19/03/2017 1144
Очень часто и очень много выливается на людей церковных грязи и «стебов». И сейчас я не имею в виду священников – это вообще отдельная тема. Изложить на бумагу, что называется, эти мысли вынудил следующий факт. Недавно на одном паблике в соцсетях прочитал пост примерно такого содержания: «Живет у нас на улице женщина. Она верующая, но при этом страшно любит всем пакостить. Всем без исключения, кто живет рядом. И вот, по совпадению, она – наша соседка. Недавно я родила малыша. После роддома приехала домой, и в тот же день она на будке своей собаки смастерила некую «игрушку»: навесила стеклянных бутылок и разных звенящих противным звуком железок, чтобы они шумели и мешали малышу спать. На ее вопрос моей маме: «Как Ваш малыш?», мама ответила: «Благодаря звону бутылок спит крепко!» Видели бы вы ее лицо». И знаете, задумался… Единственное, что пришло на ум, так это то, что у человека происходит ад в душе. И человек только в храме обретает хоть какое-то равновесие. Хотя обо всех так не скажешь, да и что мы можем сказать о ком-то другом, не о себе… Ведь влезть в чужой мозг мы не можем и мотивацию понять тоже. Очень много факторов, которые, казалось бы, должны удерживать наш язык от осуждения, но…

«От чего человек бывает плох?»


Читая преподобных Оптинских Старцев, невозможно не подивится их тонким шуткам-прибауткам, которыми они открывают аксиомы нашей жизни. Возьмем хотя бы преподобного Амвросия с его пословицами. «От чего человек бывает плох? – от того, что забывает, что над ним Бог». Вот и весь ответ. Ответ простой и неказистый. Но попробуем копнуть глубже. Вот живет человек: сначала естественно, рождается, потом растет, растет, крепчает, набирает сил и, если доживает до старости, то с нажитым багажом встречает ее.

Каждый период жизни имеет исключительное значение в жизни каждого человека, но иногда, и причем часто, человек в том или ином периоде недополучает. Кто в детстве, кто в отрочестве, кто в юности, кто в семейной жизни. Человек приходит в мир, как чистый лист бумаги, где каждый оставляет свой мазок, и получается рисунок. Воспоминая ежедневно память Святых по месяцеслову и читая их жития, часто сталкиваемся с тем, что настоящие шедевры человеческих душ пишутся именно скорбями. «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян.14;22).

Так что же мешает человеку часто одними и теми же скорбями получать одинаковый эффект? Самым простым ответом будет сказать, что одни принимают их с благодарностью Господу, а другие нет. Повторяю, что основной месседж данной публикации касается людей верующих и воцерковленных. Священнослужителей и людей светских мы не касаемся.

«Бабушки – столБы Церкви»


Распространенным явлением в наших храмах являются ругающиеся и хамящие прихожанки или работники храмов. Как ни крути, а первыми людьми, с которыми сталкивается простой обыватель в храме Божьем, являются именно они. Ревностные прихожанки, даже часто несущие послушание со всей строгостью к самим себе, не забывают одаривать этой строгостью и других. Получается заметный парадокс: с одной стороны человек ходит, молится, часто имеет молитвенное правило; а с другой тут же делает такие пакости соседям или запросто может обидеть человека в храме.

Большой процент таких прихожанок – это люди, уверовавшие уже в зрелом возрасте или на старости лет. Часто причины, которые приводят человека в храм, не радостные. От радости очень редко человек бежит благодарить Бога, а если не бежит, то даже не часто перекрестится, произнося простую молитву: «Слава Тебе Господи за Твои благодеяния». В храм идут почти всегда с багажом недополученного в разных, уже упомянутых, периодах. И, скажем, часто так бывает, что одна и та же ситуация, когда человек просто делает зло, но знание окружающих, что он воцерковлен, дает противоположный эффект. Но к этому надо быть готовым, потому что так испытывается искренность нашего желания, а кроме того наше покаяние очищается от примесей тщеславия и внутренней гнили, которая легко может погубить наши совместные с Богом труды.

«Тако да просветится Свет ваш пред человеки»


Каковы мы, прихожане, для людей мирских, не знакомых или малознакомых с церковной жизнью? По умолчанию, «умаленные малым чим от Ангел»… И тут сразу у нас просыпается внутренний адвокат, начиная оправданно парировать, что мы такие же люди и живем в таком же теле, и в одной и той же стране, так что не удивляйтесь. Это с одной стороны, а с другой – та ситуация, которая описана в начале. Где же выход? Чем брать эту стену? Ответ дает нам сам преподобный Ефрем Сирин: Целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Первое понятие очень часто воспринимается нами, как соблюдение себя от плотской нечистоты, но пределы понятия этого очень широки, и означенный пунктик о чистоте – только часть этого айсберга.

Целомудрие – это целостность, а правильнее сказать, не раздвоенность в наших мыслях, поступках, как в храме, так и за его пределами. От целостности в своих мудрованиях рождается и смирение в них же. А имея правильное, или смиренное, о себе мнение, человек поймет, что раз его Господь терпит, прощая долг «тьмою талант», то как человек может не потерпеть своего ближнего, который чем-то досаждает ему. А укрепясь в означенных трех добродетелях, человек сможет полюбить тех, кто делает ему зло. Но важно изначально понимать, что распределитель всех даров – Господь. Не даром в начале молитвы стоит: «Господи и Владыко, живота моего (жизни моея)».

«Один шаг…»


Наверное, все слышали поговорку: «От любви до ненависти – один шаг», так же оно часто бывает и в духовной жизни – срабатывает закономерность одного шага от святости к падению и наоборот. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих многочисленных бесед говорит такие слова: «Грешить – свойство человеческое, а не каяться в содеянных грехах – свойство диавольское». Покаяние – вот то, что исправляет искривленные картины наших душ, превращая их в шедевры.

Людям, которые так легко бросают комья грязи в таких соседок, а часто мам или тещ, стоило бы подумать, чем они лучше их. То, что человек ходит в храм, есть показатель того, что человек этот ищет исправления картины своей души, сдирая часто застарелые и засохшие краски вместе с холстом, преодолевая неимоверную душевную боль, но, давая эти краски Художнику, просят залечить и переписать, переделать это место.

Большую роль играет также сила привычки, когда человек полвека или даже больше в своей жизни жил так и считал вместе с кидающимися грязью это нормой, вдруг начинает идти вспять, преодолевая самое трудное препятствие в виде себя самого. Идти этой дорогой призван каждый, кто «во Христа крестился», но идут ею единицы. И если человек действительно идет, то Господь недостающее восполнит и немощное уврачует, от нас нужна только вера, т.е. доверие Богу самого себя. Сделать первый шаг, один хотя бы шаг, навстречу Христу.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: