Поминовение усопших — помощь душе и утешение в скорби

Поминовение усопших — помощь душе и утешение в скорби

05/03/2016 1544
Автор: 

Поминовение умерших – как сегодня актуальна эта тема для нашего многострадального народа!

Вера христианская, в полноте своей выраженная в Православии, озаряет нашу многострадальную Родину светом надежды, смыслом жить дальше и при этом помнить тех, кого с нами уже нет; наставляет творить дела милосердия, среди коих особенно выделено поминовение и молитва об умерших от начала времён людей.

Зачем поминать умерших?

Святая Церковь в определённые дни года призывает всех своих верных к сугубой молитве о всех «умерших в вере» людях: о священниках, царях и монахах; о тех, кого постигла внезапная смерть и о получивших напутствие Церкви; о людях, погибших от различных природных невзгод и стихий; о воинах; о матерях, умерших в родах, и о младенцах, о детях, погибших в страшных катастрофах современности; о старых людях, умерших в одиночестве… «Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста»1.

На чем современная Церковь основывается, говоря о данной теме? Прежде всего на Священном Писании.

Приведём несколько ссылок:

1) Чис. 20, 29;

2) Втор. 34, 9;

3) 1 Цар. 31, 13;

4) 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45.

5) Лк. 20, 28

6) Ин. 5, 14—15.

7) 1 Пет. 3, 19.

Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мёртвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия. На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на Литургии2.

Следующим авторитетным источником выступают Великие Отцы и Учителя Церкви, которые основательно и аргументированно указывали на важность принесения молитв и подаяний за умерших, особенно за Божественной Литургией.

Приведём несколько высказываний:

Святитель Афанасий Великий Александрийский (IV в.): «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется».

И в другом месте говорит: «Если и богат был скончавшийся во благочестии, то не пренебрегай елеем и свечами, чтобы возжечь на гробе, молясь Христу Богу, потому что это приятно Богу и приносит большое воздаяние. Если умерший грешен — разреши его прегрешения; если же праведен — пусть его награда умножится; а если кто, может быть, странник или нищий, о котором некому позаботиться, — то Праведный и Человеколюбивый Бог, по всеведению Своему, за нищету воздаст и этому равную (с другими) милость».

Афанасий Великий считал, что святым мученикам дано наблюдать за нашими делами, и посещать нас – отсюда наше частое моление к ним!

Святитель Иоанн Златоуст Константинопольский (IV в.): «Не напрасно узаконили Апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3-я на послание апостола Павла к Филипийцам).

Святитель Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной Жертвы, бескровного служения вспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и страшная Жертва».

Теперь дополним из Триоди Постной:

Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский, своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого3. А Великий Григорий Богослов (в надгробном слове брату Кесарию) представляет милостыню за усопших, как благое дело4.

Милостыня и поминовение умерших приятны Богу, ведь это является проявлением любви к ближним.

«Если даже и есть у них много грехов против целомудрия, говорит Божественное Писание, то Божие человеколюбие намного побеждает. Если окажется равный вес добра и мерзости, — побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, — снова превозмогает благо»5.

Итак, укрепив наше слово авторитетом Священного Писания, Отцов и Учителей Церкви, а также выдержками из Триоди, продолжим тему РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ и рассмотрим некоторые ключевые вопросы.

Почему СУББОТА?

Суббота означает у евреев день покоя. Вспоминается, что в день 7-й Бог «почил от дел Своих» (См. Бытие 1 главу). И мы молимся за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот. Так же следует помнить, что Христос в субботу, именуемую нами «Великой» пребывал душой в аду, проповедуя там умершим людям.

Скорбь и утешение

Почему гибнут люди, почему умирают младенцы? Недоверие в Промысел Бога о людях сеет диавол. Часто люди говорят: «А где ваш Бог был, когда война началась и погибло множество людей? А почему Бог не спас моего сына?..»

Этот список вопросов можно продолжать до бесконечности. Действительно, скорбь поражает нас до глубин и часто перекраивает всю жизнь – и мы уже не будем прежними. Но Бог не радуется о наших печалях, Он не желает нам зла. Есть классическая поговорка реформатских церквей о том, что единый камень Богу не по силам поднять – это свободная воля человека. Эта поговорка может быть полезна нам в понимании Бога. Он относится к человеку с доверием и уважением, Бог скорбеть по определению Православной Догматики не может, но при этом Он пребывает рядом со страдающим человеком.

Митрополит Антоний Сурожский6 приводит в одной из проповедей древний рассказ «о восточном полководце, который победил соседнего короля и взял в плен его самого, его жену и детей, и в акте жестокой мстительности победитель заставил перед лицом пленённого короля убить всех его родных, всех его близких. И король плакал горькими слезами. Но напоследок привели на мучения его собственного сына; и он стоял, как камень, без единой слезы. И победитель обратился тогда к окружавшим его вельможам и сказал: Как глубоко должно быть горе, которое даже и слезы не находит для своего облегчения»…

Есть случаи, когда слёз нет, есть дни, когда слов нет…

Есть в Библии слова, повторенные в Евангелии, из Ветхого Завета: «Плачет Рахиль о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет…» (речь идёт об избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме).

Сейчас мы должны отозваться всей болью, всем состраданием нашего сердца на горе оставшихся (в живых). Ведь за умершими и погибшими остаётся целожизненная скорбь, боль на всю жизнь; и мы не должны никогда эту скорбь забыть7.

Каждый день гибнут люди. Каждый день суетимся мы, погружённые в свои заботы и переживания.

Но помним, что наша жизнь слишком коротка – а это должно нас хранить от неразумных поступков. Лучше бы нам удалиться особенно в эти дни поминовения усопших от всякой политики и брани, не разделяя живых и почивших на «своих» и «чужих», но горячо помолимся об упокоении всех, кто веровал Богу и стремился жить перед Божьим лицом, а уж Сам Бог будет судить каждого человека – правильно ли он поступал и в ту ли церковь ходил молиться.

Смерти больше нет

В слове на Великую Субботу8 митрополит Антоний сказал замечательные слова: «Блаженны мы: в часы, отделяющие нас сейчас от провозглашения Воскресения Христова, мы ожидаем этого, мы знаем, что оно случилось, мы знаем, что сошествие во ад есть победа над адом, а не конечное поражение Человека Иисуса, распятого на Голгофе. Апостолы этого не знали. (…) Будем благодарить Бога за всех тех, которые ушли из этой жизни, но не умерли, а уснули сном успения: за наших умерших родителей, наших умерших предков, наших друзей, людей ведомых нам и неведомых: смерти больше нет. Потому что жало смерти заключалось в конечном отделении от Бога и отделённости от нашего ближнего: и этого больше не существует. Теперь это только временная разлука души и тела, время, когда тело будет отдыхать и рассыплется в прах, тогда как душа будет оживать всё более и более, как всё разгорающееся пламя, до дня, когда будет восстановлена цельность, когда мы воскреснем и заживём жизнью Божией вовеки».

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, и сотвори им вечную память!


[1] Гермоген Шиманский. Литургика: Таинства и обряды

[2] http://www.pravoslavie.ru/2307.html

[3] Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (+ ок. 604 г., память 12 марта). В некоторых ранних житиях свт. Григория Двоеслова имеется рассказ о том, как душа императора Траяна была "крещена" в аду слезами святителя. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не был услышан. "Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения — это крещение слезами", — говорят авторы жития.

[4] Святой Кесарий (+ ок. 369 г.) — брат Григория Богослова, врач по специальности. За свою праведную жизнь причислен к лику святых. Память его 9 марта.

[5] Триодь Постная. Синаксарий в субботу мясопустную.

[6] http://masarchive.org/Sites/texts/1996-03-17-1-R-E-S-EM01-004.html

[7] Там же.

[8] http://masarchive.org/Sites/texts/1980-04-05-1-R-E-S-TM09-158.html

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: