Сретение – Встреча Бога с человеком

Сретение – Встреча Бога с человеком

14/02/2016 1346

15 января Православная Церковь празднует Сретение Господне.

По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы взяли двух птенцов голубиных – жертва, определённая для бедных.

Если мы мысленно перенесёмся в Иерусалимский храм, куда был принесён Богомладенец Христос, то увидим потрясающее зрелище! Творец Неба и Земли, мира видимого и невидимого, Тот, Кому ведомы все тайны Вселенной, лежит беспомощный и обвитый пеленами на руках Божией Матери. Нет рядом со Христом ни сильных мира сего, ни шума многочисленной толпы… Всё это будет потом, в страдальческой жизни Богочеловека. А пока Он мирно спит, покоясь на руках Богородицы.



* Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

Вокруг Бога, ставшего человеком, из всех жителей земли собралось лишь четверо. Возле Богородицы и Иосифа Обручника стоят двое людей – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Старец и старица, которые всю жизнь ждали этой Встречи. По церковному преданию, переводя Священное Писание с еврейского на греческий язык, при царе Птолемее II, Симеон соблазнился словами пророка Исайи о Деве, которая родит Сына (Ис. 7,14). Поскольку родившая уже не может быть девой, Симеон хотел исправить перевод, но был остановлен Ангелом, который обещал ему, что тот не умрёт, пока не увидит исполнение этого пророчества.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чём
не ведал ещё и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона. 

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твоё продолженье и света

источник для идолов чтящих племён,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.

Архимандрит Кирилл Афанасиев приводит в своих книгах предание обители святого Симеона Богоприимца "Катамонас", находящейся возле Иерусалима. Там сохранилась легенда о том, что Симеон, возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: «если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве». На следующий день в одном селении он купил рыбу, и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному.

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии: 

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Симеон со временем стал священником Иерусалимского храма, после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя. И в это время в храм приносят Младенца Христа, согласно закону Моисея.  Трёхсотлетний старец  Симеон взял на руки Спасителя мира, пророчество исполнилось, и он увидел его исполнение своими глазами.

О жизни пророчицы Анны мы не знаем ничего, кроме того, о чём говорит нам Евангелие от Луки. Это было старица, вдова, восьмидесяти четырёх лет, которая денно и нощно служила Богу постом и молитвой. В этой краткой характеристике сказано мало, но вполне достаточно, что бы понять – в храме Богомладенца встретили люди, у которых были самые чистые и светлые  сердца.

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шёл, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шёл молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проёму.

Каждый из нас имеет опыт встречи с Богом. Господь зовёт к себе всех, но по-разному. Кто-то, может быть, прошёл мимо, так и не услышав, как Бог его окликнул: «Подожди, постой, оглянись, Я здесь». Кто-то совсем оглох, и Он кричит ему в ухо через боль и скорбь, чтобы было слышно. Кого-то зовёт шёпотом весеннего дождя, шуршанием листьев, зимним узором на стекле, солнечным закатом или нежным касанием к сердцу. Но обязательно, у каждого был в жизни момент, когда Бог его позвал, но не каждый оглянулся на этот зов.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Бог может встретиться с нами глазами других людей. Тех, кто, казалось бы, внешне на Него совсем не похож. Он может быть замерзающим на морозе бомжом или нищим, просящим милостыни. А, может быть, чьим-то криком о помощи или старушкой, задумчиво стоящей на рынке и считающей копейки для того, чтобы купить хотя бы пол кило картошки. Кем бы Бог ни был, Он всегда где-то рядом с тобой.

Он шёл умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шёл по пространству, лишённому тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту чёрную тьму,
в которой дотоле ещё никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Встреча с Богом неизбежна. Она произойдёт у каждого из нас, лицом к Лицу. Быть может, она будет радостной, и человек скажет: «Ой Господи, так это был тогда Ты, кто бы мог подумать»?! Или грустной: «Так это было Ты, да… …а я и не знал». Кто-то скажет: «Да я так и знал, это Ты, Господи, пел мне тогда шумом моря и криком чаек».  А кто-то процедит сквозь зубы: «Всё равно тебя ненавижу, … надсмотрщик».

* Стих Иосифа Бродского «Сретение»




Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: