Цивилизация "золотого тельца"

Цивилизация "золотого тельца"

26/10/2015 969

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился

народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро

уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали

себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему

жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который

вывел тебя из земли Египетской!

(Исх.32:7,8).

 

Современный западный мир – это либерально-капиталистическая, материалистическая, потребительская цивилизация. В религиозном отношении она является секулярной девиацией (деконструкцией, как любят говорить философы) западного христианства в его римо-католической и протестантской версиях.

Западная цивилизация нацелена на приобретение, преумножение, потребление материальных благ. В этом вся ее суть, весь ее смысл, вся ее вера, все ее упование, вся ее любовь. Потребительское отношение к материальным благам – ее базовое, все и вся определяющее, универсальное отношение. «Одна из главных особенностей современной цивилизации, – свидетельствует один из крупнейших христианских мыслителей нашего времени митрополит Амфилохий (Радович), ‑ культивирование в человеке ненасытного голода обладания вещами, приобретательства».

Материальные блага занимают главенствующую позицию в иерархии ценностей и идеалов потребительской цивилизации. Более того они абсолютизируются и полностью подменяют собой все другие ценности. Само понятие ценности предельно материализуется, овеществляется.

Сам человек превращается в вещь. Он относиться к себе, другим людям, миру и даже Богу как к вещам, товарам и услугам. Ненасытная жажда обладания материальными благами рождает в человеке умножение забот, заглушает любовь к Богу, ближнему, самому себе, миру; опустошает душу, заполняя образовавшийся вакуум мертвыми вещами и алчностью.

Овеществленный человек всецело обращен во вне – в мир вещей. Он забывает о своем внутреннем мире, о сердце, душе, совести; теряет непосредственную личную связь с самим собой, не говоря уже о Боге и других людях. Человек становиться неизвестным, чужим для самого себя.

Овеществление приводит к отчуждению и ужасающему одиночеству человека. Именно отчужденность и одиночество вызывают к жизни огромную индустрию развлечений и удовольствий, которая зарабатывает на стремлении человека заглушить в себе тоску по обретению себя и личному общению.

Наличие, количество и качество материальных благ для западного человека – мерило успешности, счастья, человечности как таковой. Для многих успешность в приобретении материальных благ является даже критерием вечного спасения. Чем больше материальных благ ты имеешь и можешь себе позволить, тем больше ты человек, тем гарантированнее твое спасение и благая загробная участь.

Если же твое материальное состояние достигает глобальных масштабов, дает тебе политическую и технологическую власть над человечеством и миром, ты уже перестаешь быть просто человеком, ты становишься сверхчеловеком – реализуешь заветную мечту «гениального безумца» Фридриха Ницше. Отсюда идеология мондиализма, «золотого миллиарда» сверхлюдей, которым суждено сконцентрировать в своих руках все мировые богатства и управлять всем остальным «не золотым» человечеством.

Напротив: чем меньше материальных благ ты имеешь, тем меньше ты человек. Если ты не имеешь ничего, значит ты – неудачник, лузер, нищеброд, недочеловек; твоя жизнь ничего не стоит, как и ты сам. Ты – расходный материал, которым можно и нужно пожертвовать ради дополнительной прибыли. В этом твоя единственная функциональная польза.

Классический философский вопрос «Быть или иметь?» в потребительском мире однозначно решается в пользу «иметь». «Иметь или не иметь?» ‑ вот в чем главный вопрос. Для западного человека «иметь» собственно и значит «быть». Он всецело поглощен и определяется тем, что имеет. Человек есть то, что имеет. Его бытие и существо полностью сводятся к функции обладания внешними материальными благами.

Философия овеществленного человека – это философия денег. Согласно этой философии, деньги – не просто показатель стоимости товаров и услуг. Они – принцип существования; критерий бытия и жизни; мерило истины, добра и красоты; основа общественного и личного прогресса.

Ценность как таковая всецело сводиться к денежной стоимости. Деньги ставятся в центр всего. Все крутиться вокруг них и ради них. С денег все начинается, ими все живет, движется и существует, к ним все устремляются. Деньги делают деньги. Этому движению нет конца. Оно вечно для его участников. Деньги – это все. Деньги – это бог. Так философия денег переходит в религию денег. Отсюда знаменитая фраза, написанная на мировой валюте: «In God we trust».

Супермаркет – вот идеальный символом современного западного мира, его святыня и храм. Здесь все продается и все покупается. Все здесь является товарами или услугами, имеющими свою определенную денежную стоимость. Главный вопрос – в цене и только в ней. Все стороны жизни коммерциализированы.

Рыночная экономика становиться универсальной сферой жизни общества. Именно финансово-экономические интересы определяют все прочие области социального развития ‑ политику, право, искусство, науку, технику; влияют на сами основы общественной жизни – личность и семью, трансформируют их.

Западный человек осознает себя, прежде всего, как существо экономическое ‑ homo economicus. «Обогащаюсь, следовательно, существую» ‑ вот его максима. Экономический человек воспитывает в себе экономический характер, руководствуется экономической моралью или бизнес этикой, осуществляет свою самореализацию в экономической сфере, стремиться к экономическому успеху – экономической прибыли и богатству. В этом весь смысл его жизни. В этом его счастье. В убытках, разорении, бедности и нищете заключается его несчастье.

Всем своим существом экономический человек жаждет материального богатства и устремляется к нему. Оборотной стороной этой всепоглощающей устремленности является такой же всепоглощающий страх, экзистенциальный ужас перед утратой материальных благ. Чем больше человек стремится к богатству, чем богаче становиться, тем больше он боится бедности, тем больше его страх перед нищетой. То, в чем он полагает свое счастье, становиться для него источником безысходных душевных страданий, источником несчастья.

Об этом говорил еще Екклесиаст: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Екк. 5:9‑10, 11).

Мысль царя Соломона развивает свт. Иоанн Златоуст: «Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Kак тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. И потому мы не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам, а они своим, и так далее, и таким образом мы только передаем свое имущество другим, а не обладаем им сами. Отсюда происходит безумие, от этого люди свободные делаются хуже рабов».

Материальное богатство, возведенное в Абсолют, – не счастье, но проклятье для человека. Не богатство служит человеку, но человек богатству. Не человек обладает богатством, но богатство человеком. Богатство подчиняет себе человека, делает его своим рабом, обслуживающим персоналом.

Потеря богатства для порабощенного ему человека означает утрату всякого смысла жизни. С потерей богатства жизнь становиться пустой, ужасающей и невыносимой. Человек лишается единственной опоры своего существования. Такие люди впадают в мрачное уныние, подталкивающие их к самоубийству. Подобно древним рабам они хотят умереть вслед за своим умершим господином. Отсюда массовые суициды бизнесменов обанкротившихся во время экономических кризисов.

В древности еврейские богоотступники поклонялись «золотому тельцу». Современная западная цивилизация усилила и распространила это поклонение до глобальных масштабов. Абсолютизация, обожествление материальных благ привела к овеществлению человека, его деградации и смерти.

«Люди гибнут за металл! Сатана здесь правит бал!» ‑ этот смертельный диагноз был поставлен западному миру на заре его могущества и расцвета еще два столетия назад Иоганном Вольфгангом Гёте. Ныне «Фаустовская» цивилизация приближается к своему закату. При всем внешнем блеске, ее внутренние силы на исходе, ее мечты и идеалы попраны, ее вера и надежды исчерпаны, ее любовь умерла. Подобно змее «цивилизация овеществленного человека» (митр. Амфилохий (Радович)) пожирает саму себя. Конец ее жалок и ужасен.

Статуя золотого тельца на улице Бруклина, США

Пресыщенное разочарование, переходящее в самоубийственное уныние, – вот главенствующее настроение современного западного человека. Падение его настолько глубоко, что он считает его подъемом и развитием. Ослепление настолько сильно, что он считает его светом и знанием. Деградация настолько разрушительна, что он считает ее перестройкой и реформированием. Грех настолько вопиющ, что он считает его нормой и праведностью. Гибель настолько близка, что он считает ее возрождением и спасением. Духовная нищета настолько велика, что он считает ее богатством и роскошью. «Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).

Таково духовное состояние прелестного самообольщения западного человека – состояние, в котором нет места покаянию и смирению. Причина этого в том, что западная цивилизация «отпала от Жизни, перестав исповедовать Христа как единственного Бога и Спасителя, и вселился в нее легион...» ‑ говорит митрополит Амфилохий (Радович).

«Европа показывает нам уже конкретный пример жизни без Христа, ‑ вторит ему Блаженнейший митрополит Онуфрий. ‑ Там не обращают внимания на заповеди Господа, на Его запреты. Наоборот, там все более поощряется вседозволенность, согласно которой жизнь освящается не законом Божьим, а желаниями человеческими. Но это неправильный путь… те законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы. Мы не можем содействовать и присоединяться к этому миру. Мы должны держать единство с теми людьми, которые хранят Божественный закон. Дело в том, что если не будет на земле людей, хранящих Божественный порядок жизни, то жизнь человека будет обречена, человечество придет к самоуничтожению».

Не так давно, бывший глава украинских греко-католиков Любомир Гузар, заявил, что «мы должны очень спокойно, критически подойти к тому все ли, что происходит на Западе (Европы – авт.), нам подходит. Сочетается ли оно с Законом Божьим, является ли оно благом для Украины. И не говорить «Ох, это европейское, а значит уже должно быть благим».

Спасти обезверившийся, одержимый духами злобы Запад может лишь чудо – чудо всесильной, всеисцеляющей любви Христовой, чудо Его святой Церкви. Сегодня как и всегда Церковь Христова скорбит о грехах падшего человечества, призывая его к покаянию и обращению ко Господу:

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5:1‑5).

Другие материалы в этой категории: Эвтаназия - милосердие или убийство? Афон, як чудо

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: