Успение Божией Матери

27/08/2015 919
В Рождестве девство сохранила еси,
во Успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша
 
(Тропарь  Успения Пресвятой Богородицы).
 
28 августа Православная Церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы – Матери Господа Иисуса Христа. Этот праздник является последним из двунадесятых (двенадцати самых важных) праздников в православном календаре.
 
О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя в Священном Писании не говориться. Однако свидетельства об этом мы находим в Священном Предании, являющимся для православных таким же важным источником веры, как и Писание.
 
На момент своего отшествия ко Господу Богородица была в Иерусалиме. Она приехала туда для того, чтобы помолиться на Голгофе и Гробе Господнем. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Он возвестил ей: «Сын Твой и Бог наш архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». После этого святая Мария мирно скончалась.
 
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход в которую завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. В погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим лишь через три дня. По его просьбе открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Богородицей. Но там тела Богоматери не оказалось. Остались одни лишь погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. Апостолы недоумевали. Вечером во время общей трапезы они вдруг увидели в воздухе сияющую и прекрасную Богородицу в окружении ангелов. Пресвятая Дева Мария сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни!» 
 
Возрадовались апостолы   Матерь Господа воскресла! Подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын на третий день после Своей смерти. Она была вознесена телесно на Небеса! Подобно тому, как вознесся и Спаситель на сороковой день после Своего Воскресения. Подобно Царю Вседержителю Богородица не просто вся вознеслась в Царство Небесное, но воцарилась над ангелами и людьми, надо всем творением. Она – Царица, Владычица Неба и Земли. Богоматерь всегда следует за Своим Сыном – в скорби и в радости, в поношении и в славе, в смерти и в воскресении, в вознесении и в царственном величии.
 
Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни». «Не смертью назову священное Твое Успение,   подчеркивает преподобный  Иоанн Дамаскин,   но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью». «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом,   объясняет святитель Григорий Палама.   Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».
 
На иконах Успения Богоматери мы видим Господа Иисуса Христа рядом с Ее ложем. Он держит на Своих руках запеленатую младенческую фигурку душу Богородицы, пребывающую в младенческой чистоте и непорочности. Проходя через смерть, через отделение души от тела, Приснодева рождается к вечной жизни. Так же как и Ее Сын, Она принимает смерть, чтобы победить ее. Поэтому Ее смерть   радостное, светлое и утешительное событие для всех христиан.
 
 
«Радуйтесь! Я с вами — во все дни»   сказала Богородица апостолам. Эти слова обращены не только к ним, но ко всем людям, которые с верой обращаются к Ней. В тропаре праздника подчеркивается, что Матерь Божия и после Своего отшествия на Небеса не оставила мир и людей. Она всегда с нами, с каждым из нас. Она слышит все наши молитвы. Всегда отвечает и помогает. Она заботиться о нас Своими непрестанными молитвами, больше чем мы сами заботимся о себе. «Усердная Помощница нуждающихся! Утешительница скорбящих! Милосердная предстательница погибающих!» – такой знает Богородицу верующее сердце.
 
В Успение мы вспоминаем переход Богородицы от земной жизни в Царство Божественного Света, молитвенно приобщаемся к нему. По-еврейски слово «переход» переводиться как «пасха». И действительно, Успение Божией Матери – это наша вторая Пасха после Пасхи первой – Воскресения Господа Ииуса Христа. Своей телесной смертью, воскресением, вознесением и воцарением Пресвятая Богородица вслед за Своим Сыном удостоверяет истину грядущего всеобщего воскресения людей в день Второго Славного Пришествия Господня, истину вечноблаженной жизни с Богом праведных.
 
Человеческая жизнь на земле скоротечна; она – лишь преддверие «жизни будущего века». И потому ее нужно ценить и беречь как дар Божий, не растрачивать на бессмысленную эгоистическую суету, наполнять «единым на потребу»   любовью к Богу и ближним – сделать ее пасхой, переходом в Царствие Христово.
 
«Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается нам праздником Ее Успения,   отмечает святитель Иннокентий Херсонский,   дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна». Поэтому празднуя Успение Пресвятой Богородицы, вспомним и о своей грядущей кончине, по-христиански задумаемся о смерти. Будем помнить о том, что смерть – не уничтожение. Оставим эти заблуждения атеистам и материалистам. 
 
Смерть   переход души от этой, земной и временной жизни в иную, загробную и вечную жизнь. Какой будет эта вечная жизнь – скорбной или блаженной – зависит от нас самих – от нашего выбора между двумя путями – путем добра, открытым нам Спасителем в Евангелии, или путем греха, по которому увлекает нас диавол. Собственно, для того, чтобы каждый из нас сделал свой, личный правильный выбор и утвердился в нем Господь и даровал нам земную жизнь.
 
Пресвятая Богородица, все святые угодники Православной Церкви свой выбор сделали – и достигли Царствия Божия. Теперь – выбор за нами.

 

 
Другие материалы в этой категории: Жизнь как исключение Успіння, як народження

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: