Практическая антропология: о человеке, стыде и совести

Практическая антропология: о человеке, стыде и совести

11/11/2015 592

Пролог

Архимандрит Спиридон Кисляков, проводя миссионерскую работу среди буддистов Сибири, как-то услышал от одного из них, что он не принимает христианство вовсе не потому, что оно ему само по себе чем-то не нравится, а потому, что до того дня, как к ним в Сибирь приехали христиане, дома у них не запирались А вот теперь христиане научили его соплеменников красть, пить и жить развратно [1]. Приблизительно тоже самое говорили загнанные в резервации индейцы Северной Америки на предложение христианских миссионеров принять крещение. Так что же такое с нами случилось, что вместо того, чтобы быть солью и светом миру, мы стали жить «как все»?

Давайте попробуем понять, как структурируется личность христианина в сложной многополярности человеческих отношений, подойдя к этому вопросу системно.

Человек в своем личностном росте развивается в разных сферах жизнедеятельности. Базовыми из которых являются ПРИРОДНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ сфера.

Природная сфера жизни

В ней мы поначалу учимся, как и все животные владеть телом и удовлетворять свои базовые биологические потребности в тепле, защите пище, безопасности, и т.п. Но человек не простое животное, он является мерилом всех вещей [2]. Каждый сам для себя принимает решение о том, чего и сколько ему нужно. Самым страшным, личностно разрушительным фактором в этой сфере человеческой жизнедеятельности может стать гедонизм – стремлением к наслаждению.

В мультфильме «Незнайка не Луне» есть сюжет, позаимствованный из сказки о приключениях Пиноккио. Он описывает ситуацию когда на некий таинственный остров, попадают люди которые купились на рекламу. Человек на этом острове проводит время во всевозможных удовольствиях и развлечениях. Но итогом такой жизни будет гарантирование оскотинивание поселенцев острова. После чего из них делали фарш для приготовления пищи.

Поучительный научный эксперимент был поставлен с крысой, в мозг которой вживили электрод, стимулирующий "центр удовольствия" [3]. Крыса перестала интересоваться всем – даже едой. Она так и умерла – в наркотическом "кайфе", беспрестанно нажимая клавишу подачи тока в "центр удовольствия". Неумение контролировать степень удовлетворения своих базовых потребностей приводила к исчезновению целых этносов. Сытая, изнеженная греко-римская цивилизация закономерно проиграла племенам голодных, непритязательных к быту варварам [4].

Отсутствие контроля над базовыми потребностями вносит деструкцию в душу человека, способствуя ее деградации.

Социально-культурная сфера

Человек относится к той группе существ, которая исключает возможность обособленной жизни. Если ребенок рос среди зверей, то он уже никогда не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе и стать его полноценным членом [5]. Начальный опыт отшельнической жизни среди монахов показал, что единицы могут жить в полном уединении, большинство же деградирует или сходят с ума. Поэтому, уже первые монастыри устраиваются по общежительному типу [6].

В своем развитии человек проходит определенные стадии, которые принято называть этапами переходного возраста. Ключевое слово для каждого этапа – переоценка ценностных установок и ориентиров.

Уже на ранних этапах взросления человек начинает формироваться не только социально, но и нравственно. В определенных жизненных ситуациях ребенку нужно сделать выбор между несколькими вариантами поведения. Например, идя по улице, он впервые находит утерянный кем-то мобильный телефон. Ему нужно сделать выбор как себя повести в данной ситуации.

Этот выбор в будущем станет парадигмой его поведения во всех подобных ситуациях, которые потом будут возникать в его жизни. Поэтому драматичность внутренней духовной борьбы с возрастом теряет свою актуальность, поскольку человек со временем вырабатывает алгоритм поведения в обстоятельствах, которые требуют его нравственного выбора.

Психологи проводили эксперимент, задавая детям разного возраста один и тот же вопрос: «Кто больше виноват? Тот, кто СПЕЦИАЛЬНО разбил одну недорогую старую кружку, или тот, кто разбил НЕЧАЯННО очень дорогой ценный сервиз»? Как правило, дети поменьше склонны были винить того, кто разбил дорогой сервиз, но с возрастом их взгляды менялись, и они стали понимать, что оценивать человека нужно не по поступку, а по намерению. Мотив – это то, что является главной содержательной частью любого поступка.

Само намерение не является первичным продуктом нравственного выбора. Это плод невидимой работы или борьбы, которая происходила в сфере мысли, чувства и воли. Первый зародыш греховного намерения, проявляется в т.н. прилоге, этом фантоме мысли, который начинает стучать в наше сознание с желанием устроиться там на ПМЖ. Если система внутренней безопасности определит в нем врага и не пустит в сферу нашего внимания, то на этом все и закончится. Но, если греховный инстинкт, живущий в душе, придет к начальнику безопасности (нашей совести) и закажет прилогу пропуск, то он попадает в зону внимания человеческого сознания, для более подробного изучения.

На этом, втором этапе, еще есть большая вероятность депортации прилога из сферы наших жизненных интересов. Но, если этого не происходит, то начинается третий, более опасный этап, который у святых отцов называется сочетание. Ум, рассмотрев прилог и найдя его привлекательным, выдает ему зелёную карту и предлагает пройди дальше «по коридору». Там он попадает в область сердца, в сферу чувств и эмоций, с которыми у него начинается услаждение, т.е. интимные, сладостные отношения.

После этого выдворить прилог становится практически невозможно. Коронация прилога, с выдачей неограниченных полномочий действовать по своему усмотрению, у святых отцов называется пленением. Эти пять этапов проходят все наши мысли и желания, в т.ч. и греховные. Разница только в скорости прохождения.

Первый этап, т.е. прилог, сам по себе не является грехом. Не нужно бояться греховных мыслей, которые стучатся в наше сознание. Это лишь пробный выстрел в нашу сторону. Святые отцы учат о том, что мы не можем запретить воронам (греховным помыслам) кружить над деревом нашего мысленного сада, но мы должны следить за тем, чтобы они не свили там гнездо. Источники появления прилогов могут быть самыми разными. Они могут быть как формой нашей собственной мыследеятельности, так и провокацией со стороны врага рода человеческого.

Для человека, растущего в социуме и не имеющего никакого религиозного мировоззрения, главным и единственным критерием различения добра и зла является его совесть.

Совесть

Совесть – весьма загадочное явление для атеиста. Если предположить, что одна из древних обезьян психанула, слезла с дерева, взяла палку и стала ею истово копать, делая так до тех пор, пока не выкопала московский метрополитен (т.е. «труд сделал из обезьяны человека» К. Маркс), то не понятно, на каком этапе трудового развития у нее вдруг возникла совесть?

Религия говорит, что совесть – это нравственный ориентир, данный нам от Бога.

Свидетельством того, что он одинаковый для всех людей, являются базовые общечеловеческие ценности, а также сказки и мифы разных народов мира. Независимо от веры, места жительства и уровня развития, у всех народов понятие трусости, жадности, мужества, доброты, смелости, подлости и прочь - одинаковые. Мы все являемся носителями общих нравственных критериев.

Даже не имея веры в Бога и никогда на задумываясь о Его существовании, человек все равно будет судим по закону, который написан Богом в его сердце (Рим 2: 12-16). Совесть ему будет и судьей и прокурором. Уже при жизни человека может начаться внутреннее судебное разбирательство над душой. Ф.М. Достоевский очень хорошо описал это в своих произведениях.

Стыд

Безнравственный поступок всегда вызывает чувство стыда. Стыд – это показатель духовного иммунитета человека. Когда ОРЗ начинает атаковать человека, то иммунитет реагирует на него тем, что активирует нашу биологическую самозащиту: появляется температура, жажда и прочие признаки того, что организм активно борется. Когда грех входит в душу, стыд начинает бить тревогу, пробуждая чувство вины и раскаяния. И чем сильнее иммунитет, тем оно будет глубже и эффективнее. Это говорит о том, что совесть жива и она стоит на страже души. Но тогда откуда берутся люди с прожженной совестью, потерявшие совесть? Как человек может дойти до такого состояния?

Потеря совести

Отмораживание совести аналогично отмораживанию руки. Когда мы выходим на мороз без перчаток, наши ладони начинают ныть и покалывать. Их инстинктивно хочется растереть, чтобы усилить приток крови, или спрятать в карман, чтобы они согрелись. Тоже происходит и с совестью. Когда человек начинает игнорировать боль от покалывания совести, когда он ее не согревает покаянием, или хотя бы сожалением, совесть начинает постепенно отмерзать. Это происходит не быстро, и не сразу. Шаг за шагом, начиная с малого, человек постепенно приходит к большому злу. Главный закон – потеря совести начинается с оправдания себя в мелочах. Игнорируя боль совести, мы провоцируем отмирание ее клеток.

Эпилог

Живя в социально культурном мире, мы постепенно приспосабливаемся к модели его существования и находим свое уникальное место в сложном узоре общественной жизни. Но человек, в отличие от животного, устроен значительно сложнее. Кроме собственного Я, у него есть множество социальных масок, которые он меняет в зависимости от ситуации. В безднах человеческого подсознания записаны миллиарды моделей поведения, которые он извлекает оттуда по мере их актуализации. Где-то в нас живет тень нашего идеального Я, которое является проекцией замысла Божия о нас самих.

С ней мы себя сравниваем и стремимся воплотить ее в себе. В нас живет генетическая память предков, которая проявляет себя в разных архетипах поведения. Да и то существо, которое мы отождествляем с самим собой и называем своим Я или своей Личностью (Ипостасью), на самом деле известно нам лишь отчасти. Человек не тождественен самому себе. В нас есть такая глубина, которая ведома только Богу. Мы лишь плаваем по узкой поверхности потока наших психических переживаний, над океаном собственной бездонности. И чем больше в глазах человека глубины, тем отчетливее видна печаль на его лице, чем больше в нем мудрости, тем глубже его одиночество (Еккл.1, 18).

Все вышеизложенное касается природной и социально-культурной сферы бытия человека. Но главная драма борьбы за спасение человеческой души развивается в духовно-религиозной сфере. На поле человеческого сердца бьются две центробежные силы, одна из которых понуждает человека Быть, другая Иметь. Вектор всей деятельности человека будет направлен в том направлении, на которое укажет победившая сторона. Но об этом мы продолжим разговор в следующей нашей публикации.

  1. о. Спиридон. «Из виденного и пережитого» // "Христианская мысль", 1917.
  2. «Человек мерило всех вещей» Слова древнегреческого философа-софиста Протагора.
  3. Центр удовольствия был открыт в 1950 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером. Крысы в ящиках Скинера с имплантированными в прилежащее ядро мозга металлическими электродами начинали повторно нажимать на рычаг, который активировал зону удовольствия, забывая впоследствии о принятии пищи и воды. В конечном итоге они умирали от истощения.
  4. Лев Гумилев. «Этногенез и биосфера Земли». Трактат (1979 г.), посвящен проблеме возникновения этносов на Земле и их взаимоотношениям.
  5. Известны 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 медведями, 11 обезьянами, 1 леопардом, 1 овцой. В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в логове вместе в выводком волчат девочек восьми и двух лет. Обе вели себя в доме так, как обычно ведут животные. Младшая скорее умерла, старшая прожила еще 10 лет. Из них два года ее учили стоять, четыре ходить, впрочем безуспешно, бегала она все - равно на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание шести слов. Дальше языковой прогресс в развитии не пошел. Она превратилась из дикого в ручное животное. В 19 веке английский психолог Итард выкупил у бродячего цирка мальчика, пойманного в лесу. Итард его приручил, но на этом все и закончилось. В одной из своих книг он впоследствии написал: « Человек может только в обществе добиться того исключительного положения, к которому его предназначил Бог. Не будь цивилизации, он оказался бы самым ничтожным и неразумным животным».
  6.  См. Житие Пахомия Великого (ок. 292-348)

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: