Встреча Жизни, побеждающей смерть!

Встреча Жизни, побеждающей смерть!

14/02/2016 483

Сретение Господне – один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, называемых двунадесятыми. Этот праздник отмечается ежегодно 2 февраля по церковному календарю или 15 февраля по новому стилю, то есть на сороковой день после Рождества Спасителя.

Больше двух тысяч лет назад, в точности исполняя ветхозаветный закон, Пресвятая Богородица вместе с Обручником Иосифом принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для посвящения Его Богу. Там и произошла их встреча, по-славянски – сретенье, с праведными старцем Симеоном и пророчицей Анной. Сретенье было не просто обычной земной встречей нескольких людей. Это была встреча Самого Бога с ожидавшим Его человечеством в лице ветхозаветных праведников.

Вот как об этом эпохальном событии повествует святитель Димитрий Ростовский, дополняя Евангельский рассказ (Лк. 2,22–32): «Пресвятая Дева, преклонив пред Господом колена, с великим благоговением и трепетом предавала своего Младенца в руки Божии:

– Се, Сын Твой, Пре­веч­ный От­че, Ко­то­ро­го Ты по­слал во­пло­тить­ся от ме­ня для спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го! Ты Его ро­дил преж­де ве­ков без Ма­те­ри, а я по Тво­е­му бло­го­во­ле­нию, по ис­пол­не­нии лет, ро­ди­ла Его без му­жа; вот плод чре­ва мо­е­го пер­во­рож­ден­ный, Ду­хом Свя­тым во мне за­ча­тый, и неиз­ре­чен­но, как Ты Один ве­да­ешь, от ме­ня про­ис­шед­ший: Он Пер­ве­нец мой, ра­нее же все­го Твой, Те­бе со­прис­но­сущ­ный и со­без­на­чаль­ный, пер­ве­нец Те­бе Од­но­му по­до­ба­ю­щий, ибо Он есть от Те­бя со­шед­ший, не от­сту­пив от Тво­е­го Бо­же­ства. При­и­ми Пер­вен­ца, с Ко­то­рым Ты ве­ки со­тво­рил (Евр. 1:2), и с Ко­то­рым вме­сте све­ту воссиять по­ве­лел: при­и­ми во­пло­тив­ше­е­ся от ме­ня Твое Сло­во, Ко­то­рым Ты утвер­дил небо, ос­но­вал зем­лю, со­брал в со­еди­не­ние воды: при­и­ми от ме­ня Тво­е­го Сы­на, Ко­то­ро­го при­но­шу Те­бе на сие ве­ли­кое, да о Нем и о Мне устро­ишь так, как Те­бе угод­но, и да ис­ку­пишь род че­ло­ве­че­ский Его пло­тию и кро­вию, при­ня­тою от Ме­ня.

С этими словами молодая Мария отдала свое драгоценное Дитя в руки архиерею так, как бы отдавала Самому Богу… По­сле се­го Она вы­ку­пи­ла Его, как тре­бо­вал за­кон, уста­нов­лен­ною це­ною, – пя­тью свя­щен­ны­ми сик­ля­ми, чис­ло ко­то­рых ка­к-бы пред­зна­ме­но­ва­ло пять свя­щен­ных язв на те­ле Хри­ста, при­ня­тых Им на Кре­сте, ко­то­ры­ми весь мир был ис­куп­лен от клят­вы за­конной и от ра­бо­ты вра­жи­ей».

В то са­мое вре­мя, ко­гда Ма­терь Бо­жия при­нес­ла мла­ден­ца Иису­са для ис­пол­не­ния над Ним пред­пи­сан­но­го за­ко­ном обы­чая, под руководством Духа Святого в храм при­шёл ста­рец Си­ме­он — че­ло­век пра­вед­ный и благочестивый.

Симеон был одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он входил в группу семидесяти переводчиков (толковников) Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — и усомнился: разве дева может родить? Симеон хотел уже было вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что он не умрет, пока не увидит исполнения этого пророчества.

Симеон взял, принял Богомладенца на руки. Поэтому его и называют Богоприимцем. Благословив Господа, он пророчески воспел: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». То есть: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Эти Боговдохновенные слова теперь поются православными христианами на каждой вечерней службе в течение всего Богослужебного года.  

«Праведный Иосиф и Пре­чи­стая Де­ва, — продолжает рассказ святитель Димитрий Ростовский, — слы­ша всё ска­зан­ное Си­мео­ном о Мла­ден­це, удивля­лись; при­том они ви­де­ли, что Си­ме­он обращается к Мла­ден­цу, не как к мла­ден­цу, но как к «Вет­хо­му дня­ми», и, мо­лясь, об­ра­ща­ет­ся к Нему не как к че­ло­ве­ку, а как к Бо­гу, име­ю­ще­му власть жиз­ни и смер­ти и мо­гу­ще­му тот­час от­пу­стить стар­ца к иной жиз­ни, или удер­жать в на­сто­я­щей. Си­ме­он об­ратился с бла­го­сло­ве­ни­ем и к ним, вос­хва­ляя и ве­ли­чая пре­не­по­роч­ную Матерь, ро­див­шую в мир Бо­га и че­ло­ве­ка, и убла­жая названного от­ца Иосифа, спо­до­бив­ше­го­ся быть слу­жи­те­лем та­ко­му та­ин­ству. По­том, об­ра­тившись к Ма­рии, Ма­те­ри Его, а не к Иоси­фу – ибо он про­зре­вал в Ней оча­ми сво­и­ми без­муж­нюю Ма­терь, – Си­ме­он про­из­нес пророчество: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2,35).

Здесь же в хра­ме бы­ла и Ан­на Про­ро­чи­ца — вдо­ва весьма преклонных лет. Ей бы­ло во­семь­де­сят че­ты­ре го­да. Она про­во­ди­ла Бо­го­угодную жизнь, не от­хо­дя от хра­ма. В по­сте и мо­лит­ве слу­жила Бо­гу день и ночь. Увидев Богомладенца, Анна мно­го про­ро­че­ство­ва­ла о Спасителе всем ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Так произошла встреча человека с Богом, всемогущим Творцом Неба и Земли. Произошла в Храме на задворках древнего цивилизованного мира – великой Римской империи. Тогдашние земные властители, ослепленные жаждой мирской власти и материальных богатств, не заметили этого События. Тем было хуже для них.

Бог вошел в мир, пришел на встречу с человечеством не в громе и молниях, но «гласом хлада тонка» — безгласным и беззащитным Младенцем. Он был так мал, что умещался на человеческих руках Девы и старого Симеона. Он еще не мог ходить и был принесен к людям Своей пречистой Матерью. И это еще беспомощное малое Дитя было Беспредельным Всемогущим Богом, принесшим спасение всем людям, всему творению! Христианский Бог не устрашает, не подавляет людей Своим могуществом и силой, не заставляет, не ломает их воли. Он становится человеком, таким же, как и мы, во всем, кроме греха. Он взывает к нашей совести, к нашей душе, к нашей свободе, взывает тихо и ненавязчиво, иногда молчаливо, но Его тихое, иногда беззвучное обращение для верующего сердца бывает слышнее и громче звуков всего мира. 

Встреча Симеона со Христом произошла в Иерусалимском храме. Так же, как и во время Своего Обрезания, Господь исполнил Ветхий Завет, чтобы дать начало Завету Новому – завету последнему и совершенному, завету благодатному и личному, завету с каждым верующим человеческим сердцем.

Благодаря этой встрече старец Симеон освободился от своего наказания (от слова «наказ» — «урок») за то, что усомнился в пророчестве Исаии. Наказание Господне стало великим благословением. Он сподобился лицезреть Самого Спасителя, Самого Бога во плоти, Сам Путь, Истину и Жизнь, более того, сподобился держать в своих руках Надежду, Начало и Конец всего сущего.

Каждый православный христианин обладает даже большим даром, чем старец Симеон. Он лишь принял и подержал Богомладенца на своих руках. Мы же на Литургии в Таинстве Святой Евхаристии устами и сердцем воспринимаем Его в себя, причащаемся Всесвятых Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

После встречи со Христом старец Симеон мирно скончался. Но его служение Богу на этот не завершилось. Ему еще предстояло сойти во ад и сообщить всем пребывающим там и ожидающим спасения о пришествии Спасителя, о том, что им уже недолго осталось ждать освобождения. Симеон знал, что значит жить ожиданием, и стремился облегчить его тем, кто томился намного дольше его. Так же и мы, сподобившиеся встречи со Христом, призваны быть вестниками спасения для наших страждущих и погибающих ближних.

Жизнь со Христом начинается со встречи с Ним. Без личной живой встречи с живым Господом, без обращения и принятия Спасителя в свое сердце, все напрасно. Встреча эта у каждого своя, она всегда уникальна, невыразима и неописуема человеческими словами. О ней невозможно забыть. Ведь она меняет твою жизнь раз и навсегда. Встретивший Господа уже не может жить как прежде, он готов умереть для мира, для всех его страстей и похотей, подобно тому, как умер праведный Симеон.

Какой будет наша дальнейшая жизнь после этой самой важной, самой главной встречи, зависит от нас самих, от нашего искреннего желания и полной решимости противостоять диаволу, бороться со грехами и страстями, оставаться верными Господу и Его Православной Церкви. Выбор и действие — за нами, благодатная помощь и результат – за Христом!

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень!

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: