Путь христианина – путь воцерковления

Путь христианина – путь воцерковления

27/04/2016 441

На Страстной седмице Великого Поста верующие являются свидетелями восхождения Христа на Крест. Господь добровольно принимает на Себя поношения, муки и саму смерть «нас ради человек и нашего ради спасения». Тем самым, Он даёт нам образец, призывает руководствоваться им в нашей жизни. Следование за Христом, уподобление Ему для нас, православных, немыслимо без Его единой, святой, соборной, апостольской, Православной Церкви. Ибо, как говорил святитель Киприан Карфагенский, «Вне Церкви нет спасения» и «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Путь со Христом есть путь воцерковления!

Что такое воцерковление? Воцерковление есть формирование в человеке церковного характера, то есть характера воплотившего в себе премилостивый лик Христа, Его кроткий нрав. Реальный опыт воцерковления, который мы получаем непосредственно в жизни, заключается в соединении со Христом, в причастии Ему через все те средства, которые вверены для этого Церкви. Какие это средства? Божественное Откровение, священство, Таинства, молитву, пост, страх Божий, веру, надежду и прочие христианские добродетели, венчаемые любовью. Идя этим путём, человек оставляет греховное своенравие и приобретает Божий нрав, характер Христа.

Оставление греха и приобретение праведности совершается через благодатное усвоение Христу всего нашего естества в Церкви Православной. Церковь – это народ, который усваивается Христу, Его благодати, усваивается Духу Святому, всей Святой Троице и через это усвоение начинает жить согласно нраву Христа действием Духа Божия, совершаясь в любви к Богу и друг ко другу. Это собрание единых в Духе и совершающихся в святость людей, которые через то отлагаются греха и обретают навык добродетельной жизни в мире. Каким же образом можно войти в эту тайну церковного единения? Что необходимо для того, чтобы жить и действовать по Христу?

Прежде всего, необходимо живое участие Бога, то действие благодати, которым Господь призывает к Себе сердце человеческое, пробудившееся к вере и наставляет его непосредственно Сам – через Таинства и прочие церковные священнодействия. Кроме благодатного опыта, не менее важны встречи с людьми, которые живут этим благодатным духом. Образ добродетелей Христовых может открыться благодаря встрече с действительно церковным человеком, много потрудившимся в молитве и приобретении нрава Христова. Очень важно также благоговейное внимание к Слову Божию, творениям святых отцов, богословию церковного зодчества и живописи, то есть ко всему, что составляет Священное Предание Православной Церкви. Ибо в церковном Предании открывается Сам Господь, и верующий может непосредственно общаться с Ним.

Господь каждое мгновение содержит человека в Своей любви, и потому все обстоятельства жизни, которые происходят с каждым, совершаются, по Промыслу Божьему, именно ради каждого из нас. Все они исходят от Бога в любви Своей наставляющего, учащего нас истинной духовной жизни. Что бы ни происходило с нами – это учительное обстоятельство Промысла Живого Бога. Человеку не следует бегать от обстоятельств жизни, ему нужно просто встречаться с ними, подобно ученику в школе, на уроке воспринимающему те задачи, которые даёт ему учитель. Мы все – ученики Христовы, всем нам предстоит учиться жить по Евангелию. Весь опыт Церкви, опыт Святых отцов показывает, что дело обучения, во-первых, своим основанием имеет покаянное смирение и, во-вторых, никогда не останавливается и не завершается, оно бесконечно. Велик и бесконечен Господь. Поэтому велико должно быть смирение, и бесконечной должна быть всякая добродетель приступающих к Нему.

Воцерковляющийся человек на своём пути духовной жизни, фактически, проходит пять стадий или периодов. Первый период – это новоначальное воодушевление, как в мирянине, так и в пастырском или иноческом служении. Оглашение совершается со стороны призывающей благодати Божией и со стороны людей, ею возгреваемых и откликающихся на неё. Без призывающей благодати никто стать оглашенным, а затем воцерковиться, не может. Предогласительное, во многом неосознанное, искание Господа, случайное просвещение через чтение книг, беседы, встречи с верующими людьми постепенно рождают у человека всё возрастающее желание Крещения. Таинством Крещения он входит в Церковь Христову. Со временем человек начинает чувствовать в себе призыв к Богу и устремляется искать Христа живым желанием, жаждой воцерковления. Наконец, он становиться христианином: ревностно старается исповедовать Христа всем порядком своей жизни, начинает исполнять всё необходимое, что установила Церковь как средство для воцерковления. Однако всё это совершается им, во многом, внешним образом. Время воодушевления и радости бывает очень ярким в жизни верующего, обычно оно продолжается в течение трёх-пяти лет, а затем действие благодати сокрывается от самого человека и он, независимо от вида его церковного служения, переживает один из самых труднейших периодов своей жизни – период охлаждения.

Второй период – промежуточный от оглашения к воцерковлению, период оскудения и обретения самостоятельного трудового навыка хождения в правилах Церкви, следствием чего является обретение реального опыта жизни во Христе. Это период серьёзной внутренней брани со своим страстным нравом. Это необходимо для более глубокого познания человеком своей греховной немощи, своей осквернённости по духу, для выявления в человеке ревности ко спасению, к отречению от себя, для формирования навыка трудничества, понуждения на пути Богоуподобления. В труде самопонуждения к исполнению заповедей Господних верующим усваивается благодать ревности, в которой он должен научиться стоять. Для этого нужно всегда иметь пред собою нрав Христов – прежде всего через тщательное вчитывание в нравоучительные творения Святых отцов. По времени второй период может быть продолжительным – два, пять, семь и больше лет, для многих из нас он, фактически, может длиться до конца жизни. Господь знает сроки, ибо Он Педагог в промыслах своих.

Третий период – собственно воцерковление или личный труд навстречу благодати, т.е. труд над нравом при испрашивании благодати Божией. Наступает время, когда к человеку приступает уже не призывающая, а содействующая благодать. Эту содействующую благодать, которая иным образом обучает его, человек воспринимает для самостоятельного, личного обретения и хождения в добродетелях. Не оставляет человека своим действием и призывающая благодать Божия: в определенные моменты она неожиданно касается его сердца и даёт ему такой образ жизни в Церкви, которого он не переживал и не знал до этого. Следует различать два вида действия благодати Божией – постепенное действие и чрезвычайное действие. В первом случае человек находится в настойчивых трудах при незримом присутствии и постепенном содействии благодати Божией. Чрезвычайное же действие благодати Божией в одно мгновение может возвести человека в нужное качество. Обычно такое чрезвычайное действие благодати изливается на сугубых избранников Божиих, которые возводятся на особое служение Церкви, как это было, например, с апостолом Павлом, Марией Магдалиной, Марией Египетской. Однако, следует помнить, что ни одно действие чрезвычайной благодати не может совершиться без наличия определенных, особых человеческих качеств. Время, необходимое для обретения себя в содействии благодати Божией, у всех людей разное, в зависимости от духовных дарований. Из опыта Церкви известно, что время труда по обретению содействия Божия у людей длится порядка десяти-двадцати лет. У кого-то – до конца жизни.

Четвёртый – период истинного христианства, когда слово Божие благодатью входит до разделения души и духа, душа человеческая обретает свободу "огребатися от похотей" (1 Петр. 2:11), подчинять себя слову, назидается духом "через веру и послушание истине" (1 Петр. 1:22), приучается "предавать себя в благотворение" (1 Петр. 4:19), Господь "сердце ея обрезывает духом" (Рим. 2:29), и всё Богоугодное душа творит искренне, чего прежде не желала (Кол. 3:23).

Этот период переходит в пятый, о котором преподобный Исаак Сирин говорит, что это период благодатных или совершенных добродетелей, период духовного совершенства или святости. Тогда человек следует уже не своим страстям, но, освящённый благодатью Божией, ходит по Его всесвятой воле. Об этом опыте святости, каждый в свою меру, может узнать из жизнеописаний и трудов прославленных святых Церкви Православной.

Таким образом, воцерковление заключается в исполнении евангельского закона, в возрастании и укреплении веры. В период оглашения верующий обретается в любви к Евангелию. В период истинного христианства человек желает и испрашивает у Бога добродетели. На степени совершенства (по Исааку Сирину – совершенных добродетелей) человек желает скорбей и соразделения с Господом Его креста.

Сегодня большинство верующих находится на втором (переходном) этапе церковной жизни. Этому периоду свойственны характерные для него искушения. Не распознавая их, человек отдается им с полным самозабвением, живёт в них, всецело доверяя своему я. Как говорится, «человека несёт», и никто не в силах остановить его. Причина искушений – противление собственного себялюбивого нрава человека благодати Божией или, кратко говоря, гордыня. Сегодня наиболее распространёнными искушениями в духовной жизни человека являются бездеятельное увлечённое чтение, эмоциональная экзальтированность, эмоциональная бесчувственность, рассудочность, повреждённая совесть, своеволие или самоволие, самомнение и своенравие.

В чём же должен заключаться подвиг человека в этот труднейший и ответственейший период церковной жизни?

Во внешней жизни нужно сохранить дела веры, т. е., по возможности, весь порядок церковной жизни, который усвоился в период оглашения. Для этого нужно вдумчивое, усердное чтение Евангелия, приложение к своей жизни постигнутого, участие в богослужениях, проповедях, огласительных занятиях, пост, молитва, послушание, мужество, терпение, трудолюбие, несение креста, решительное или постепенное отложение от вредных привычек внешней жизни – зрелищ, нечестивых собраний, увлечения материальным достатком, взращивание в себе желания спасения. Нужна активная церковно-приходская и общинная жизнь: различные формы общения братьев и сестёр, дела милосердия. Важнейшим условием внешней жизни является нахождение единодушного общества людей, которым, собственно, и должен быть приход, и постепенно обретаемая в нём церковная община.

В себе самом человек должен склонить себя к христианскому нраву, умом и сердцем согласиться следовать ему. Кроме вышеперечисленных средств духовной жизни, очень полезны воспоминания явной близости Бога во время огласительного периода. Должно начать труд, чтобы самому быть справедливым ко всем и не искать справедливости к себе, но во всякой несправедливости искать Бога. Быть справедливым ко всем означает правдивость ума, искренность сердца, честность воли. По уму, быть правдивым означает не уклоняться от правды, во всём основываться на ней в своей жизни, не кривить душой. "Творяй правду праведник есть" (1 Ин. 3:7). По сердцу, быть искренним означает чистосердечное, нелицемерное, прямодушное и усердное отношение к Богу и ближнему. Искренние люди – это чистые сердцем, о которых сказано, что они "Бога узрят". 

Желающему чистоты сердца, прежде всего, нужно испытывать сердце своё на сосложение с помыслами, чтобы научиться не допускать этого. Во-вторых, человеку нужно уклоняться от противоестественного духа и естеством своим склоняться к исполнению слова Божия. В-третьих, верующему необходимо научиться раскрывать ближним свою вину в грехах, признаваться в них. И в-четвёртых, должно постоянно взывать ко всем ближним о молитве за себя. По воле, быть честным означает неуклонное по совести и долгу, надёжное в слове, добросовестное, благородное поведение. Простой и ясный образ честного человека раскрывает нам Священное Писание. Евангелие требует от нас не искать чести, но воздавать её, прежде всего, Богу, ибо "Ему честь и держава вечная" (1 Тим. 6:14). Затем священноначалию: "начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь" (1 Тим. 5:17). Потом "всякому делающему доброе – слава и честь и мир" (Рим. 2:10). И "Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы и бессмертия, жизнь вечную" (Рим. 2:7). Самому же себе не следует искать славы, ибо "возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 14:11).

Далее Священное Писание поставляет в обязанность всякому христианину хранить себя в чистой совести, не лукавить в душе своей, "дабы испытанная вера ваша оказалась к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа" (1 Петр. 1:7). "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте. … Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами" (Фил. 4:8-9).

Оглядываясь на себя и испытывая себя, мы увидим, что далеко не таковы мы по своей жизни, но больше поступаем по слову преподобного Ефрема Сирина: "Хотя сам себя обличаю, однако ж, пребываю во грехах, и, исповедуя грехи, не престаю грешить; принеся покаяние, опять грешу, и тем противоречу своему покаянию; как раб греха и нехотя делаю злое… Ненавижу грех, но пребываю в страсти; отказываюсь от беззакония, но нехотя покоряюсь удовольствию…Рекою льются на меня страсти, потому что соединил я ум свой с плотью" (Преп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 1. – М., 1998. – С. 175). Да дарует нам Господь всеми средствами, которыми богат опыт нашей Православной Церкви, следовать за Христом во всей своей жизни, чтобы, по слову Евангелия, просветился свет наш пред человеками, и они прославили Отца нашего Небесного.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: